- Как появились падшие духи?
- Когда в среде ангелов произошел бунт против Бога?
- Падшие духи и бесы – это одно и то же?
- Полтергейст, домовой, барабашка имеют ли отношение к падшим духам?
- Падение духов сродни человеческому падению?
- Могут ли падшие духи покаяться?
- Почему в Библии так мало говорится о падении части ангелов?
- Где обитают падшие духи?
- Могут ли падшие духи вселиться в человека?
- Могут ли падшие духи исцелять человека от болезней?
- Цитаты о падших духах
Па́дшие ду́хи – ангелы, отпавшие от Бога прежде устроения Им видимого мира, демоны, бесы. По попущению Божию они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда.
Как появились падшие духи?
Падшие духи были сотворены при создании Богом ангельского мира и изначально не имели склонности ко злу. Согласно Преданию Церкви, падение части ангелов произошло в результате воздвигнутого одним из высших ангелов – денницей (он же – люцифер, сатана, диавол) – бунта против Бога. Будучи творением Божиим, денница, до своего падения, обладал высоким достоинством и славой, превосходившими, как принято считать, достоинство и славу многих прочих ангелов. Одной из главных причин его богоотступничества была поразившая его гордость (См.: Ис.14:11-15; 1Тим. 3:6). В ответ на бунт против Бога денница и увлеченные им ангелы были изгнаны с Небес (Лк.10:18; Откр.12:7-9). Со времени создания первых людей и вплоть до наших дней диавол и подчиненные ему духи вредят людям.
Когда в среде ангелов произошел бунт против Бога?
Об этом мы не имеем заведомо достоверных обстоятельных данных. Но точно известно, что данное событие произошло до грехопадения первых людей.
Падшие духи и бесы – это одно и то же?
Падшие духи, падшие ангелы, бесы, демоны – это одно и то же. Духами их называют потому, что они бесплотны.
Полтергейст, домовой, барабашка имеют ли отношение к падшим духам?
Явления, связываемые объяснением с полтергейстом, могут иметь различный характер, в том числе демонический. В простонародной, фольклорной традиции демоны могут обозначаться как домовые, банники, лешие, овинники и пр. При этом каждому из них приписывается излюбленная среда обитания. Понятие «барабашка» обычно связывают с понятием «полтергейст».
Падение духов сродни человеческому падению?
В нравственном отношении грех прародителей, в определенной мере, был подобен греху сатаны. Однако одним из следствий их греха стало повреждение человеческой природы, в результате которого все их потомки (исключение – Господь Иисус Христос) стали рождаться склонными ко злу. Падение же денницы не привело к тому, что все вообще ангелы стали склонными ко злу, ко греху. Ангелы, согрешившие вслед за сатаной, пали через пример. Кроме того, как отмечает свт. Димитрий Ростовский, в отличие от диавола, человек «согрешил не сам собой, но по наущению врага, диавол же согрешил самопроизвольно, безо всякого чужого наущения, и, кроме того, в сравнении с человеком имел более высокие дарования и качества».
Могут ли падшие духи покаяться?
Павшие духи настолько утверждены во зле, во грехе, что уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле.
Почему в Библии так мало говорится о падении части ангелов?
Библия – Книга (совокупность Книг), направленная на спасение человека. Представленное в ней Откровение содержит то, что служит ко спасению людей. Если в ней не содержится подробной, обстоятельной информации о падении ангелов, значит, в предоставлении такой информации через тексты Писания как минимум не было необходимости. Тем не менее, определенные сведения о данном событии в Библии есть. Например: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15). Или в другом месте: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). Заметим, что упоминание о войне содержится в Апокалипсисе не случайно. Оно указывает на то, что битва, начатая на небесах, не завершена; она имеет свое продолжение на земле, где темные силы направляют свою отрицательную энергию против человека, которому в борьбе с ними надлежит принять «всеоружие Божие», чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:13-16).
Где обитают падшие духи?
Одно из мест обитания бесов в Священном Писании называется «адом», «преисподней» или «бездной». Однако есть и другие места их обитания. В Новом Завете, говорится о «духах злобы поднебесной» и о диаволе как о «князе, господствующем в воздухе» (Еф.6:12;2:2). Эти слова свт. Феофан Затворник толкует так: «Обыкновенный... образ перевода и понимания сего слова «поднебесный» означает, что духи витают между небом и землей – в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте».
Могут ли падшие духи вселиться в человека?
Падшие духи, поскольку они бестелесны, обусловлены пространством иначе, чем люди. Они могут вселяться в людей и даже в животных (Мф.8:31). При этом духи тьмы иногда насильно загоняют одержимых ими людей в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк.8:29; Мф.8:28), влекут к погибели (Мф.8:32; Мф.17:15).
Могут ли падшие духи исцелять человека от болезней?
Преподобный Паисий Афонский: «Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» – посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол – это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым».
Иногда говорят, что в Библии об этом ничего не говорится. Это не так.
- Падшие духи могут связывать человека болезнью (Лк.13:16). Также бес может выйти из человека (Лк.11:24; Мф.7:22-23). Стало быть, и бес, «связывающий» человека болезнью, может покинуть его.
- Симон Волхв (Деян.8:9) и Вариисус (Деян.13:6) творили чудеса, в числе которых, вероятно, были и исцеления от болезней.
- «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского» (Мф.12:24), говорили фарисеи о Спасителе, свидетельствуя о такой возможности.
Естественно, бесы исцеляют по попущению Божьему. Исцеляя тело, они калечат душу. Зачастую болезнь возвращается в другом виде. Но это не исключает того, что бесы могут ослаблять или прекращать своё воздействие на тело человека.
Цитаты о падших духах
«Психологически понятен тот скепсис, который испытывают некоторые люди при словах дьявол, сатана, бесы, демонические существа и проч. В наше время космических полетов и компьютеров современному человеку нелегко верить в то, что существуют некие таинственные и злые существа, оказывающие воздействие на человека. Дьявол демифологизируется современным сознанием, а все необъяснимое, темное и таинственное приписывается глубинам нашего подсознания или непознанным феноменам.
Тем не менее, Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил. Фактически Церковь никогда не формулировала этого систематически в виде ясного и четкого учения. Однако для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил. Попросту говоря у Церкви всегда было знание сатаны. Если это непосредственное знание сатаны не нашло своего выражения в четком и систематическом учении, то это объясняется трудностью, если не невозможностью рационально объяснить иррациональное. Однако если принятие церковного учения о злых силах трудно для рационального осмысления, для внешнего познания, то всякий ведущий внимательную духовную жизнь непременно заметит, что в его жизни действительно присутствует некоторая злая направленность, вдохновляемая как будто извне, кем-то посторонним. Зло, конечно, не имеет места среди сущностей, но оно не только недостаточность, в нем есть некая активность. Оно есть как бы болезнь, как бы паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует.
Св. Макарий Египетский писал: «Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают. Для Бога нет никакого существующего в себе зла, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно подсказывает нам все грязные желания». «Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, – говорит св. Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, – что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума – мои собственные». Дьявол, существующий рядом с человеком, бдителен, как рыкающий лев (1Пет.5:8). И когда человек дает повод, дьявол проникает в человека и действует в нем. По словам св. Антония Великого, демоны сами не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления.
Демоническая реальность существует, зло существует как темная сила, как присутствие, не только как отсутствие. Точно также как нет любви без любящего, т.е. личности, которая любит, так не может быть и ненависти без того, кто ненавидит. Если высшая тайна добра заключена в личности, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный характер. Носителем темной, иррациональной силы зла должна быть личность или личности. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра».
священник Константин Пархоменко
«Рациональное сознание не признаёт религиозно-нравственную модель мира, но охотно принимает на веру абсолютно нелепые воззрения неоязычников: разного рода пророков, экстрасенсов, астрологов, магов, колдунов, целителей, мистиков, и других «специалистов» по сверхъестественному.
Рациональное сознание убеждено в том, что знание всегда прогрессирует в сторону достоверности, а потому самые свежие взгляды, всегда представляются рациональному сознанию, самыми верными, особенно если их толкование сопровождается околонаучной терминологией.
И если какой-нибудь экстрасенс с дипломом заявит, что НЛО – это энергоинформационные сущности, выпавшие из астрала, то рациональное сознание поверит ему безоговорочно, даже ничего не поняв из такого «объяснения».
А если священник скажет, что это бесы искушают человека технологическим спасением, то рационалист пошлёт его в другое место сказки о нечистой силе рассказывать, и это, не смотря на то, что за плечами священника многовековой опыт человечества в познании мира, а за плечами экстрасенса, в лучшем случае, лишь ускоренные курсы экстрасенсорики».
В. Старковский (из книги «Оправдание веры»)
«Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идёт наперекор истине, Откровению Божию. Господь пришёл на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие Сына Божьего было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов...».
святой праведный Иоанн Кронштадтский
Чтобы совратиться, сила зла должна была существовать и обладать разумом и волей. Но существование, разум и воля сами по себе – добро. Таким образом, сила зла должна была получить все это от силы добра; даже для того, чтобы стать плохой, силе зла пришлось бы позаимствовать или украсть все необходимое у своего оппонента. Становится ли вам яснее, почему христианство всегда говорило, что дьявол – это падший ангел? Это не просто сказка для детей. Это глубокая истина, свидетельствующая о том, что зло – паразит, а не что-то изначальное и самостоятельное. Силы для своего существования зло черпает из добра. Все, что толкает плохого человека на активное зло, само по себе – не зло, а добро: решимость, ум, красота и, собственно, существование.
Кто-нибудь, возможно, спросит меня: «Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь представить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?» Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: «Да, именно это я собираюсь сделать». Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому человеку я скажу: «Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам это – другой вопрос».
Клайв Льюис
«…хочу рассказать вам один профессиональный анекдот. Представьте, что православный миссионер выступает перед образованной, интеллигентной университетской аудиторией. И по ходу своей речи он приходит к необходимости употребить неприличное слово – «бес». Миссионер не первый раз общается с подобного рода аудиторией, знает ее привычки и вкусы, знает и немощи. Он понимает, что эта публика еще слово «Бог» как следует не научилась понимать.
В постсоветской «образованской» среде вместо этого непонятного слова принято использовать что-нибудь попроще, – скажем, «Биоэнергоинформационное поле Вселенной». И понятно, что если в этой аудитории слово «Бог» норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то «ноосферой» назовут, то «Космосом», а то и вообще звучит так: «Мое высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гарантированно вызовет возмущение просвещенной публики. Миссионер знает, насколько прав Д. Мережковский: «Черт хитер: он делает смешными тех, кто на него показывает».
И тогда миссионер решается выразиться попонятнее, т.е. на жаргоне своих слушателей. И говорит: «И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарное зло"… Тут бес высовывается из-под кафедры и переспрашивает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!"».
диакон Андрей
«Бог открыл нам истины об аде, наказании грешников, о приходе антихриста перед концом истории и прочих вещах этого рода вовсе не для того, чтобы мы сделали это основным содержанием нашей жизни, а для того, чтобы мы имели трезвый и точный взгляд на человека и на историю.
Цель же нашей жизни – Христос, жизнь с Ним и Им; пребывание со Христом – всегда радость и мир. Вот с этого и нужно начинать проповедь. Любой человек стремится к счастью и боится смерти; Христос есть высшее счастье, Он есть Воскресение и Жизнь (Ин.11:25). Ад же, и бесы, и грех есть то, от чего нас Христос как раз избавил. Избавление это, правда, не безусловно; оно зависит от соблюдения нами заповедей Божиих, от противления греху и понуждения себя на добро, от нашей личной нравственной, духовной и церковной жизни.
Именно на это и нужно обращать главное внимание, подчеркивая дар Христовой свободы и связанную с ним нравственную ответственность человека за свое христианство, – а иначе наша религия сводится к очередной системе «колдовства – антиколдовства», при которой люди опять попадают в рамки магического взгляда на духовную жизнь».
игумен Пётр (Мещеринов)
Литература по теме
- Дьявол – это реальная личность митр. Сурожский Антоний
- Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться А. Ткаченко
- Об Ангелах и бесах свящ. Константин Пархоменко
- Искушение Христа в пустыне Екатерина Прогнимак
- У порога Геенны Огненной еп. Александр Милеант
- Злые духи и их влияние на людей игумен Марк
- Письма баламута Льюис Клайв Стейплз
- Ветхозаветное библейское учение о злых ангелах или духах свмч. Александр Глаголев
Комментировать