Источник

ІІІ. Догмат о мощах святых

Введение

Ракушки, в которых образуется жемчуг, имеют свою ценность не только тогда, когда жемчуг находится в них, но и после отделения от него не теряют своей ценности. Если же обратим наши очи на животных, то многое найдем в них. Кожа их имеет большую цену мертвая, чем живая. Но и кожура, отделенная от благоухающего дерева корицы, большую пользу приносит людям и служит лекарством от многих немощей. То же мы, православные, говорим и о мощах святых угодников Божиих, ибо они, как ракушки от драгоценнейшего жемчуга, и после разделения от души имеют свою высокую цену у тех, кто умеет ценить вещи, и, как кожура благоуханной корицы, приносят пользу и врачевание по вере.

Такое ослепление только у одних еретиков, что видя не видят и, помраченные злобой, не могут оценить такое сокровище, но, как мерзкие свиньи, попирают такие драгоценные жемчужины. Мы же, не стремясь подражать лукавым, возьмем это драгоценное золото и покажем противникам его ценность на камне веры.

Часть 1. Камень Православной веры

Дело благочестия есть чтить мощи святых угодников Божиих и воздавать им должное почитание

Глава 1. Твердость камня веры от Божественного Писания

[Книги] Исход, глава 13, Навин, глава 24. Моисей и сыновья Израилевы так чтили мощи Иосифа прекрасного, умершего в Египте, что, исходя из Египта, взяли их, как некое сокровище, и изнесли оттуда в землю обетованную, и с почестями положили на поле Иакова, называемом Сихем (после прозванном Сихарь). Отсюда можно рассудить, сколь многое множество людей умерло в Египте, но изнесены были оттуда только мощи Иосифа, так как он один был праведен и свят и был великим угодником Божиим, как показывает его житие.

Во Второзаконии, глава 34. Сам Господь Бог почтил тело умершего Моисея и Сам его схоронил, как говорит Писание: И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен (погребо́ша є҆го́) на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34:5–6).

В нашей славянской Библии написано: «и погребли его», то есть Ангелы Божии. В Библиях же других переводов написано: и погреб его, то есть Сам Господь. Ибо если бы люди погребли тело Моисея, то место погребения его было бы известно. Но так как оно неизвестно даже до сего дня, то ясно, что он был погребен Богом или Ангелами, но не людьми. Смотри, какая почесть мощам угодника Божия, Моисея. Об этом смотри ниже, в главе пятой, в доказательстве втором.

В Четвертой книге Царств, глава 13. Ожил некий мертвец, прикоснувшийся к мощам святого пророка Елисея. Как ты думаешь, противник, не почитали ли люди израильские те пророческие мощи, которые Сам Бог почтил и прославил таким чудотворением?

В Четвертой книге Царств, глава 23. Когда царь Иосия искоренял идолослужение, разрушая капища и идолов, тогда многие кости мертвых сжег и обратил в пепел. Мощи же пророка святого человека Божия, обретенные там, с честью пожелал сохранить целыми и невредимыми.

В Евангелии святого Матфея, глава 23, вспоминается, что в Иерусалиме в дни Христовы были созидаемы гробы пророков и украшаемы раки праведных в честь их честных мощей. Скажешь: не похвалил Господь иерусалимлян за такое дело, но даже укорил их, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф.23, 29–30). (Там же, зачало 96.)

Отвечает на это святой Феофилакт [Болгарский], говоря: «Поносит их не потому, что созидают гробницы пророкам, ибо это доброе дело, но потому, что делали это с лицемерием». Досюда Феофилакт.

Внимайте же, за что укоряет Христос иерусалимлян: не за украшение гробниц пророков, ибо это было доброе дело, по свидетельству Феофилакта и прочих святых отцов, но за их лицемерие и злобу, которую они имели на Христа Господа, и за их явную ложь, что говорили: если бы мы были во дни отцов наших, то… не избили бы пророков (Мф.23, 29–30). Это говорили, а замышляли убийство, ища, как бы убить Самого Сына Божия, о Котором прорекли пророки. Поэтому сказал им Господь: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… дополняйте же меру отцов ваших (Мф.23, 29–32). Нам же отсюда ясно, что и во дни Христа было почитание святых мощей в Израиле.

Не умолчу же здесь и предания достоверной повести Иакова Едесского [Низибийского], который был учителем святого Ефрема [Сирина], что Ной, входя в корабль перед потопом, взял честные мощи Адама из гроба и внес в корабль с собою, надеясь его молитвами быть спасенным при потопе. После потопа же разделил их трем своим сыновьям: Симу, старшему сыну, дал главнейшую часть – голову (ло́бъ) Адама – и наказал ему жить в той земле, где потом был построен Иерусалим. Сим же, по промыслу Божию и по пророческому дару, данному ему от Бога, погреб голову Адама на высоком месте, недалеко от того места, где имел быть Иерусалим, и, насыпав над головой большой холм, назвал его Лобным местом, из-за лба Адама, погребенного там, где впоследствии Христос, Господь наш, изволил быть распятым. Это предание показывает, что почитание святых мощей началось еще с праведного Ноя.

Заключение о сказанном

Если бы Христос ныне видимо явился на земле, а мы бы любезно и благочестиво лобызали Его одежду, что бы вы на это сказали, противники, увидев это? Нарекли бы нас обычным своим злоречием – идолопоклонниками? Но кровоточивая жена, прикоснувшаяся только к одному краю одежды Христовой, была похвалена Господом, и получила исцеление, и удостоилась слышать нареченной себя дщерью Христовой. Но не были отвергнуты и те, которые с великим усердием и верой притекали к тени святого апостола Петра и, более того, получали исцеление всяких недугов как воздаяние за свою веру, и не считались за колдунов и чародеев те, кто головные повязки и опоясания апостола Павла возлагали на недужных, и те исцелялись (Деян.19:12). Если же тень и опоясания апостольские были в такой чести у верных, то насколько более – мощи апостолов? И если те имели целительную силу, то насколько более – эти? Так же подобает рассуждать и об остальных святых мощах.

Глава 2. Твердость камня веры от святых Вселенских и Поместных Соборов

Седьмой святой Вселенский Собор [787 г.], который был вторым в Никее, в действии третьем называет мощи святых источниками исцеления, которыми Бог творит многие благодеяния людям. И в действии седьмом, в последнем определении, повелевает извергать клириков и отлучать мирян, которые презирают мощи мучеников и не принимают их как святыню с подобающей честью.

В правиле седьмом говорится: «Да полагаются мощи святых мучеников после обычной молитвы в храмах, которые были освящены без них. Если же кто освятит без мощей, да будет извержен как преступивший церковные предания». Смотри Кормчую книгу, лист 212, на обороте.

Святой Гангрский Поместный Собор, который собрался после Первого Никейского Собора [325 г.] и изложил некоторые правила, в девятнадцатом правиле проклинает тех, кто гнушается памяти мучеников [то есть мест, где положены мощи святых мучеников]. Ибо евстафиане, еретики, против которых и был собран этот святой Собор, презирали святые мощи и не входили в храмы, в которых полагались тела святых мучеников. Смотри Кормчую книгу, лист 59, на обороте.

Святой Поместный Карфагенский Собор [419 г.] в правиле 94 повелевает раскапывать алтари, в которых не лежат мощи святых мучеников. Смотри Кормчую книгу, лист 152.

Эти святые Соборы восточных стран приводим в свидетельство о почитании мощей святых. Не вспоминаем Соборов, бывших на Западе, свидетельствующих о том же, ибо не верящий этим и более многочисленным не поверит.

Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных святых отцов

Святой Василий Великий на эти псаломские слова: Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс.115, 6) – говорит так: «Когда (сказал) кто-нибудь умирал у иудеев, покойник был в омерзении, когда же теперь случится смерть за Христа, то честны мощи святых Его. Прежде было сказано священникам и назореям, чтобы не прикасались к мертвым телам, чтобы не оскверниться (Числ.6). Ныне же прикасающийся к костям мучеников получает некое приобщение к святыне».

Тот же Василий Великий в слове на 40 мучеников [Севастийских] о мощах их, рассеянных по всей той стране, говорит так: «Они (сказал) всю страну нашу защищают (ѹ҆правлѧ́ютъ) и есть как бы некие забрала и столпы от нападения врагов».

Святой Григорий, епископ Нисский, в слове на святого мученика Феодора: «Душа же (сказал), войдя в Небесное, почивает на своем месте и, разрешившись от тела, живет вместе с равными себе. Тело же, честное и непорочное ее орудие, уложенное и украшенное с великой честью и почтением на прекрасном святом месте, видим почитаемым».

Святой Григорий Назианзин [Богослов] в слове первом, обличая Юлиана Отступника [римский император в 361–363 гг.]: «Идолов (сказал) почитаешь, а не жертвы, за Христа закланные, и сами тела которых могут тоже, что и душа их святая, хотя они осязаемы руками и почитаемы, но и одна капля их крови может то же, что и все их тело».

Святой Кирилл Иерусалимский в катехизисе восемнадцатом пишет так: «Почитания достойна не только душа святых, но и в их усопших телах есть некая сила и могущество. Ибо мертвец, положенный в гроб Елисея [пророка], прикоснувшийся к мертвому же телу пророка, ожил».

Святой Иоанн Златоуст, на послание [ап.] Павла к Римлянам, в нравоучении последнем, 32 Ветхий Рим, в древности сияющий благочестием, больше всего ублажают оттого, что в нем почивают мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла: «Как тело (сказал) великое и крепкое, имеет сияющие очи, так два этих святых тела. Не так светло небо, когда солнце испускает лучи, как Римский град, испустивший две эти свечи всюду по вселенной». И ниже: «Кто бы мне ныне дал облечься телом Павла и пригвоздиться гробу, и видеть прах этого тела, исполнявшего лишения Христовы, понесшего раны, повсюду рассеявшего проповедь, прах этого тела, которым везде ходил, прах этих уст, которыми вещал Христос и просиял свет, всяких лучей светлейший». И ниже: «Не уст же только, но и сердца хотел бы видеть прах, о котором не погрешил бы кто-нибудь сказать, что это сердце вселенной и источник бесчисленных благ, и начало, и стихия нашей жизни, ибо дух жизни, подавался от него повсюду…» И ниже: «И если бы видеть освобожденным это сердце, распаляющееся о каждом погибающем». И ниже: «Хотел бы видеть прах рук, которые были в веригах, возложением которых подавался Дух, которыми он писал сии Божественные послания». И ниже: «Хотел бы видеть прах совершенно ослепших глаз, и прозревших на спасение вселенной, и сподобившихся видеть Христа во плоти». И ниже: «Хотел бы видеть и прах этих ног, прошедших всю вселенную и не утрудившихся, забитых в колоде, когда потряслась темница, прошедших всю вселенную и не населенную землю. И какая нужда говорить подробно? Хотел бы видеть гроб, где лежит оружие правды, оружие света, части тела, ныне живущие, умерщвленные же, когда он был жив, в которых всех жил Христос, распявшиеся для мира, части Христовы, облекшиеся во Христа, храм духовный, создание святое, связанные Духом, пригвожденные страхом Божиим, имеющие язвы Христовы». Не только здесь, но и в другом месте, то есть на Второе послание к Коринфянам, на главу 12, в нравоучении 26 у конца, святой Златоуст вещает подобное: «Ибо скажи мне, где гроб Александра? Покажи мне и назови день, в который он скончался? Рабов же Христовых и гробы светлы, достигшие царственного града, и дни ясные, творящие праздник вселенной. И если это некоторыесвои не разумеют, то это дажеварвары знают. И гробы рабов Распятого светлее царских дворов не только величественностью и украшением зданий (ибо и этим превосходят), но, что много важнее, усердием приходящих. Ибо сам, облеченный багряницей, обходит, лобызая, их раки и, отложив превозношение, стоит, молясь святым, чтобы заступились за него перед Богом, и делателя палаток (Павла), и рыбака (Петра) предстателей и скончавшихся просит, имеющий диадему (корону. – Примеч.). Поэтому посмеешь ли, скажи мне, их Владыку назвать мертвым, рабы Которого и скончавшиеся являются предстателями царей вселенной?» И ниже: «Ибо эти гробы славнее других гробов царских. Ибо там многая пустота, а здесь многое торжество. Если же и с царским двором сравнить эти гробы, снова здесь превосходят. Ибо там много прогоняющих, а здесь много призывающих и привлекающих богатых, нищих, мужей, жен, рабов, свободных. Там большой страх, а здесь несказанная сладость. Сколь сладко зрение видеть одетого золотом и увенчанного царя и предстоящих воевод, князей, начальников, старейшин, епархов. Но то, что здесь, настолько славнейше и страшнейше, что то становится как тень и игрушка против них. Ибо только взошел ты на порог и сие место препроводило твою мысль к вышнему Царю, к ангельскому воинству, к высокому престолу и неприступной славе. И вот, там поистине повелел (царь) князю иного из подлежащих (суду) помиловать, а иного связать. А кости святых имеют не ту власть, умаленную и ничтожную, но намного большую, ибо она бесов отгоняет и мучит, и связанных освобождает от этих горчайших уз. Что страшнее этого судилища? Не одному видимому, не одному противоборствующему бесам слышатся гласы и терзания, раны и мучения, языки горящие, так как бес не терпит этой чудной силы; и облекшиеся в тела, одолевают бесплотные силы (бесовские. – Примеч.); прах, и пепел, и кости поражают тех невидимых существ. Поэтому никто никогда не путешествовал, чтобы видеть царские дворы, но многие цари многократно приходили ради того, чтобы видеть это. Ибо и знамения мученичества святых являют начало будущего Суда поражаемым бесам и мучимым и освобождаемым людям. Увидел ли ты силу святых и после смерти?» Досюда Златоуст. Смотри, какое усердие у Златоустого к мощам и к призыванию святых угодников Божиих.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, в слове 93 о святых Назарии и Келсии говорит: «Если скажешь мне: «Что почитаешь в уже растленном теле?» Почитаю в мученическом теле язвы, воспринятые за имя Христово. Почитаю память живущей вовеки добродетели. Почитаю останки, посвященные исповеданию Владыки. Почитаю в прахе семена вечности. Почитаю тело, которое наставляет меня любить Господа, которое учит меня не бояться умереть за Господа. Почему же не почитать верным то тело, которого и демоны трепещут? Которое уязвили в муках, а прославили во гробе. Почитай же тело, которое Христа прославило в орудиях (пыток. – Примеч.), которое со Христом будет царствовать в славе».

Святой Иоанн Дамаскин (книга 4, глава 16): «Святые (сказал) – это сокровища Божии, и были чистыми обиталищами: сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом (2Кор.6, 16). А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем.3:1), – говорит Божественное Писание. Так же как смерть святых скорее сон, чем смерть, ибо трудились в нынешнем веке и будут жить по конце его.

Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс.115, 6). Что же честнее, чем быть в руке Божией (Прем.3:1)? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся в руке Божией находятся в жизни и свете, так как в умы и тела их вселился Бог, говорит апостол: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6, 19). Господь же есть Дух. И Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор.3, 17). Как же не чествовать духовные храмы Божии, духовные селения Божии? Они живые с дерзновением предстоят Богу. Владыка Христос подал нам спасительные источники – останки (мощи. – Примеч.), источающие многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро, чтобы никто не усомнился. Ибо если из твердого (не. – Примеч.) обтесанного камня источилась вода в пустыне, когда восхотел Бог, и также жаждущему Самсону из ослиной челюсти, то не справедливо ли источать благовонное миро из мученических останков для нисколько не знающих силу Божию и славу, данную Им святым. И в законе написано, что всякий, касающийся мертвого тела, становится нечист. Но они (святые. – Примеч.) не мертвые. Ибо с тех пор, как сама Жизнь и Виновник жизни вменился в мертвых в надежде воскресения, и верующих в Него усопших называем не мертвыми. Ибо как мертвое тело может чудодействовать? Как же ими демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби разрешаются? Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17). Сколько бы ты потрудился, желая найти ходатая, приводящего тебя к смертному царю и за тебя просящего? Предстатели же всего рода (человеческого. – Примеч.), за нас приносящие молитвы Богу, не достойны ли славы? Ей, достойны! Ставя храмы Богу о их имени, принося плоды, чествуя их память и веселясь о них духовно, чтобы было достойное веселье призывающих, чтобы, не вознерадев их почитать, не прогневали их. Ибо кем угождается Бог, о том и угодники веселятся, на кого негодует Бог, на того вознегодуют и Его слуги. В псалмах и хвалении, и песнях духовных, и умилении, и молясь о милости, верные, угодим святым, которыми больше всего угождается Бог. Воздвигнем им столпы и видимые образы и сами, подражая им, будем их душевными столпами и образами добродетелей».

Глава 4. Твердость камня веры от чудес, совершающихся от мощей святых

Святой Епифаний, епископ Кипрский, в житии святых пророков Исаии, Иезекииля, Иеремии пишет, что во многом почитании были гробы тех святых пророков из-за многих благодеяний и чудес, бывших от Бога многим молитвами святых пророков.

Святой Василий Великий в слове на святого мученика Маманта говорит: «Всем известны чудеса, которыми святой мученик подал одним здравие, а другим – жизнь». А в слове о святой мученице Иулите пишет, что, когда ее святые мощи были принесены на некое безводное место, тотчас забил из земли источник чистых вод, так что все обитатели той страны нарекли святую Иулиту своей питательницей, молоком напояющей своих чад.

Святой Григорий Назианзин [Богослов] в слове о святом Киприане: «Много (сказал) может прах святого Киприана с верой, так как это знают испытавшие и даже оставившие для нас известия о его чудесах».

С какой почестью бывало в древности перенесение святых мощей, читай историю Сократа в книге третьей, в разделе 16; Феодорита [Киррского], в книге третьей, в разделе 9-ом; Созомена, в книге пятой, в разделе 18. Найдешь там о перенесении честных мощей святого мученика Вавилы: «Сошлись (сказал) от мала до велика мужской пол и женский, юноши и девы, старцы с юными и, торжествуя, поя и ликуя, перенесли честные мощи святого Вавилы с места, называемого Дафни, и внесли в Антиохию. Был же в Антиохии идол бога Аполлона и в нем обитал бес, подававший различные ответы вопрошающим его людям. Когда же внесли мощи святого, тотчас и бес, и идол умолкли, и ложь истиной обличилась». Об этом же смотри и в Минее, в 4-й день месяца сентября.

Около Александрии было место, называемое Мануфин, и на том месте было древнее капище и жилище бесовское. И страшно было то место, так как там жило много нечистых духов. Когда же святой Кирилл, патриарх Александрийский, принес на то место честные мощи святых мучеников Кира и Иоанна, тотчас оттуда убежала вся бесовская сила. Смотри в житии тех святых, 9 июня.

Когда мощи святого первомученика Стефана переносили из Иерусалима к Царскому граду, над мощами слышался в воздухе глас Ангелов, поющих славословия Богу, и великое благоухание исходило от ковчега. Были же слышны и гласы бесов, издалека взывающих: «Горе нам, потому что Стефан идет и бьет нас». А ночью являлся свет над мощами святого. Смотри в Минее, августа во 21-й день.

По воскресении Христовом, когда святой евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие грады и страны, пришел в Севастийский град, в котором были мощи Иоанна Крестителя, а оттуда собирался идти в Антиохию, свое отечество, восхотел взять с собой и принести туда тело святого Иоанна Предтечи, которое было нетленно и цело. Но это было невозможно, так как Севастийские жители, очень почитающие мощи Крестителя и бережно хранящие их, не отдавали их. Только одну правую руку от того святого тела, крестившую Владыку Господа нашего Иисуса Христа, святой Евангелист Лука принес в свой град Антиохию, воздав ей граду, как неким драгоценным сокровищем, за свое в нем воспитание. И с того времени святая рука Иоанна Крестителя в Антиохии верными хранилась в великом почитании, и великие и многие чудеса ею совершались. Пишет об этом Симеон Метафраст. Смотри Минею, января в 7-й день.

О многократном и чудесном обретении честной главы Иоанна Крестителя пишет древний историк Созомен в книге седьмой, в главе 21. Смотри в Минее в разных местах об обретении главы Крестителя.

О честных мощах святого апостола Варфоломея, лежащих в каменной раке и источающих различные исцеления в восточной Великой Армении, где он и был распят в городе Алфенийском, как эту каменную раку со святыми мощами неверные ввергли в море вместе с другими четырьмя телами и раками святых мучеников. И как, плывя по морю, эти честные тела разделились и направились в различные места, где промысел Божий каждому изволил находиться. Каменная же рака с апостольскими мощами достигла некоего острова, называемого Липар, и сколько там сотворила чудес – читай об этом в Прологе и в Минее, месяца августа в 25-й день.

О мироточивых мощах святителя Христова Николая [Чудотворца, еп. Мирликийского] и о многоразличных исцелениях, и о неисчислимых чудотворениях, происходящих от них, знает вся вселенная под солнцем. Поэтому я посчитал напрасным старание вместить невместимое в краткую сию книгу.

При гробе святого мученика Димитрия Солунского были видимы два Ангела Божии, беседующие с мучеником. Смотри в Минее, 26 октября.

Но не могу забыть и нашу Российскую страну, которая украсилась чудотворными мощами премногих святых, наподобие неба, сияющего звездами. Сама собой зажглась свеча на глазах у всех у гроба святителя Христова Петра, митрополита Всероссийского, что было знамением благодати Божией, просиявшей над гробом Своего угодника. Смотри в Минее, февраля в 12-й день.

Когда были обретены мощи преподобного Феодосия Печерского, в полночь были видны заря, воссиявшая над пещерой, и многие горящие свечи. Так прославляет Бог мощи Своих угодников. Смотри Патерик Печерский.

О прочих святых мощах, издавна благочестиво почитаемых верующими, найдешь везде в церковных книгах. Мне же их приводить не хватит времени.

Но вы, противники, не верите нашим церковным книгам и достоверным историям. Это ваш неуврачеванный недуг, общий с магометанами и иудеями. Ибо магометане больше верят своему корану, а иудеи – своему талмуду, чем нашему Евангелию и церковным книгам. Так и вы всячески верите вашим архираввинам Лютеру и Кальвину, сынам погибели, подчиняя разум в послушание их словоблудия. Святым же Вселенским и Поместным Соборам и святым богодухновенным отцам – Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, Афанасию [Великому], Кириллу [Александрийскому], Амвросию [Медиоланскому] и прочим, само воспоминание о которых достойно чести, не верите. Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис.5, 20–21). Книги Августина [Блаженного] почитаете, как будто оправдывающие вашу сторону, но почему тогда его учение презираете? В девятой книге «Исповеди», в разделе седьмом, он говорит про мощи святых Гервасия и Протасия. Сам Бог открыл святому Амвросию и какие чудеса у тех святых мощей совершались. Почему не помните, что Августин пишет в двадцать второй книге о граде Божием, в разделе восьмом о мощах святого первомученика Стефана, какие чудеса от них происходили, слепые прозревали и мертвые воскресали.

Придите в чувство, противники, воспряните от сна и не закрывайте свет для очей ваших. Везде называете себя первенствующей Церковью и говорите, что ваше сонмище сообразно первенствующей Церкви. О, если бы было так, как вы говорите! Тогда мы имели бы вас поборниками нашей веры, а не гонителями. Ибо знаете, с какой ревностью те первые христиане или тайным образом похищали, или за многую цену покупали у стерегущих тела мучеников за Христа и мазались их кровью, излиянной за Христа, как неким драгоценным миром, и у себя с почестями погребали. Потом же, когда утихало гонение, созидали церкви в их память, на славу Богу, дивному во святых Своих. Об этом есть бесчисленные свидетельства в различных историях, но они вам, как глухим сладкогласное пение.

Глава 5. Твердость камня веры от ясных доказательств, утвержденных на Священном Писании

Доказательство первое

1. Что достойно чести пред Богом, тому не подобает быть в бесчестии пред людьми.

2. Но мощи святых угодников Божиих достойны чести пред Богом.

3. Поэтому мощам святых угодников Божиих не подобает быть в бесчестии у людей.

Первое высказывание истинно. Ибо создание, насколько возможно, должно быть согласно и сообразно со Своим Создателем. Поэтому что хорошо нашему Создателю, то должно быть хорошо и нам. Как что достойно чести пред нашим земным царем, то бывает достойно чести и пред нами, его подданными.

Второе изречение, что мощи святых угодников достойны чести пред Богом, ясно из Священного Писания, ибо псалмопевец говорит: Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс.115, 6). Поэтому как достойна чести пред Господом смерть, принятая ради Бога, так достойна чести пред Господом кровь, пролитая за Христа, достойны чести члены тела, претерпевшие муку за Христа, достойны чести язвы уязвленных за Христа, достойны чести кости их и прах, но достойно чести и само место, где они почивают. Поэтому святой Иоанн Златоуст с таким желанием хотел видеть прах тела апостола Павла, как мы показали в главе третьей. А святой Амвросий [Медиоланский] в слове о мученике Назарии [Римлянине] говорит: «Почтим блаженных мучеников, начальников веры, заступников мира, проповедников Царствия, сонаследников Божиих».

Еще из Священного Писания ясно, что честны пред Господом мощи святых Его. Ибо говорит псалмопевец: Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится (Пс.33, 21). Это же место Писания истинно не только из-за воскресения мертвых в последний день, но и потому, что особым Божиим промыслом, почитающим святые мощи, многие тела святых обрелись, хранимые Богом.

Воистину, дивно, что в наши последние времена обрелись тела некоторых пророков, апостолов, мучеников, давно прежде отшедших от жизни (временной. – Примеч.), память которых всячески старались изгладить нечестивые цари и язычники. Но Господь сохранил кости и мощи их Своим верным для утешения, для подражания и пользы и благоизволил явить как некие бесценные сокровища для духовного обогащения. Так, повелением великого царя Феодосия кости святого Игнатия Богоносца [в 438 г.] были перенесены в Антиохию с великим почтением и ради них был установлен праздник 29 января. Читай об этом древнего историка Евагрия [Понтийского] в первой книге, в разделе 16.

Так, когда царствовал [император] Аркадий, были перенесены мощи святого пророка Самуила из Палестины в Царьград (Константинополь. – Примеч.). Читай об этом Иеронима [Стридонского] против Вигилантия, и Барония, на четыреста шестой год.

Также честные мощи святого Иоанна Златоустого по прошествии тридцати пяти лет после его смерти были перенесены в Царьград с такой честью. Читай об этом историю Феодорита [Киррского] в книге пятой, в разделе 36, в Минеях, 27 января.

Так и первый, просиявший в благочестии царь [первый римский император-христианин] Константин Великий, с неизреченной почестью перенес честные мощи святых всехвальных апостолов Андрея, Луки и Тимофея в свой град Константинополь. Об этом пишет Иероним [Стридонский] против Вигилантия.

Из этих и прочих многих примеров можно видеть всякому, как хранит Господь кости и мощи Своих угодников и предает их Своим верным на сохранение, как некие честные (драгоценные. – Примеч.) дары. Вам же, противники, стыд и срам, что лишились столь древнего и святого обычая изначальной Церкви и, с ругательствами презрев мощи святых, как семена Небесной славы, совершенно лишитесь радостной жатвы в будущем веке.

Доказательство второе

1. Что почитают ангелы Божии, подобает почитать и людям.

2. Но мощи святых почитают ангелы Божии.

3. Поэтому и людям подобает почитать мощи святых.

Первое изречение истинно, ибо ангелы – наставники людей, наставляющие нас на путь спасения и на всякое доброе дело, наши хранители, невидимо носящие нас на своих руках, по сказанному: Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя (Пс.90, 11–12), и изводящие нас из темницы греха (как в древности апостола Петра (Деян.12)) к свету богоразумия. Поэтому то, что почитают они, должны почитать и мы.

Второе изречение, что ангелы Божии почитают мощи святых, доказывается из Священного Писания, где читаем, что тело Моисея было погребено ангелами и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34, 6). Это же можно видеть и из послания Иуды, где святой апостол Иуда говорит так: Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). Есть тройное толкование этих слов святого апостола Иуды.

Первое. Когда Михаил Архангел служил погребению Моисея, тогда диавол из-за зависти не потерпел видеть такой чести телу от ангелов и говорил, что Моисей недостоин такого почтения, так как Моисей убил египтянина (Исх.2; Деян. 7). В таком споре Архангел Михаил хотя и мог укорить диавола за его бесстыдство, но не захотел этого, только сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9), о, диавол!

Второе. На том месте, где погребался Моисей, неверные почитали диавола. Поэтому, не терпя, чтобы около его капища было погребено тело Моисея, боялся, что из этого места он будет изгнан или умолкнет.

Третье толкование, общее. Причина того спора Архангела с диаволом была в том, что поскольку Моисей был скрыт ангелами во гробе с такой честью, что никто из людей достоин не был смотреть на него, то не стерпел этого диавол, желая, чтобы тело и гроб Моисея были известны и открыты иудеям, чтобы этим знанием низринуть иудеев в идолослужение. Ибо вероятно, что иудеи, очень склонные к идолослужению, почитали бы тело своего вождя и законодавца Моисея как некоего бога. Тем более потому, что и при своей смерти (по мнению некоторых) Моисей имел на своем лице то древнее сияние, которое случалось и у многих других святых.

Скажете. И мы по подобию Архангела это сделали и ныне готовы делать, когда, запрещая вам идолослужение, сжигаем почитаемые вами мощи и всячески их уничтожаем.

Отвечаю первое. Если бы вы делали по подобию Архангела, не ругали бы и не сжигали бы с таким бесчестием, уничтожая святые мощи, ибо Архангел не сделал этого телу Моисея. Но как он честно сохранил мощи Моисея, так и вы сделали бы, если были бы подобны Архангелу. Но вы скорее подобны диаволу, ибо, как тот не терпел видеть тело Моисея, почитаемое ангелами, из-за зависти, также делаете и вы, видя у нас подобную честь святым мощам. Поэтому и мы с Архангелом говорим вам: «да запретит вам Господь» (Иуд.1:9). Хотите ли еще слышать от нас истину? Не так вам мозолят глаза и уязвляют сердце мощи святых, как богатая утварь, находящаяся при мощах святых: золотая или серебряная рака, драгоценные камни, жемчуг и другие недешевые украшения. Поэтому вы скрываете под покрывалом ревности об идолопоклонстве свою алчность и жажду грабежа (как вы уже и сделали во многих провинциях), наподобие Иуды-предателя, который, видев миро, излиянное на голову Христа, роптал и говорил подобное вашим словам: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин.12, 5–6).

Отвечаю второе. Великая разница между нами, утвержденными в Православной вере, и иудеями. Ибо они были весьма склонны к идолопоклонству, поэтому хорошо сделал Архангел Михаил, сохраняя от их глаз тело Моисея. У нас же благодатью Божией нет опасности идолопоклонства, ибо утверждаемся на камне Православной веры и почитаем мощи святых не как богов. Но и у иудеев не всегда было такое безумие, так как, возвратившись из пленения Вавилонского, хотя и видели чудотворные мощи пророка Елисея, своим прикосновением оживившие мертвеца, но их не почитали вместо Бога. Смотри 4Цар. 13.

О телах мучеников в Новой благодати, как их почитали святые ангелы, ясно из церковной истории, ибо тело святой великомученицы Екатерины [Александрийской] ангелы с почетом погребли на горе Синай. Смотри в Минее 24 ноября. Мощам святого Климента [папы Римского] ангелы сотворили ковчег посреди моря. Смотри в Минее, 25 ноября. Мощи апостола Варфоломея невредимо сохранили в каменной раке плывущими по морю и направили на остров Липар. Смотри в Минее, 25 августа. Но что говорит и Евангелие? Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22).

Из этого и многого прочего ясно, что ангелы Божии почитают мощи святых угодников Божиих как своих друзей и сограждан. Если же ангелы почитают, не получая от них никакой пользы, то как мы, люди, будем нерадеть, чтобы иметь в должном почитании мощи святых, от которых, как от источников спасения, получаем многоразличные исцеления душе и телу.

Доказательство третье

1. Если бы Богу было противно почитание мощей святых, было бы противно и Его святым.

2. Но святым Божиим не противно почитание мощей святых.

3. Поэтому и Богу это не противно.

Первое изречение истинно, ибо, если, живя в мире сем, святые всячески соблюдали себя от того, чтобы ничего не делать противное Богу, тем более в той Надмирной стране, где противление не имеет места, но воцарился мир, превосходящий всякий ум. Поэтому то, что противно Богу, не может быть угодно Его святым.

Второе изречение, что святым Божиим не противно почитание мощей святых, ясно из церковной истории. Ибо если бы противно было святому Иоанну Предтече почитание честнóй (достохвальной. – Примеч.) его главы, думаем, не возвестил бы сам некоторым людям, где скрыта его глава. Читай об этом в Минее и в Прологе месяца февраля 24-й день. И еще месяца мая в 25-й день. То же читаем и о святом первомученике Стефане, который сам открыл некоему пресвитеру Лукиану о своих скрытых мощах. Читай в Минее и Прологе месяца августа во 2-й день. То же читаем и о мученике Лонгине сотнике, месяца октября в 16-й день. И другие мощи других святых были обретены откровением самих святых, как можно видеть читающему. Но если бы Богу и святым Божиим было противно почитание святых мощей и если бы была опасность идолопоклонства, то как бы святые, которые были искоренителями всякого идолопоклонства, могли стать начальниками такого безумия, открывая свои скрытые мощи христолюбцам?

Поэтому Богу не противно почитание святых мощей. Более того, наоборот, угодно Богу быть дивным и прославляемым во Своих святых. Ибо Он один свят по естеству и по существу, другие же являются святыми причастностью к Его святости. Как раскаленное железо не само по себе жжет и палит, но от причастности к огню, так понимай и о святых Божиих. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1, 16). Поэтому, почитая мощи святых, почитаем Самого начальника святости – Бога, во святых почивающего. Ибо по слову псаломскому: возрадуются на ложах своих (Пс.149, 5), то есть на месте, где почивают их мощи, видя свои останки источающими чудеса и являющимися причиной славы Божией.

Будем же почитать мощи святых, как жилища Святого Духа, по словам Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6, 19). И еще говорит Бог: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор.6, 16). Будем почитать их, как царскую порфиру. Ибо тело человеческое в сей жизни есть как бы одежда для души: как одеждой покрывается тело, так телом покрывается душа. И как тело, когда человек идет к ночному сну, совлекается своих одежд, так душа совлекается тела, когда человек отходит ко сну смертному. И по исшествии души из тела грешного человека тело как рубище нищего: мерзко и отвратительно, повержено на гноищи. Святого же человека, по исшествии души из его тела, тело как царская порфира: драгоценная, честно хранимая, в которую снова облачится тот, кто будет царствовать со Христом в Небесном Царствии. Поэтому, какова разница между худым рубищем нищего и царской порфирой, такова разница между трупом грешного и мощами святого.

Почитаем мощи святых, потому что они снова соединятся со своими святыми душами, оживут и будут соцарствовать со Христом. Как весьма почитаем царя не только бодрствующего, но не перестаем почитать и спящего, зная, что воспрянет ото сна, и с нами будет беседовать. Так и святых угодников Божиих, которые будут соцарствовать со Христом, ныне же спящих своими телами, мы должны почитать, ибо воспрянут ото сна смертного, и желаем сподобиться их собеседования.

Почитаем мощи святых как источники исцелений. Ибо как почитаем врача, благодеющего нам, по словам Духа Святого в книге Иисуса Сирахова, в главе 38: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание (Сир. 38, 1–2). Так мы должны почитать и мощи святых, источающие нам различные исцеления. Более того, им подобает большая честь, нежели врачам. Ибо те врачуют только тело, а эти – и тело, и душу. Те много трудятся для уврачевания со многим страданием для больного, эти же исцеляют одним прикосновением с верой.

Почитаем мощи святых, потому что их тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор.15, 54) и восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут (Фес. 4, 17). Они сограждане ангелам, друзья архангелам, ликующие с херувимами и серафимами, пресветлые венценосцы, пречестнейшие предстатели Божественной славы, преславные собеседники Богу, возлюбленные сыновья Отца Небесного, наследники вечной жизни.

Почитаем мощи святых как орудия, которыми творит чудеса дивный Бог во святых Своих, как живые члены Тела Христова, как вместилища благодати Божией, как воспринявшие будущую Небесную славу, как ужасно устрашающие демонов, как звезды на тверди Небесной, как солнце, которое будет сиять в Царствии Отца Небесного, по неложному слову Христову: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13, 43).

Почитаем мощи святых, из которых одни пролили свою кровь за Христа, другие томили повседневным умерщвлением самих себя, явились добровольными мучениками без крови, иные же другими праведными делами сделались любезными Богу. Мы же, ныне взирая на их честные мощи, вспоминаем их труды и подвиги и все добрые дела, которыми они в сей жизни угодили Богу, и получаем большую пользу нашим душам от их богоугодного жития, и их примером возбуждаемся к угождению Богу.

Почитаем мощи святых как славных друзей Божиих, о которых Давид вещает Богу: А мне всегда почтенны друзья Твои, Боже (Пс.138, 17), которыми прославляется Бог: Дивен Бог во святых Своих (Пс.67, 36) и дивно явил все Свои желания среди них (Пс.15, 3).

Почитаем мощи святых, к душам которых, упокоенным в светлых местах и предстоящих Богу, молимся, чтобы молились о нас Владыке, и веруем, что молятся и должны почитаться нами за то, что молятся о нас. (Но об этом будет в другом догмате, где будем говорить о призывании святых.) Такова, как видим, есть любовь Церкви, торжествующей на Небесах, к своей сестре, воинствующей на земле. Та принимает души святых, а этой оставляет в залог своей любви тела святых, чтобы со славой сохранила их.

Часть 2. Камень преткновения и соблазна

Глава 1. Преткновение о камень Священного Писания

Преткновение первое

У святого евангелиста Матфея, в главе 23, и у святого Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф.23, 29–32).

Исправление претыкающимся

Сказал уже сначала в главе первой, как этот отрывок из Писания больше согласен с нашей стороной. Ибо отсюда ясно, что почитать мощи святых есть древний обычай, так как и во времена Христа он был в Израиле. И не за это дело их осуждает Христос, что строят гробницы пророков, ибо, если бы за это Христос негодовал на них, нужно было бы Христу негодовать и на Моисея, который мощи Иосифа изнес из Египта (Исх.13), и на Иакова, который поставил столп мертвой Рахили над ее гробом (Быт.35). Не за это обличает их Христос, что украшали гробы святых, ибо это дело благое, но обличает их за лицемерие, что, будучи внутри нечестивыми, наружно показывали благочестие. Поэтому и называет их лицемерами. Ибо внешне показывали овечью шкуру, внутри же были волки хищные и, осуждая своих отцов, избивших пророков, сами делали то же, убивая апостолов и пророков, а более того, и Самого Господа апостолов и пророков. Так толкуют святые отцы: [Иоанн] Златоуст, Феофилакт [Болгарский], Амвросий [Медиоланский] и другие.

Преткновение второе

В послании святого апостола Иуды Архангел Михаил имел спор с дьяволом о том, что дьявол хотел сделать известным место, где находится тело и гроб Моисея, чтобы таким образом низринуть иудеев в идолопоклонство. Михаил же Архангел запретил ему это и скрыл тело Моисея так, что доселе неизвестно, где оно. Поэтому мощи святых подобает скрывать, а не полагать явно для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство.

Исправление претыкающимся

Есть уже и на это ответ выше, в первой части, в главе пятой. Но и здесь отвечаю снова. Лекарство, которое одному может пойти на пользу, другому – во вред.

Твердая пища, которая вредна младенцу, полезна и благопотребна мужу совершенному. Такая же разница и между нами, утвержденными в вере Православной и уже находящимися не под руководством детоводителя, и между иудеями, бывшими тогда младенцами, которым закон Моисея был детоводителем. Но по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал.3:25), – как говорит апостол Павел к Галатам. И они поистине были очень склонны в то время к идолослужению. Так как поклонились и золотому тельцу (Исх.32, 4), говоря: вот бог твой, Израиль, и двум золотым телицам (3Цар.12, 28). И говорили: дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер.2, 27). И стали почитать змея Моисеева как бога (4Цар.18). Поэтому необходимо было обязательно скрыть тело того великого чудотворца Моисея от таковых безумцев. Ибо если почитали богами тельца, телиц, змея, камень, дерево, то тем более тело Моисея, такого чудотворца, вождя и законодателя своего, почитали бы как бога. Но что младенцам тем было очень вредно, то нам, мужам совершенным, очень полезно и благопотребно. Ибо мы, взирая на мощи святых, не почитаем их богами. И никогда не было слышно у нас о таком безумии, но еще больше прославляем Бога, дивного во святых Своих и творящего чудеса не только живыми Своими угодниками, но и их спящими телами.

Видя же эти члены Тела Христова, умерщвленные в сей жизни, по смерти же, как бы живущие, возбуждаемся к подражанию их жительству, чтобы, будучи наследниками их трудов и подвигов, мы явились и причастниками их славы. К тому же добавлю и то, что не оскудели учителя в Церкви, которые достаточно могут научить, какую честь подобает воздавать святым мощам.

Преткновение третье

Какие могут быть чудеса от мертвых тел? Неужели никогда не слышали, что говорит Писание: Ужели для мертвых (ме́ртвыми) творишь чудеса? Или врачи воскресят (их), и они будут исповедовать Тебя? (Пс.87, 11).

Исправление претыкающимся

Это обычное ваше коварство – приводить Писание не полностью. Ибо, почему умолчали следующие далее слова? Что же далее следует? За сказанным следуют эти слова: Ужели кто во гробе будет возвещать о милости Твоей и истине Твоей в (месте) погибели? (Пс.87, 12). Вот, имеете ответ на предшествующий отрывок из Писания из следующих за ним слов. Ибо мы святых угодников Божиих, отшедших от сей жизни, не называем мертвыми, но усопшими, и не сынами погибели, но сынами света и Царствия Божия. Этому же научились от Самого Христа, который сказал о Лазаре: Лазарь, друг наш, уснул (Ин.11:11). Что же скажете, противники, о теле пророка Елисея, воскресившем мертвого прикосновением к нему? Не мертво ли оно было, когда сотворилось такое чудо? Но что взвешивать на весах то, что обесценивается от коварства?

Преткновение четвертое

Во Втором послании к Коринфянам, в главе пятой, апостол Павел говорит: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор.5, 16). Этими словами апостол Павел учит, что по Воскресении Христовом плотское Христово должно быть в забвении, чтобы мы не по плоти, но по духу научились знать, искать и любить Христа. Поэтому если плотское Христово должно быть в презрении и забвении, тем более плотское святых Христовых, то есть мощи святых. Так кривотолкователи повреждают Священное Писание.

Исправление претыкающимся

Если плотское Христово должно быть в забвении, как вы, противники, учите, то как апостол Павел говорит, что Таинство Тела и Крови Христовой установлено в воспоминание страстей и смерти Его, говоря: сие творите… в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1Кор.11, 25–26). Поэтому должны ли мы иметь память о благодеяниях Господних, или не должны? Если должны иметь память, то как забудем плотское Христово, то есть Его воплощение, страдание и смерть? Если же плотское Христово будет у нас в забвении, то как будем благодарны за столькие Его к нам благодеяния? Как отвержемся от Павлова увещания, который говорит: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников (Евр.12, 3). Безответны кривотолкователи. Но мы, не слушая вашего лживого толкования, идем к истиннейшим толкователям – святым отцам, светилам и столпам Святой Церкви.

Златоуст, Феофилакт, Амвросий и другие Христа по плоти понимают и толкуют, что Он страдал и подлежал смерти. А что не по плоти, понимают Его бесстрастного и бессмертного. Когда же Павел говорит: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор.5, 16), – святые отцы толкуют, что Павел как бы сказал: «Если же и знали Христа, некогда страдавшего и подлежавшего смерти, ныне же больше не знаем, но бесстрастного и бессмертного, ибо Он, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9)». Подобное говорит Павел: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1Кор.15, 50), то есть плоть, страдающая и смертная, не наследует Царствия Божия, но только бесстрастная и бессмертная». Так толкуют святые отцы, а не кривотолкователи, Кальвин и Лютер.

Глава 2. Преткновение о камень их собственного суемудрия

Преткновение первое

В почитании мощей есть опасность идолопоклонства, ибо за почитанием следует поклонение. Поклонение же должно быть Самому Богу, по сказанному: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4, 10).

Исправление претыкающимся

Почитание мощей святых не только не ведет к идолопоклонству, но, наоборот, прогоняет всякое идолопоклонство. Ибо когда кто-нибудь почитает мощи мученика, низложившего идолов и пострадавшего за сокрушение идолов, тем самым показывает себя единомысленным с мучеником и радующимся о низложении идолов, идольскому же нечестию показывает себя совершенно чуждым. Поэтому при перенесении честных мощей святого священномученика Вавилы [Антиохийского] верные, ликуя, пели такую песнь: Да постыдятся все поклоняющиеся истуканам (Пс.96, 7). Об этом пишет историк Руфин в книге 1, главе 35. Поклонение же святым мощам не такое, как должно быть Самому Богу, которое называется по-гречески латрия, но иное поклонение, подобающее святым вещам.

Говорите, что в почитании святых мощей бывает много волхвования, подобного бабьим чародеяниям, ибо вы мните, что освящаетесь прикосновением одежды, или мертвых костей, или раки, в которой лежат мощи. Все же эти освящения и почитания на самом деле не принимаются и не вмещаются (в поклоняющихся), поэтому и не подаются.

Отвечаю. Жена, прикоснувшаяся к краю одежды Христовой, была ли чародейкой? (Мф.9). Притекающие к тени Петра были ли чародеями? (Деян.5). Накладывающие повязки и опоясания Павла на недужных были ли чародеями? (Деян.19:12). Антоний Великий, имевший в великой чести одеяние из рогожи Павла Фивейского, был ли чародеем? Скажите нам, противники. И каким образом ответите нам, так и мы вам. Но не то же ли самое и вы делаете, когда храните или перстень, или золотой сосуд, или еще что-нибудь подобное от своих умерших родителей настолько в большей чести, насколько большую любовь имели к ним живым? И все эти вещи, о которых я сказал, на самом деле не святы, поэтому и недостойны почитания, хотя и любимы вами. Иначе подобает мыслить о вещах, которые соприкоснулись с телами святых, ибо они получают некое освящение от этих прикосновений, что явно видно на повязках и опоясаниях Павла.

Говорите. Как вещь, не имеющая в себе жизни, может быть достойна почитания?

Отвечаю. Как ветхозаветный Ковчег и скрижали, бывшие в нем, и жезл Аарона, не имеющие в себе жизни, были в такой чести, что нельзя было никому, кроме священников, прикасаться к ним? Почему же преславный царь Давид, облаченный в ефод, с таким торжеством и ликованием, с трубами и музыкой, провожал Ковчег? (1Пар.15, 27–28). И Давид был чародеем, по вашему злоумию?

Поэтому хотя мощи святых и не имеют жизни, но живы те, кому воздаются почести в вещах, с ними ближайшим образом соединенных. Отсюда почитаем не только тела или кости святых, но и одеяние, и волосы, и покрывала, и прочее, что было соединено с ними. А еще и орудия их мучений, не потому, что они служили нечестию мучителей, но поскольку они есть орудия победы и торжества страдальцев Христовых и знамения воспоминания их подвигов и страдания, как почитаем и Крест Христов, и копье, и бичи, и трость, и терновый венец. Ибо и меч, или копье Голиафа, которым Давид победил его, хранился с почестями в храме Божием как знамение торжества и победы (1Цар.21, 9).

Также Господь чудодействует и мощами святых, как и одеждами тех, как это знаем и самим опытом. Поэтому и ризу, и пояс Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в такой чести имеет благочестие Восточной Церкви, что установило им праздник и в славу их воздвигло некогда прекрасный храм. Святой же Герман, патриарх Константинопольский, почтил их похвалами, и многие там чудеса совершались. Смотри в Минее, месяца июля, во 2-й день, и месяца августа, в 31-й день.

Преткновение второе

Зачем возжигаете свечи и ставите перед мощами? Не это ли есть признак почести, подобающей Богу? И как отсюда не боитесь страха идолослужения?

Исправление претыкающимся

Отвечаю первое. Зачем всегда горел огонь перед Ковчегом завета у жертвенника? (Лев.6; Лев. 34). И почему те ветхозаветные священники не боялись страха идолослужения, возжигая неугасимый огонь перед Ковчегом? Как вы нам на это ответите, так и мы вам.

Отвечаю второе. Возжигание свечей не есть признак почести, подобающей одному Богу. Ибо свечи приносятся к мощам не как жертва, но или в знак любви, горящей к святому, или в знамение радости и торжества, как для торжествующих победителей обычно бывает зажигание огня, или в знамение славы мученика, сияющего, как солнце в Царствии Небесном. Или в знамение жизни, как при погребении мертвых держим в руках горящие свечи, как бы возвещая, что лежащий угас только телом, а не душою. Или в знамение сей жизни по подобию свечи, некоторое время светящей, а потом угасающей. А более сего возжигаем при мощах свечи в честь святого, ибо это же благочестиво делаем, и когда читается Евангелие. Ту же честь воздаем и святым иконам, почитая в образе первообразное.

Отвечаю третье. И Христос не требовал мира, возлиянного на Его главу, и мощи святых не требуют горящих свечей, но как жена, возлившая миро, была принята Господом, так и возжигающие свечи перед святыми мощами получают награду по мере своей веры.

Преткновение третье

Тела святых не те же, что были прежде, потеряв свой первоначальный вид, иногда истлев, а иногда и превратившись в прах. Поэтому недостойны почитания.

Исправление претыкающимся

Золото есть золото, и не теряет своей цены, если цело и если стерто в порошок, если светлое и если потемнело, ибо ценится не от вида, но от своей сущности. То же подобает рассуждать и о мощах святых.

Не читали ли беседы Златоустого на послание к Римлянам в последнем нравоучении, как он желал видеть прах тела Павлова? Говорит «прах», а не «тело». Об этом смотри выше, в части первой, в главе третьей. Поэтому если мощи такого святого, такого апостола Златоуст называет прахом, то же может быть и с иными мощами святых. Но как прах тела Павла в почести у вселенского учителя святого Иоанна Златоустого, так и у нас прах других святых мощей не теряет своей славы. Здесь же говорю не о всех мощах, но только о некоторых, ибо многие тела святых видим нетленными и в нашей великой России, и в малой России, в Киевских пещерах и в других местах.

Преткновение четвертое

Многие мощи бывают подставными, и не святых, а иногда вместо костей святых полагаются для почитания кости злодеев или зверей, и, таким образом, бывает много обмана, непристойности и соблазнов. Поэтому почитание мощей должно быть отменено.

Исправление претыкающимся

Если бы кто-нибудь, каким-нибудь образом обманувшись, поклонился простому человеку, думая, что это царь, разве из-за этого должно быть запрещено поклонение, полагающееся истинному царю? Никак. Поэтому как похвально поклонение истинному царю, хотя иногда может случиться и ошибка в воззрении и в поклонении, так подобает рассуждать и о поклонении мощам истинных святых. Ибо здесь у нас слово и спор о мощах святых истинных, засвидетельствованных всей Церковью, а особенно иерархами и всем освященным Собором, которые просияли прежде смерти святым богоугодным житием, прославленных же чудотворением или до смерти, или после смерти, или в оба эти времени, а не о каких-нибудь неведомых мощах, не имеющих свидетельства Церкви и истинного удостоверения и не прославившихся ни честною смертью, ни чудесами.

Преткновение пятое

Во многих местах показываются мощи одного и того же имени. Отсюда становится явной ложь и обман, ибо или один святой имел много тел, или мощи во многих местах ложные и подставные.

Исправление претыкающимся

Тело одного и того же святого находится в разных местах по разделению частей, а не по положению в них всего тела. Бывает же и разные святые одного и того же имени, и так, по долгом времени, мощи обоих святых могут показаться, будто одного. Но у нас слово не об этом, но о том, что истинные святые мощи, о которых нет сомнения, подобает почитать. Если же когда-нибудь и случился бы какой обман, то отдельный случай закона не изменяет, а происходящее в отдельных случаях законом не считается.

Преткновение шестое

Мертвые тела долгое время могут быть не подвержены тлению – или из-за хорошего положения места и воздуха, где они лежат, как в Киевских пещерах, как бы для этого точно устроенных, или же особым попечением о теле умершего и помазанием благовонных мазей для продления нетления. Поэтому напрасно почитание мертвых тел, так как их нетление обманчиво.

Исправление претыкающимся

Вы сами, обманывая, обманываетесь, противники, наговаривающие на праведника беззаконие (Пс.30, 19). Ибо скажите мне, какого вы не прилагаете старания, каких не употребляете попечений, чтобы трупы ваших любимцев и родителей не источали зловония? Не тратите ли ваше богатство на их обмазывание? Не извлекаете ли все их внутренности (чтобы не воняли)? Не ставите ли их гробы на места, особо для этого приготовленные? И почему ни один из ваших трупов где-нибудь до сего дня не обнаружился непричастным тлению, не только через столькие сотни, но даже и десятки лет (после смерти. – Примеч.)? Мощи же наших святых не так. Но по слову апостольскому: (святые. – Примеч.) скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.11, 38), по болотам, озерам и топям, в оводах и мошке, терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр.11, 37). Еще живые носили в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.4, 10), служа умерщвлением плоти Господу. Так страдал преподобный отец наш Авраамий у самых вод великого Ростовского озера, так святые Леонтий и Иаков Ростовские, так Никита и Даниил Переяславские, и Никита с Антонием Новгородские чудотворцы посреди вод и вод мутных, исполненных гнилости и всяких гадов, не имеющих ни одного утешения. По кончине же своей они и были погребены в тех потопных водах, и после многих лет явились, прославленные нетлением. И какое, думаете, и от кого, по-вашему, их мощам есть такое попечение? Но и до сего дня хранит Господь все не только кости их, но и плоть – на посрамление ваше.

Но и Киевские пещеры явно обличают вашу ложь. Ибо если бы и естественным местоположением и чистотой воздуха были хранимы от истления тела умерших, то всякий труп, лежащий там, пребывал бы нетленным. Но это не так, как показывает сам опыт, ибо во время злочестивого Батыя, разорившего царство Российское и нашедшего на Киев, многие люди скрывались в пещерах и одни пали из-за голода, а другие – от острия меча нашедших варваров. И так как не было тогда погребающих, то истлели и сгнили, и кости их даже до сего дня видимы в пещерах, подобные костям других сгнивших трупов. Мощи же святых далеки от истления.

Преткновение седьмое

Присоединились к иноземным еретикам и наши русские еретики-раскольники, которые соблазняются от слов святого Златоустого в беседах на святого евангелиста Матфея, в нравоучении 34, лист 428, где пишется, что как демоны стекаются ко гробам, так и многие из любящих (покойных. – Примеч.), сидя при гробах, приняли бы (в свои. – Примеч.) души демонов.

Из этих слов Златоустого соблазнившиеся кривотолкователи говорят: «Зачем нам почитать мощи святых и приходить к их гробам для поклонения, если нас за это Златоуст называет демонами?»

Исправление претыкающимся

Это нравоучение святой Златоуст написал против тех, которые безмерно плачут о смерти своих любимых друзей, знакомых и сродников, и, приходя к их гробам, рыдают и бьются, а не о мощах святых, над которыми никто не рыдает об их смерти, но только славят Бога, прославившегося во Своих святых, и молятся, чтобы их молитвами быть спасенными.

Рыдающих же и одержимых безмерной печалью по своим мертвецам не похваляет Златоуст и, отводя их от этого неполезного обычая, уподобляет таковых демонам, любящим жить в еллинских гробах, как тот бесноватый в земле Гадаринской, который жил не в домах, но во гробах (Лк.8).

Это ваши преткновения, противники, о камень суетного вашего мудрования. Но придите когда-нибудь в чувство и, лежа во гробах нечувствия и сердечного окаменения, перестаньте бесстыдно досаждать мощам святых, почивающих на ложах своих.

Воистину, ужасное дело! Тление не коснулось мощей святых и черви, обладающие мертвецами, не устремились на них. Вы же, порождения ехиднины, злобные, хуже червей, изострили на мощи святых свои ядовитые зубы. Сам Бог, перед Которым: Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс.115, 6), – прославляет тела Своих святых угодников чудотворением, Ангелы Божии их почитают, демоны устрашаются и бегут от них, вы же смеетесь смехом, достойным плача и рыдания.

И кто не вострепещет от такой вашей дерзости? Кто не восплачет о вашей погибели? Не достаточно вам гнать живых угодников Божиих, но устремились и на почивающих во гробах, подобные больше зверям, поедающим трупы, чем людям.

Но что сможет ваша зверская ярость? Праведники живут вовеки, и умертвить их вы больше не можете. А души праведных в руке Божией, и ваш злоречивый язык не коснется их (Прем.3:1). В вечной памяти будет праведник (Пс.111, 6), не сможете помрачить их забвением. Не слышите ли, как Дух Святой ублажает их устами Сираха: да будет (сказал) память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего (Сир. 46, 13–14)? Истинны эти слова, которых ясно видим сбытие и процветение костей святых. Не процветают ли кости святых от места своего, когда на месте, которое избрал Господь, от их гробов и мертвых костей истекает столько благодеяний и совершается столько чудес? Не процвел ли гроб Елисея, когда прикосновением к нему ожил мертвый?

Не процвел ли гроб святого первомученика Стефана, когда у его мощей прозревали слепые и исцелялись недужные?

Но кто может исчислить райские цветы, которые процветают и ныне, не только источая различные исцеления телам нашим, но и принося неизреченную пользу душам. Ибо когда взираем на мощи мучеников, от них нам процветает мужество и великодушие, возбуждющее нас к подобным подвигам и к страданию за Христа. Когда видим мощи святых исповедников, от них нам процветает подражание их добродетелям и горячее желание тесного и прискорбного пути, ведущего в жизнь вечную. Когда взираем на мощи и кости святых дев, в душах наших процветает чистота, которой они угодили Богу, угасив пламень плотской похоти. Когда взираем на мощи других святых, или иноков, или супругов, или высокородных, или низкородных, от всех них нам процветает пример, призывающий нас следовать за ними, чтобы мы не имели оправдания в нашей лености и не сказали: «Я немощен и обложен плотью, пребываю в супружестве, живу посреди мира, как могу быть свободным от грехов?» Не были ли и те люди, подобно нам, обложены немощью и плотью, живуще посреди мира, пребывая в супружестве, но попрали мир, и плоть, и сатану? Поэтому да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего (Сир. 46, 13–14).

А более всего мощи святых процветут от места своего в то последнее время, в воскресение праведных, когда их тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор.15, 54–55). Тогда преблаженная весна воссияет для этих райских благоуханных цветов, которые ныне иссушила зима века сего и погубила их красоту. Ибо как роса, падающая на цветы, воскрешает и оживляет их, так и роса благодати Божией падет в свое время на мертвые кости и оживит их в вечное бессмертие. И поэтому говорится о них у пророка Исаии: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис.26, 19). И еще у Исаии говорится: кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается (Ис.66, 14). О, какое различие дождя в последний день! Низведет Он (Бог) на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный (Пс.10, 6), а на праведников одождит росу благодати Своей.

Видите ли, противники, что есть и такая причина почитания мощей святых? Ибо на них Сам Бог одождит росу Своей благодати и оживит их, и тогда совершенно процветут кости их от места своего (Сир. 46, 13–14) и в прославленной плоти воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного (Мф.13, 43), Которому, вместе с присносущным Сыном и животворящим Его Духом, слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.


Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. Перевод протоиерея Николая Баринова.

Комментарии для сайта Cackle