- Почитание и поклонение – это одно и то же?
- Для чего необходимо почитать Бога?
- Почему православные почитают Иисуса Христа Богом?
- Почему православные почитают Богородицу?
- Почему православные почитают святых?
- Почему православные почитают мощи?
- Почему православные почитают иконы?
- Почему православные почитают крест?
- Почему православные почитают родителей?
Почита́ние — высшая степень уважения; проявление высочайшего уважения.
Почитание и поклонение – это одно и то же?
Слова «почитание» и «поклонение» имеют разные смысловые оттенки, однако в некоторых случаях могут использоваться как синонимы. Вот, например, что по данному поводу утверждал преподобный Феодор Студит: «Различием названия они [почитание и поклонение] отличаются, по достоинству же имеют равное значение... Как может быть почитаемо то, чему, вместе с тем, не воздается поклонение?.. Достойный чести достоин и поклонения, достойный благословения – достоин и славы».
Для чего необходимо почитать Бога?
Бог безмерно обладает всеми возможными благами и совершенствами, ни в чём не имеет недостатка и нужды. Следовательно, Он не нуждается и в том, чтобы Его творения чтили Его. Человек же нуждается в почитании Бога. Почему? Потому что, правильно почитая Бога, человек пребывает в правильном к Нему отношении, а значит и в правильном отношении к собственной жизни. Как результат, при содействии благодати он достигает того, к чему призван Творцом, стяжает спасение, вечное блаженство, вечный покой. По высокому счёту внутреннее почитание Бога выражается в любви к Нему и к ближнему. Внешнее же почитание, совершаемое от сердца, обнаруживает внутренний настрой. При этом внешнее богопочитание способствует внутреннему преображению человека, большему внутреннему устремлению к Господу и единению с Владыкой владык.
Почему православные почитают Иисуса Христа Богом?
Православные почитают Иисуса Христа Богом, потому что Он – в действительности Совершенный Бог (и вместе с тем Совершенный Человек (Богочеловек)), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей; Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Будучи Богом, Иисус Христос и учит о Себе как о Боге. Он, например, говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Аврааме, Он свидетельствует: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
Почему православные почитают Богородицу?
Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя понимать так, будто Дева произвела из Себя Бога по Божескому естеству, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Бог вечен, а Богородица – Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества – соединением в Его Вечном Лице двух естеств (природ): Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица.
Почему православные почитают святых?
Православные верующие чтут святых как угодников Божьих, как лиц, пребывающих в тесном благодатно-духовном единстве с Богом, как ходатаев перед Богом, помощников в деле достижения спасения, образчиков добродетельной жизни. Практика почитания святых включает множество форм: православные молятся святым, прося у них помощи, воздают им хвалу, освящают в честь них храмы, изображают их на иконах, посвящают им песнопения , устанавливают дни их торжественного поминовения, изучают опыт их духовной жизни и стараются брать с них пример, почитают их мощи, называют их именами своих детей и пр.
Почему православные почитают мощи?
Примеры почтенного отношения к мощам праведников известны ещё с времен Ветхого Завета. Так, сыны Израилевы, покидая Египет, вынесли с собой мощи Иосифа (Исх.13:19). Царь Иосия, искореняя в своем народе идолослужение, уничтожал языческие жертвенники и идолов, сжег много костей, однако кости человека Божия оставил в покое (4Цар.23:16-18). Известно, что христианин призван стяжать благодать Божию. Подлинные христиане являются храмами Божьими: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). Однако и после смерти святых, Бог преподает через их тела / мощи Свою благодать. Таким образом, почитая мощи святых, христианин, с одной стороны, отдает дань уважения святым, а с другой, например, молясь перед мощами святых, благоговейно прикладываясь к ним, воспринимает, по своей вере, преподаваемую через них благодать. Тому, что мощи святых могут служить средством передачи Божественной благодати, мы имеем массу примеров в истории Церкви. Что касается истории Ветхого Завета, в данной связи уместно привести пример с оживлением мертвого человека в результате соприкосновения его тела с мощами пророка Елисея (4Цар.13:21).
Почему православные почитают иконы?
VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному». Добавим попутно: при молении перед иконой Бога, Ангела или святого человека икона помогает человеку лучше сосредоточиться на молитве, вознестись умом и сердцем к Тому (тому), к Кому (кому) он обращает свои молитвы. Это с одной стороны, а с другой, икона может служить средством, через которое преподается Божественная благодать.
Почему православные почитают крест?
Через Крестные страдания и смерть Сына Божия осуществилось Искупление человека (1Пет.1:18-19; 1Пет.2:24). Крест является знамением победы Христа над адом и смертью. Почитая Крест, верующие почитают и того, Кто был на нем распят, обнаруживают свою веру и любовь к Богу и ближним.
Почему православные почитают родителей?
Православные почитают родителей согласно 5-й заповеди Декалога: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. Мы должны воздавать родителям особую честь, как людям, которые произвели нас на свет, взрастили и воспитали. При этом следует понимать, что почитание родителей не предполагает обязательного согласия с ними по всем без исключения вопросам или богопротивного человекоугодия.
***
«Одно ли и то же «почитание» и «поклонение»? Св. Феодор Студит отвечает положительно:
– «Власти и славе сродны и неотделимы честь и поклонение. Различием названия они отличаются; по достоинству же имеют равное значение». Иначе, «как может быть почитаемо то, чему вместе с тем не воздается поклонение? ...Достойный чести достоин и поклонения, достойный благословения – достоин и славы. Итак, если ты (еретик) откажешь в поклонении изображению первообраза, то очевидно, откажешь и в чести, и в крепости, и в славе... Я, когда слышу слова священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», понимаю, что честь и поклонение – одинакового порядка и одинакового значения. Равным образом, когда Божественный Василий говорит, что честь изображения переходит к первообразу, он вместе с тем молчаливо, согласно с Блаженным Афанасием, возвестил, что и поклонение изображению переходит к первообразу»».
епископ Вениамин (Федченков). Источник.
Литература по теме
- Канонизация и почитание святых прот. Владислав Цыпин
- Почитание святых Н.В. Лебедев
- Иконопочитание Энциклопедия изречений
- Почитание св. икон митр. Макарий (Булгаков)
- Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих митр. Макарий (Булгаков)
- Как святая Церковь чтила и чтит Божию Матерь свт. Иоанн (Максимович)
- Богопочитание икон и именование их митр. Вениамин (Федченков)
Комментировать