- Где в Библии говорится об изгнании торгующих из храма?
- В какой части Иерусалимского храма шла торговля?
- Какие жертвенные животные продавались в Иерусалимском храме?
- Что возмутило Иисуса Христа, если не сам факт торговли в храме?
- Зачем Иисус Христос брал в руки бич?
- Указывает ли вышеприведённый евангельский эпизод на недопустимость торговли в православном храме?
- Почему церковная лавка чаще всего находится непосредственно в храме?
- Возможно ли закрывать церковную лавку во время богослужения?
- Есть ли в православном храме должность продавца?
- Почему предметы церковного обихода не раздают в храмах бесплатно?
- Если бы кто-то мог финансово поддержать содержание храма и служащих в нём, можно ли было бы обойтись без торговли в храме?
- Цитаты о торговлe в храме
Где в Библии говорится об изгнании торгующих из храма?
Об изгнании торгующих из Ветхозаветного Иерусалимского храма повествуется в Мф.21:12-13, Мк.11:15, Лк.19:45-48, Ин.2:13-16.
В какой части Иерусалимского храма шла торговля?
Вокруг Иерусалимского храма были возведены высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь. Снаружи, за южной стеной, располагался так называемый двор – огромная вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда – в отличие от территории за стенами и, конечно, от самого храмового здания – был открыт доступ не только иудеям, но и всем желающим, даже язычникам. Так этот двор со временем и стали именовать – «двор язычников». Предназначался он главным образом для торговли жертвенными животными.
Какие жертвенные животные продавались в Иерусалимском храме?
Принесение жертв являлось главной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести Ему в жертву ягнёнка, козлёнка, вола или (если человек был бедный) голубя. Особь требовалась мужского пола и без какого-либо изъяна: Богу жертвовали лучшее.
Животное или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, годятся ли они в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике. После этого грех считался искупленным, а благодарность – принятой. Ведь человек потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с Богом.
Совершенно очевидно, что события, о которых рассказывают евангелисты, разворачивались не внутри храмового здания и, тем более не в Святая святых храма (вход туда был строго регламентирован), а снаружи – на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных, было вполне в порядке вещей.
Что возмутило Иисуса Христа, если не сам факт торговли в храме?
На большие иудейские праздники стекались тысячи приезжих, в частности, евреев, живших далеко от Иерусалима – в Риме, в Египте, Греции, на Кипре... Они не могли везти жертвенных животных с собой, поэтому покупали их на месте. Этим пользовалась храмовая аристократия, возглавляемая первосвященником, чтобы превратить храмовую торговлю жертвенными животными в бизнес.
Следует отметить, что поскольку Иудея являлась одной из провинций Римской империи, здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты – динарии. На динариях был изображен профиль римского императора – кесаря. В Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на территории храма они ввели специальную храмовую валюту – священные сикли, те самые, которыми иудеи платили пошлину на храм. Обмен динариев (и других денег) на сикли осуществлялся на том самом «дворе язычников». Эти же храмовые деньги шли в дело, и когда священниками производился осмотр купленных животных. А совершались эти валютно-обменные операции с комиссией, которая, по некоторым сведениям, составляла почти две трети от суммы обмена. Такой порядок был крайне выгоден храмовой аристократии. Именно в ее руках оседала вся прибыль и от обмена денег, и от последующих финансовых операций с золотом.
В то же время, поскольку многие из желавших принести жертвенные дары сами нуждались в деньгах, первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай маленькие подарки. То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки – своего рода взятки.
Этим-то и был возмущен Иисус Христос: дом Его Отца, дом молитвы люди превратили в торговый дом.
Зачем Иисус Христос брал в руки бич?
Бич предназначался не людям, сообщает богослов Евфимий Зигабен, но животным: торговцев Иисус Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал». 27 правило Святых Апостолов утверждает, что Иисус в Своей земной жизни не поднимал руку на человека: «Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Следует помнить и то, что этот эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть имеющий – более того, никто не смеет Ему ничего возразить.
Указывает ли вышеприведённый евангельский эпизод на недопустимость торговли в православном храме?
С современными церковными лавками этот эпизод соотнести сложно. Иерусалимский храм был единственным в то время, а иудеи платили десятину, поэтому торговля служила далеко не главным источником его доходов. Кроме того, в церковной лавке не продают скот и не совершают валютообменных операций, как во дворе Иерусалимского храма времён земной жизни Христа (Храм состоял из 3-х частей: двора, святилища и святого святых; торговля шла исключительно во дворе).
Спаситель выгонял торгующих, радеющих о собственной прибыли, церковные же лавки фактически собирают пожертвования на храм, ведь разница между ценами закупки и реализации, используется на нужды храма.
Приобретение свечей за свечным ящиком является формой пожертвования на нужды храма. В Иерусалимском храме находились специальные сосуды для пожертвования денег на содержание храма (Ин.8:20). Спаситель не только не обличал это, но и похвалил вдовицу, положившую две лепты (Мк.12:41-44). Что касается Церковных Таинств и треб, то на них может быть указан лишь рекомендуемый размер пожертвования; для неимущих в любом храме их обязаны совершить и без него.
Почему церковная лавка чаще всего находится непосредственно в храме?
Наличие свечной лавки в храме или притворе храма обусловлено чисто практическими причинами: далеко не каждый храм имеет возможность выделить для этого отдельное помещение и оплачивать работу дополнительного служителя (свечница часто совмещает свой труд с наблюдением за порядком в храме).
Возможно ли закрывать церковную лавку во время богослужения?
В небольших храмах, чтобы торговля не мешала молящимся, возможно закрывать лавку на время главной части Литургии – анафоры или чтения Священного Писания, и так иногда и делают.
Есть ли в православном храме должность продавца?
Поступления от распространения предметов религиозного назначения учитываются в документах бухгалтерского учета храма в качестве пожертвований граждан. В штатном расписании религиозной организации отсутствует должность продавца, но есть должность сборщика пожертвований.
Почему предметы церковного обихода не раздают в храмах бесплатно?
Если иконы, свечи и прочие предметы церковного обихода раздавать верующим исключительно бесплатно, кто тогда будет оплачивать труд иконописцев, производителей свечей, священно- и церковнослужителей и так далее? Кто будет оплачивать коммунальные услуги, электричество, газ, отопление, ремонт? Церковный бюджет формируется на пожертвования, одной из форм которых является приобретение верующими церковных «товаров». Важно отметить, что, приобретая в церковной лавке те или иные предметы, верующие участвуют в содержании храма. Достойно замечания, что в некоторых храмах богомольцы приобретают свечи, внося «за них» ту сумму пожертвований, которую сами считают нужным, исходя из своих личных возможностей и желаний.
Если бы кто-то мог финансово поддержать содержание храма и служащих в нём, можно ли было бы обойтись без торговли в храме?
В таком случае возникают вопросы. Если закрыть все церковные лавки, где приобрести верующим церковные свечи? На базарах и в магазинах их не продают. Где купить иконы? Сделать самому далеко не всегда представляется возможным. Где приобрести нательный крестик? В ювелирном магазине? Но будет ли он изготовлен по церковным канонам? Продолжать можно и дальше...
Цитаты о торговлe в храме
«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
1Кор.9:13-14
«Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Ин.2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».
Правило 76 Шестого Вселенского Собора
Литература по теме
- Откуда у Церкви деньги?
- Изгнание торгующих из храма Закон Божий
- Торговля в храме прот. М. Питницкий
Комментировать