Символ веры

Аудио:
01:37
Церковнославянский текст Русский перевод Краткое содержание
1-й.
Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую в одного и единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.

О Боге Отце

Толкование

2-й.
И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, Иже от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, прежде всех веков рожденного от Отца; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено;

О Сыне Божием

Толкование

3-й.
Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося;

О Боговоплощении

Толкование

4-й.
Распя́таго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного;

О страдании и смерти Иисуса Христа

Толкование

5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно Писанию;

О воскресении Иисуса Христа

Толкование

6-й.
И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесную Отца;
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца;

О вознесении Иисуса Христа

Толкование

7-й.
Ипа́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И вновь имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

О Втором пришествии Иисуса Христа

Толкование

8-й.
И в Духа Святаго, Господа Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклонение и слава Которому воздается наравне / вместе с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

О Святом Духе

Толкование

9-й.
Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
Во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

О Церкви

Толкование

10-й.
Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

О крещении

Толкование

11-й.
Чаю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.

О всеобщем воскресении мертвых

Толкование

12-й.
И жизни бу́дущаго века. Аминь.
И жизнь будущего века. Аминь.

О жизни вечной

Толкование

Верую – уверен, убежден;
Небо — духовный (невидимый, ангельский) мир;
прежде всех век – вне условий времени, от вечности;
единосущна Отцу – имеющего ту же сущность (природу, естество) которую имеет Бог Отец;
Имже вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено;
воплотившагося – воспринявшего человеческое естество (природу);
вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом;
воскресшаго – ожившего после смерти:
по Писанием – согласно со Священным Писанием, в котором зафиксированы предсказания о Его Воскресении, в том числе о том, что Он воскреснет из мертвых в третий день;
восшедшаго – вознесшегося;
седяща одесную Отца – сидящего по правую сторону (символическое выражение, означающее: равночестного и равносовершенного Отцу как Бог; почтенного высочайшей честью как Человек);
паки – опять, во второй раз;
Его же Царствию не будет концаЦарство Христа будет существовать непрестанно;
Животворящаго – дающего жизнь;
спокланяема и сславима – поклоняться Святому Духу и прославлять Его необходимо так же (не в меньшей степени), как Отца и Сына (вместе с Отцом и Сыном). Дух Святой не только единосущен, но и равночестен Богу Отцу и Богу Сыну;
Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков;
Соборную – Кафолическою: в частности, не ограниченную ни местом, ни временем, ни народом, заключающую в себе истинно верующих всех стран, времен и народов;
исповедую – верю и открыто признаю;
чаю – ожидаю;
И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь;
Аминь — истинно так.

Первые семь членов Символа веры были сформулированы на 1-м Вселенском соборе, на 2-м — следующие пять. 3-й Вселенский собор строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Символ веры * Догматическое богословие

Комментировать