Раб —
1) лицо, не имеющее изначально либо лишенное в силу тех или иных обстоятельств всех прав и являющееся собственностью своего господина (владельца);
2) богословский термин, указывающий на привязанность человека к той или иной системе духовно-нравственных ценностей, на подчинённость его либо Богу, как Высочайшему Добру, либо злым силам и собственным греховным наклонностям;
3) слуга, работник (греч.);
4) человек по отношению к другому человеку, касательно которого он подчёркнуто выражает смирение и покорность (Быт.32:4);
5) человек, пребывающий в чрезвычайно сильной зависимости (в том числе психологического или религиозного характера) от другого человека.
***
1) В отличие от существовавшего в рабовладельческих обществах деления людей на рабов и свободных по признаку социального положения, Священное Писание проводит грань между истинной свободой и рабством в духовно-нравственной плоскости.
В соответствии с общей мыслью Нового Завета, все без исключения люди так или иначе несут на себе печать рабства. Только одни из них суть рабы Божьи, свободные от подчинённости греха, а другие, дерзнувшие освободить себя от обязанности послушания Богу, суть рабы греха.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда говорил: «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим.6:16).
2) В соответствии с Евангельской проповедью, каждый христианин должен считать себя рабом Господа. Именно в такое отношение к Богу поставляли себя ветхозаветные праведники, а тем более — последователи Господа Иисуса Христа (Деян.4:29).
Предостерегая от соблазна ложного уравнивания рабства как средства подавления одного человека другим с рабством как служением Богу во Христе, Писание свидетельствует: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» (Гал.3:28). Дух раболепия и человекоугодничества не имеет ничего общего с христианским послушанием Творцу: «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).
По внутреннему содержанию рабство Богу настолько же отлично от рабства человеку, насколько Царство Божие от земного.
Во-первых, христианское послушание Господу осуществляется не через насильственное принуждение, как это бывает в случае порабощения человека человеком, а целенаправленно, осознанно и свободно (Лк.9:23).
Во-вторых, если отношения между рабом и хозяином подразумевают строгую разграничительную межу, то главной целью послушания человека Богу является единение человека с Творцом, обожение (святость).
Раб может люто ненавидеть своего владельца, равно как и владелец — раба. А послушание Богу строится на основе любви (Мф.22:37). Несмотря на то, что христианин — раб Божий, это не исключает дружественности со стороны Господа: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15). Более того, рабство Богу сочетается с благодатным усыновлением Небесному Отцу, и с наследованием благ (Гал.4:7). Само иго Господа — благо, и бремя — легко (Мф.11:30).
3) Когда человек не желает сополагать свою волю с Божественной, он становится рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Собственно, нравственная свобода и состоит в нравственном выборе: подчиниться Добру или злу? Третьего не дано.
Грех может порабощать человека через дурные привычки, пристрастия, страсти, пороки. Кроме того, обособляясь через беззаконие от Бога, человек становится удобопреклонным к влиянию демонических сил. В этом случае несвобода грешника усугубляется властью злых духов.
Освобождение от рабства греху осуществимо в лоне Церкви, через жизнь во Христе.
***
Однажды монахи говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник — богатый горожанин — и удивился:
- Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
- Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
- В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
- Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
- В соседнем городе я был бы последним из богачей.
- А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
- Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
- Вот так и святые, — сказал монах, - чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.
В церковном песнопении в звании раба человек призывается благословить Господа: “Се ныне благословите Господа вси раби Господни...”
Я думаю, спор тут только в словах. На славянском языке слово раб не значит то, что оно значит после крепостного права на Руси. На греческом языке и во всей древней культуре раб – собирательное слово, которое значит – слуга во всех его видах и во всех степенях, от самого униженного раба до домоправителя, который имеет, пожалуй, даже больше власти, чем хозяин, потому что он всем правит и над всем имеет высокую руку.
Я думаю, что тут антиномия в формулировке; конечно, мы сыны по призванию еще пока (я бы сказал: слава Богу! – потому что если всё, чего можно достигнуть – это то, что ты, да я, да мы сейчас можем явить, если вся полнота сыновства могла быть изображена в каждом из нас, какие мы сейчас есть – было бы очень печально, и действительно, Царство вечное было бы тоской неизмеримой); но, слава Богу, сыновство – призвание. То есть оно уже есть здесь как взаимное отношение с Богом, мы для Него – родные дети, Он для нас – родной Отец: это правда; но, с другой стороны, мы должны вырасти в меру этого сыновства, стать такими, каков Христос, какова Матерь Божия: это мера наша, не меньше. И вот здесь антиномия; действительно, пока что на земле всё двойственно; мы уже в вечности – и мы еще во времени; мы уже в Царстве Божием – и мы еще в царстве мира. Мы еще рабы и слуги, потому что по психологии мы ведь боимся наказания, надеемся на награду, а не только любим так, чтобы всё было легко совершить по любви, – а вместе с этим мы уже дети родные, свои Богу
(митр. Сурожский Антоний).
Литература по теме
- Раб Библейский словарь Нюстрема
- Раб, рабыня, раба Библейская энциклопедия Брокгауза
- Раб, рабство архим. Никифор (Бажанов)
- Господин и раб свт. Тихон Задонский
- Раб Иеговы проф. В.Н. Мышцын
- Рабство Богу
- Кто кем побежден тот тому и раб: сборник прот. В. Мордасов
- Христианство и рабство в первые века Церкви проф. А.П. Лопухин
Комментировать