Светлая седмица

Литература по теме

в 2025 году 2026 апреля

Све́тлая седми́ца – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до субботы перед Неделей о Фоме включительно. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Семь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр.10:6).

Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на 40-й день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Как еще называется Светлая седмица?

Светлая седмица также известна как Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя.

Когда возникла Светлая седмица?

Семидневное празднование Пасхи засвидетельствовано уже в самом раннем памятнике древней иерусалимской традиции – Паломничестве Эгерии (конец IV века); Антипасха здесь названа «октавой Пасхи», то есть днем завершения пасхальных торжеств. Однако в современном виде Светлая седмица, когда каждый ее день является повторением пасхального богослужения, оформляется только в XI веке в Евергетидском Типиконе и в афоно-италийской редакции Студийского Устава.

Чем богослужение в дни Светлой седмицы отличается от Богослужения Святой Пасхи?

В целом богослужение каждого дня Светлой седмицы почти повторяет пасхальное богослужение (и этим светлая седмица отличается от стандартного попразднства, когда службы последующих дней существенно уступают службе праздника по степени торжественности). Однако есть небольшие отличия:

1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах…», 1-я стихира на стиховне и хвалитные): Пасха – 1-й глас; Светлый понедельник – 2-й глас; Светлый вторник – 3-й глас; Светлая среда – 4-й глас; Светлый четверг – 5-й глас; Светлая пятница – 6-й глас; Светлая суббота – 8-й глас.

2) На вечерне каждый день поется «свой» великий прокимен; Евангелие читается только в Неделю Пасхи вечером (накануне Светлого понедельника).

3) На утрене обнаруживается наибольшее количество изменений в сравнении с днем самой Пасхи.

– К канону добавляются Богородичны, текст которых в Триоди находится в последовании Недели жен-мироносиц.
– Малые ектении произносятся лишь на своих «обычных» местах: по 3-й, 6-й и 9-й песни канона.
– Каждение бывает только в тех песнях, где есть малая ектения; в связи с этим каждение и христосование священник совершает только на 3-й и 6-й песнях, а на 8-й и 9-й диакон кадит весь храм по обычаю.
– После стихир Пасхи взаимного христосования между служащими в алтаре не бывает.
– «Слово огласительное…» не читается и тропарь святителю Иоанну не поется.

4) Литургия совершается так же, как в день Пасхи, отличаются лишь новозаветные чтения и связанные с ними песнопения: прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие. Выбор прокимена и аллилуария связан с практикой Константинополя, в котором было принято совершать службы на Светлой седмице в разных храмах города и прокимен с аллилуарием соответствовал по содержанию храму, в котором совершали литургию (в понедельник и пятницу служили в храмах, посвященным апостолам – потому здесь апостольские прокимен и аллилуарий; во вторник и среду служили в Богородичных храмах – потому прокимен и аллилуарий такие же, как на праздники Богородицы).

В Светлую пятницу совершается переходящее празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В дониконовской богослужебной традиции еще было принято во вторник Светлой седмицы праздновать память Иверской иконы Божией Матери, однако в настоящее время в Русской Церкви эта практика отсутствует.

Что символизируют открытые Царские врата в течение Светлой седмицы?

Открытые (отверстые) Царские врата говорят нам о том, что Воскресение Христово открыло доступ к Божией благодати. Ныне убрано средостение греха, Бог прошел путем новым и живым в обители Отца Небесного, откуда и льется через Царские врата на грешную землю божественный свет человеколюбия, мира, радости. Кроме того, отверстые Царские врата приглашают нас участвовать в Таинстве причащения Тела и Крови Господня.

До какого дня открыты Царские врата – до субботы или до воскресенья?

В течение всей седмицы Царские врата православных храмов раскрыты настежь – до Светлой субботы, когда после литургии происходит раздробление и раздача артоса. Царские врата по одной практике закрываются первый раз перед чтением 9-го часа вечером в Светлую субботу (то есть перед началом вечернего богослужения); по другой – в начале всенощного бдения праздника Антипасхи после пения 103 псалма.

Говорится ли что-то о Светлой седмице в канонах?

66 правило Шестого Вселенского собора постановляет: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя [то есть до Фоминой Недели], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Как подобает причащаться Святых Тайн во дни Светлой седмицы?

На этот вопрос аргументированный и подробный ответ дается в документе «Об участии верных в Евхаристии», который одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве: «…миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи».

Относительно объема правила к причащению в том же документе говорится: Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению.

Относительно исповеди перед причастием точных указаний нет, однако на приходах встречается практика, согласно которой верующие на Светлой седмице причащаются без исповеди (если исповедь была совершена в последние дни Страстной седмицы).

Почему нельзя ограничиться одним днем празднования Пасхи?

Праздников праздник настолько велик, что празднование его не вмещается в один день. Семь дней православные отмечают его, а пасхальное настроение поддерживается еще в течение сорока дней до праздника Отдания Пасхи.

Что можно и чего нельзя делать в дни Светлой седмицы?

В эти дни не положено ходить на кладбище, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение в эти дни. Люди – живые и усопшие – ликуют вместе с Ангелами, прославляя Воскресение Христово. Нужно в эти дни постараться отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию! Не стоит в этот период, как и во всякий другой, предаваться объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни нужно достойно.

Как совершается погребение и заупокойное поминовение на Светлой седмице?

В сам день Пасхи погребение не совершается; в другие дни Светлой седмицы погребение усопших совершается по специальному чину, который возник в XVII веке и который содержит преимущественно пасхальные песнопения и лишь минимум заупокойных молитв. Как объясняют литургисты, из чина отпевания опускаются все утешительные песнопения, так как на Светлой седмицы сердца истинных христиан наполнены пасхальной радостью и потому в дополнительном утешении родственники усопшего не нуждаются. Посмотреть чин отпевания усопших на Светлой седмице можно тут: Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.

Заупокойные поминовения в общественном богослужении опускаются, кроме поминовения на проскомидии, которое совершается всегда.

В какой из дней Светлой седмицы раздается артос?

Раздача артоса, то есть хлеба, который освящается на Пасху и лежит перед открытыми царскими вратами всю седмицу, совершается в субботу.

Многие люди звонят в колокола на Светлой Седмице. Но уместно ли это?

В честь Пасхи на Светлой Седмице позволяется звонить в колокола в неурочное, не богослужебное время: позаботиться нужно только о том, чтобы трезвон не попадал на Литургию или вечернюю службу и не мешал людям молиться в храме.

Почему нельзя венчаться на Светлой седмице?

Венчания на Светлой седмице нежелательны, поскольку эти дни, в которые совершается празднование праздников Праздника, не подразумевают отвлечения на частное торжество. Первый день после Пасхи, когда начинают венчать – это Антипасха, т. н. Красная горка. Именно поэтому в народе на Антипасху приходилось самое большое количество венчаний.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka