Особые сложности
могут возникнуть, если ты, например, татарин или еврей, и твоя родня в той или иной степени придерживается своих религиозных обычаев. Тут все будет зависеть именно от степени.
Твои родственники могут быть последовательными иудаистами или мусульманами, считающими свою религию единственной истинной и универсальной, или по крайней мере высшей, по отношению ко всем другим.
А могут просто на бытовом уровне соблюдать какие-то обряды, читать какие-то молитвы, нести покойника не вперед ногами, а вперед головой, культивировать ту или иную религиозно-национальную кухню.
В каком-то смысле, тебе будет легче в первом случае. Там будет определенность, будут логические и исторические аргументы, в ответ на которые тебе надо будет предложить свои. Это заставит тебя глубже разобраться в вопросе, делая свой выбор все более осознанным и обоснованным.
И если увидишь устойчивую ненависть ко Христу, если прямо скажут: «я или Христос», – придется делать радикальный выбор, вспомнив слова Христовы:
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
Свои трудности возникнут и во втором случае. Тебе будут говорить, что Бог один, а религий много, и каждый должен соблюдать религию своего народа, религию отцов. Будут укорять, что ты собираешься предать свой «многострадальный» народ, и тому подобные «жалкие» слова.
И в тебе заговорят родственные чувства, ты будешь бояться расстроить, обидеть свою ничего не желающую понимать родню, с которой раньше был так связан, и от кого видел только хорошее. Некоторые так и не находят решимости сказать, например, татарской родне о своем крещении. И приходится молча подчиняться, когда при похоронах твоего тоже тайно крестившегося брата родня все устраивает «по-мусульмански».
В этом случае тебе тоже, в первую очередь, надо самому утвердиться в истинности и универсальности христианства, и твердо усвоить, что Христос пришел и к евреям, и к татарам, и к русским, и к неграм, и к китайцам, и вообще ко всем. Если бы русский народ свято хранил «веру отцов», – до сих пор пребывал бы в язычестве. И неужели принять Христа, это значит – отречься от своего народа, особенно, от того народа, к которому Христос и пришел как раз в первую очередь, и из которого были первые Его ученики?
Неужели, едва ты полюбишь Христа, твой народ тут же тебя возненавидит? И неужели, чтобы завоевать любовь твоего народа, надо обязательно возненавидеть Христа, того, «Чья кровь», по словам нашего великого поэта, «весь род Адамов искупила»?.. Что-то тут не так, и не хочется в это верить.
Тебе же, при всей твердости твоего выбора, надо будет еще теплее относиться к своей родне. И если они при имени Христа не хватаются за камни, если способны слушать, то постарайся раскрыть красоту христианства, чтобы и их повести за собой. Когда люди друг друга любят и уважают, то непременно пойдут вслед за тем, кто твердо и осознанно принял истину и живет в ней, занимая ясную и последовательную позицию.
Другое дело, если сам толком не разобрался в христианстве, и не собираешься этого делать; если тебя тоже соблазняет пустая, основанная на невежестве демагогия, что, мол, Бог один, и поэтому все религиозные разногласия пустое; если ты восприимчив ко всякой современной мути, если тебя привлекают всякие «рерихи», «анастасии», «розы мира», «третьи заветы». Тут уж ты обречен до конца жизни плестись в хвосте, таиться и лицемерить.
Непросто придется и в том случае, если собираешься крестить ребенка, рожденного в браке с иноверцем или с воинствующим безбожником. Во-первых, надо было раньше думать, на ком женишься, или за кого выходишь замуж. По церковным правилам брак для православного христианина разрешается только «в Господе», то есть с человеком одной веры. Тебе предупреждали, но ты понадеялся на себя, счел вопросы веры не главными в совместной жизни, и вот пожинаешь плоды.
В лучшем случае тебе будут говорить: не спеши, пусть ребенок вырастет и свободно выберет ту или иную веру, или вообще атеизм. Но если ты и согласишься ждать, враждебный окружающий мир ждать не будет. Капля за каплей будет он проникать в душу ребенка, который лишен церковной защиты, церковных таинств, церковного научения, а главное – что ничем не заменимо – церковной атмосферы в семье.
Так что теперь, в выбранных тобою семейных обстоятельствах, твоей задачей будет не – как-нибудь тайно от твоей второй половины крестить ребенка, но – еще более стараться обратить супруга, уже не только ради его спасения, но и ради спасения вашего ребенка. Не знаю уж, как это у тебя получится...
Но – не отчаивайся, старайся, молись со слезами, набирайся знаний, укрепляйся в вере, проси других молиться за тебя...