Сплошная седмица

Литература по теме

Сплошна́я седми́цаседмица, в которой отменен пост в среду и пятницу (см. однодневные посты).

Сплошных седмиц пять:

Сплошные седмицы могут быть распределены по двум группам: праздничные и полемические. Святки, Светлая и Троицкая седмицы – праздничные, так как они в календаре связаны с православными праздниками самого высокого статуса: Святки отмечают период между Рождеством Христовым и Богоявлением, а Светлая и Троицкая седмицы являются периодами сугубого празднования Пасхи и Пятидесятницы соответственно. Все праздничные сплошные седмицы достаточно древние: есть основания временем их возникновения считать IV–V вв.

Полемические седмицы две: после Недели о мытаре и фарисее и сырная. Объединяет их, во-первых, позднее время появления (IX–XI вв.), во-вторых природа возникновения: обе седмицы изначально были направлены против постов, которые в древности практиковали монофизиты. Седмица после Недели о мытаре и фарисее объявлена сплошной в противовес Передовому посту Армянской Церкви, который как раз приходится на третья седмицу перед постом (если считать обратно от начала поста); сырная седмица появилась как противопоставление восьминедельной Четыредесятнице, которую с VI века практиковали сирийские монофизиты.

В современной традиции этот полемический аспект давно забыт и две данные седмицы рассматриваются как своего рода послабление перед Великим постом; желательно учитывать исторические аспекты и осознавать, что Церкви всегда была чужда идея дать возможность своим чадам «расслабиться» в преддверии многодневного поста.

Особое положение сырной седмицы

Среди сплошных особый статус имеет сырная седмица. Во-первых, это – единственная из сплошных седмиц, которая является скоромной частично: в эту седмицу запрещается вкушение мясной пищи. Во-вторых, сырная седмица в реальности сплошной является только в нашем обиходном восприятии: по Типикону среда и пятница сырной седмицы являются постными днями, в которые предписано воздержание от пищи до вечера. В эти дни не совершается литургия и трапеза вплоть до ужина не поставляется. Только на ужин Типикон разрешает употребление скоромной немясной пищи ради обличения ереси «тетрадитов и яковитов», то есть практики сирийских монофизитов, которые постились 8 седмиц и для которых наша сырная седмица была 1-й седмицей их Великого поста.

Как проводить сплошные седмицы?

Некоторые на практике воспринимают сплошные седмицы исключительно как период «гастрономического утешения». На самом деле снятие пищевых ограничений в среду и пятницу связано только с желанием подчеркнуть или праздничное содержание периода (для праздничных сплошных седмиц), или с намерением осудить практики древних монофизитов.

В праздничные сплошные седмицы главное — посещение храма и участие в богослужениях, особенно в литургии; праздничный стол – лишь продолжение духовного торжества.

Сырная седмица как первая седмица с ежедневным употреблением Триоди тоже предполагает участие в богослужениях с целью подготовки к Великому посту.

Седмица после Недели о мытаре и фарисее не имеет никаких особых предписаний, с точки зрения богослужения является стандартной седмицей.

Цитаты о Сплошной седмице

«Церковь положила не поститься в некоторые определенные дни, как-то: со дня праздника Рождества Христова до Святого Богоявления, во всю Светлую Неделю, в неделю по Пятидесятнице, и в неделю о блудном сыне, именуемую также Предвозгласною и Сырною. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka