Выберите правильный ответ.
-
1. Догматические основания православной традиции почитания св. мощей...
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Камень веры Православно-Кафолической Восточной ЦерквиКомментарий:Догматические основания традиции почитания св. мощей содержатся в Священном Писании.
-
2. В качестве св. мощей может /могут почитаться:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3,4,5Верно!Комментарий:В качестве святых мощей в Православной Церкви почитаются тела святых, части тел, кости и вообще всякие останки, даже в виде праха и пепла. Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «Православная Церковь называет мощами не только целиком сохранившиеся тела, но и кости, и даже прах, если от них исходит исцеление, то есть мощь, сила благодати».
-
3. Едва тело одного мертвеца коснулось костей умершего пророка во гробе его, как он тотчас ожил. Назовите имя пророка, о котором сообщается в этом библейском сюжете.
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4Цар.13:21).
-
4. Небольшой ящик, куда могут помещаться частицы мощей одного или нескольких святых, называется.
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:В храмах может быть установлен ковчежец – небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто изготавливаются из драгоценных металлов, некоторые из них являются высокохудожественными произведениями ювелирного искусства.
-
5. Какой из приведенных взглядов на мощи является православным: Нетленность мощей может рассматриваться...
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Комментарий:Нетленность мощей может рассматриваться как особое чудесное свидетельство святости, но НЕ является обязательным её условием.
Кроме того, нетленность останков усопшего иногда может быть особым признаком его греховности. Именно такой взгляд характерен, в частности, для монашеского "государства" Афон.
-
6. Ветхозаветный патриарх, мощи которого во время Исхода из Египта, Моисей вынес, чтобы перезахоронить их в земле Израиля.
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:В книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда» (Исх.13:19).
-
7. Вселенский Собор, на котором был окончательно закреплен догмат о почитании святых мощей.
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Догмат о почитании святых мощей утвержден VII Вселенским Собором, который мощи святых называет источниками исцелений и не почитающих оные повелевает подвергать наказанию. В определении Собора говорится: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если кто епископы или клирики, – да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения» (Деян. соб. пр. 3 и 7). Тот же VII Вселенский Собор определил, чтобы святые мощи полагаемы были в церквах при освящении их, и за неисполнение этого угрожает извержением из сана епископа.
-
8. В современной церковной традиции нетленными называются ...
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Комментарий:В современной традиции нетленными называются не только мощи, имеющие вид недавно умершего человека, но и кости, и мумифицированные останки.
-
9. Одни из самых ранних документальных свидетельств почитания мощей.
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Комментарий:Среди самых ранних свидетельств почитания мощей – свидетельство о мученичестве Поликарпа, еп. Смирнского (не ранее 155): «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало»; а также в Мученичестве св. Игнатия Богоносца († нач. II в.) сообщается о перенесении его св. останков в Антиохию.
-
10. «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, ихже благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Когда совершается чтение этой молитвы?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №3,4Верно!Комментарий:При положении мощей в антиминс или помещении их под престол они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, ихже благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы связан со словами св. ап. Иоанна Богослова: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).
-
11. Какие перечисленные чудесные явления, происходящие с мощами угодников Божьих или связанные с их почитанием, нередко способствуют их прославлению как святых?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,4,6Верно!Комментарий:Такие чудесные явления, как благоухание или сияние мощей, источение ими мира, исцеления, связанные с их богоугодным почитанием, нередко учитываются при решении вопроса о канонизации тех лиц, чьи это мощи.
-
12. Год, в котором в Советской России началась кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации святых мощей.
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Толчком для кампании по вскрытию мощей стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 года мужского монастыря в честь Святой Троицы (Олонецкая губерния). Хранившиеся в нем мощи прп. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами и изъятием серебряной раки. К 1922 году публичные вскрытия мощей почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов.
-
13. Чудеса, происходящие от мощей, совершаются:
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:«Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса» (Пс.71:18).
-
14. Когда началась традиция разделения мощей?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Беседа о мощах и их дробленииКомментарий:Традиция разделения мощей была распространена уже в IV веке. Так, например, святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407 года) говорит: «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
-
15. Святые мощи каких угодников Божьих находятся под спудом (под землёй)?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3Верно! -
16. Миро, которое чудесным образом иногда выделяется на поверхности иконы, мощах - ...
Правильный ответ: №5Верно!Материалы для изучения: МироКомментарий:С освященным богослужебным миром или миром, о котором мы читаем в Евангелии, не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (этот процесс называется мироточением).
Само слово «миро» означает: «ароматное или благовонное масло». В древности подобное ароматное масло использовали для помазывания тела человека. Так оно использовалось в иудейских погребальных обрядах. Мы знаем, к примеру, что святые жены-мироносицы названы так потому, что они несли миро (специальные ароматические благовония) для того, чтобы помазать тело умершего на Кресте Иисуса. Здесь слово «миро» употребляется в значении «благовонное масло». Это миро не имело никакого отношения к миру, используемому в Таинстве Миропомазания, которое, как известно, стало совершаться в христианской Церкви несколько позже.
В Таинстве Елеосвящения и в елеопомазании используется оливковое либо подсолнечное масло, которое может освятить каждый иерей, в отличие от мира, освящаемого, как правило, Предстоятелем Церкви. Миро, соответственно, отличается от елея по своим компонентам.
-
17. Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Научные методы проверки исторической подлинности мощей существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Кроме того, в этих целях может использоваться исторический анализ. Он осуществляется на основе исследования комплекса различных исторических документов и археологических артефактов.
-
18. Что символизирует присутствие мощей святых при совершении Литургии?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Присутствие мощей святых при совершении Божественной литургии символизирует незримое присутствие и участие в этом богослужении представителей Царства Небесного. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого Таинства: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…».
-
19. Вещество, которым заливаются частицы мощей при положении в мощевик.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскомастикой, предохраняющей ее от выпадения или повреждения.
-
20. «Господь Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония. И никто пусть не сомневается!.. По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым (см. Чис.19:11), но эти не мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь, Виновник жизни, в мертвецех вменяшеся, то усопших в надежде на воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми. Ибо каким образом мертвое тело может творить чудеса?». Это цитата из книги «Точное изложение православной веры». Кто ее автор?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Приведенная цитата содержится в догматическом сочинении св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры».
-
21. Небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы, внутри которого могут помещаться частицы мощей святых.
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Энко́лпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона могут помещаться частицы освящённой просфоры или мощи святых.
Энколпион носится на шнурке или цепочке; используется и как наградной знак для награждения епископов при рукоположении – посвящении в сан. Энколпион епископа на Руси получил название панагия. В иконописи его изображают на святых архиереях – святителях.
-
22. В книге Деяний Святых Апостолов рассказывается, что для исцеления болезней и изгнания злых духов...
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:11-12).
-
23. Божественная благодать в маленькой частице мощей и целом, неразделенном теле святого «пребывает»...
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Бог не ограничен условиями пространства. Божественная благодать не измеряется кубическими миллиметрами, сантиметрами или метрами. Человек воспринимает благодать по его вере. Свое отношение к святому человек может выразить в молитве, находясь и перед малой частицей его мощей, и перед большей / благоговейно прикоснувшись и к малой, и к большей.
-
24. Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, празднование которого совершается 22 мая, представляет собой по форме...
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Формально перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари было похищением. Мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца как своего особого покровителя. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город, что и было сделано. По некоторым соображениям, наряду с желанием обрести покровительство святого, похитители, решаясь на такой неординарный поступок, были мотивированы желанием спасти его мощи от возможного поргуания со стороны иноверцев.
-
25. Что будет с мощами святого, разделенными на множество мелких частей, во время всеобщего Воскресения? Как тогда святой воскреснет в своем теле?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: О воскресении мертвыхКомментарий:Вне зависимости от того, были ли разделены мощи тех или иных святых на множество частей или не были, в процессе воскресения душа каждого из них соединится со «своим» телом. Мы верим, что Господь чудесным образом восстановит тела всех умерших людей, живших в этом мире, начиная с Адама и Евы. Восстановит из праха даже в том случае, если тела уже давно распались на мелкие элементы. Как восклицал в свое время праведный Иов: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25–27). В этом смысле разделение тела святого человека на части не является препятствием для воскресения.
-
26. Можно ли утверждать, что Церковь заимствовала практику почитания мощей от язычников, всего лишь наполнив её новым смыслом?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Православная практика почитания мощей святых угодников Божьих связана с православным учением о Едином и Истинном Боге, с православным учением о человеке и в частности о том, что после физической смерти душа усопшего продолжает жить сознательной жизнью, с православным учением о святости и о святых.
Почитая мощи святых, мы почитаем их не как останки мертвецов или полубогов (что было свойственно язычникам): почитая мощи святых, мы, православные, почитаем ныне живущих святых, почитаем их как угодников, служителей Божьих, почитаем как лиц святой жизни, как наших ходатаев перед Богом, наших помощников на пути достижения спасения. Очевидно, что языческие практики обращения с останками умерших людей принципиально отличны от православной практики почитания св. мощей.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать