О святых мощах
Какая есть у христиан особо чтимая вещественная святыня?
У христиан есть высокочтимые ими мощи свв. Апостолов, Пророков и различных Угодников Божиих.
Что такое – св. мощи?
Святые мощи – это или совершенно не подвергшиеся тлению тела прославленных святых, либо части тел Угодников Божиих – кости и другие их останки.
В чем выражается почитание св. мощей?
Их благоговейно хранят в местах освященных, их лобызают, пред ними поклоняются, около них просят заступления пред Богом у тех лиц, чьи мощи.
Почему христиане хранят священные останки Угодников Божиих?
Св. мощи потому, именно, и хранятся, что они для христиан – драгоценные останки от прославленных Господом праведников. Если люди обыкновенно берегут для памяти незначительные предметы, оставленные и оставшиеся от близких им лиц, то не тем ли более должно благоговейно хранить священные останки Угодников – «друзей» (Ин 15:14) Божиих, а наших заступников и молитвенников?!
За что особенно чтут христиане св. мощи?
Святые мощи особенно почитаются за то, что они живо напоминают нам о святой, богоугодной жизни тех, чьи они; за то, что они укрепляют христиан в вере и являются проводниками благодати Божией: через них Господь проявляет Свою силу, через св. мощи источаются многие чудеса и исцеления.
Свидетельствуется ли св. Писанием то, что от св. мощей могут быть чудеса?
В четвертой книге Царств рассказывается, что мощи пророка Елисея воскресили мертвого. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар 13:20, 21).
Были ли чудеса от мощей святых в Новом Завете?
Были, бывают и есть. Первое величайшее чудо – это то, что тела некоторых святых не разлагаются, не рассыпаются, а пребывают совершенно нетленными. Никакая наука не может объяснить, почему это тело того или другого Угодника, лежавшее долго в земле и затем вынутое оттуда, хотя и пребывает на воздухе и подвергается его влиянию, однако, не разлагается. Это – явное чудо Божие, которым Господь прославляет Угодника Своего.
Тела всех ли Угодников Божиих пребывают совершенно нетленными?
Нет, не всех, но, каковыми бы ни были останки св. Угодников, все они источали и источают чудеса и исцеления. Таковы – многочисленные чудеса, например, совершены у нетленных мощей Святителя Феодосия Черниговского и у останков преп. Серафима Саровского. Сотни этих чудес засвидетельствованы множеством свидетелей и светскими властями.
Как возможны в Новом Завете чудеса от останков Угодников Божиих?
Так же, как возможны были чудеса от тени Ап. Петра (Деян. 5:15) и от платков и опояснаний Ап. Павла, которые, когда возлагались на больных, то у "них (т.е. больных) прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12).
Давно ли в Церкви Христовой существует почитание св. мощей?
Как началась Церковь Христова, так с тех пор и было в ней почитание св. мощей. Первенствующие христиане всегда совершали свои богослужения на гробах мучеников. В подземных кладбищах Рима – катакомбах – развилось христианство, и здесь были первые храмы христианские. Оттого и существует в Церкви Христовой правило, чтобы все храмы Божии непременно имели мощи Угодников Божиих. Если нет антиминса с мощами на престоле, нельзя и Литургии совершать, и храма без антиминса с мощами освещать нельзя.
Почему сектанты отвергают почитание святых мощей?
Потому что они – не христиане и не имеют обычаев и правил Церкви Христовой. Сектанты не чтут ни Угодников Божиих, ни мощей их. И в оправдание свое ссылаются на слова Ап. Павла: «скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся ... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие...» (1Кор 15:50, 51, 53).
Говорит ли здесь Ап. Павел о ненужности почитания мощей Угодников Божиих?
Нет, не говорит. Здесь Апостол разъясняет лишь то, что все наши тела должны измениться, преобразиться, а в таком виде, как теперь, они в Царство Божие не войдут.
Неужели же православные христиане верят, что тела св. Угодников не преобразятся в всеобщее воскресение?
Так Церковь Христова не учит. По православному научению, все при кончине мира должны преобразиться, и тела Угодников преобразятся «сообразно Телу славному» Христову (Флп. 3:21). Первенствующие христиане нисколько не думали, что платки и опоясания наследуют Царствие Божие, и, однако, чудеса от этих предметов были, и христиане, конечно, чтили и сохранили их. Так поступали всегда христиане и с благодатными, чудотворными останками св. Угодников Божиих. В Риме мощи святых сначала хранились в катакомбах, а потом были вынесены для всеобщего почитания и поклонения.