Свойство догмата

Свойство догмата Описание Ссылка
Теологичность (вероучительность) Свойство догматов, отличающих его от всех прочих истин и положений христианства по содержанию (нравоучительных, исторических, литургических) как очерчивающих и обнимающих важнейшие предметы христианской веры и надежды (учение о Боге и Его Домостроительстве).
Богооткровенность Свойство догматов, отличающих их от всех прочих истин (например, выведенных философским, логическим или естественнонаучным путём) по способу их обретения и достоинству, как открытых нам Самим Богом. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:11-12).
Церковность Свойство догматов, указывающее на то, что хранительницей и истолковательницей догматов является только Вселенская Церковь и только она вправе закреплять за теми или иными истинами непререкаемый догматический авторитет. Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим. 3:14-15).
Общеобязательность (законообязательность) Cвойство догматов, отображающее необходимое отношение к ним со стороны всех членов Церкви (сознательное и упорное отрицание хотя бы одного из церковных догматов является признаком принадлежности к ереси). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:10-11).

Догмат, богословское мнение, ересь

Название Определение Пример Высказывания святых
Догматы Основные истины христианского вероучения, открытые Самим Богом, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, общеобязательные для христиан. Во Христе два естественные хотения или воли и два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли. «Догматам небесной философии не свойственно подвергаться какому-либо изменению, отсечению или уродованию, подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками» (прп. Викентий Лиринский).
Богословское мнение (теологумен) Cуждение по вероучительным вопросам, высказанное богословом, группой богословов или каким-либо церковным органом, не получившее общецерковного признания. Истинность и значение богословских мнений условны и относительны. Вопрос о том, присуща ли ангелам и человеческим душам абсолютная бесплотность или же они обладают некой особой тонкой телесностью. «Философствуй мне о мире или о мирах… о Воскресении, Суде, воздаянии, страданиях Христовых, ибо в таких предметах и достигать цели не бесполезно, и ошибаться безопасно» (свт. Григорий Богослов)
Ересь Ложное учение, претендующее на догматичность, искажающее фундаментальные основы христианского вероучения. Утверждение о том, что Иисус Христос — отдельная сущность от Бога Отца и сотворён Богом Отцом, и следовательно, во-первых, имеет начало Своего бытия и, во-вторых, не равен Ему по божеству. «Eретиком является и тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры» (свт. Марк Эфесский).

Этапы усвоения догматов человеческим сознанием

1. Догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата еще нет
2. Состояние, когда восприятие вероучительной истины из области ума переходит в область сердечного чувства
3. Высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются*

* Созерцаются предметы, очерчиваемые догматическим учением, предметы веры: Бог, Рай (Царство Небесное), ангелы, святые и т. д.

В чем состоит научный метод догматического богословия как науки

1. Изложение и раскрытие в систематическом порядке основных православных вероучительных истин
2. Указание основания догматов в Св. Писании и приведение принципиальных положений святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам
3. Объяснение богословских терминов и догматических формулировок, сформировавшихся в процессе развития Православного богословия
4. Указание на отличие догматического учения Церкви от основных ересей
5. Указание на отличия догматов от богословских мнений, при этом обозначение тех разделов православного вероучения, где возможна свобода богословских мнений
6. Учитывание и использование основных достижений современной православной догматической мысли

Комментировать