Столпотворение
Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение (крепость) водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал (обуздал) советы (замыслы) твоя и низвергл на землю ухищрения твоя.
После потопа род человеческий начал размножаться от троих сыновей Ноя. И чем больше размножались люди, тем дальше друг от друга расселялись, сохраняя, однако, общий, унаследованный от этого родоначальника, язык. Это расселение препятствовало мечтам тех из потомков Ноевых, а именно происшедших от Хама, которые хотели покорить под свою власть все племена людские. Их властолюбие не остановилось, однако, перед этим препятствием. Они вздумали соорудить город или крепость и столп – башню, чрезвычайно высокую, и эту крепость и столп сделать средоточием, откуда они могли бы простирать свою власть на всех людей до крайних пределов их обитания. Зачинщики этого плана обманом привлекли к участию в нем и тех, кого хотели поработить себе. Они скрыли от них настоящую цель, сказав им: сотворим себе имя (Быт. 11:4). Слова эти значили, что построение города и башни послужит только к прославлению строителей в потомстве, к увековечению памяти о их силе и могуществе.
Уже приступили было к возведению крепости и башни. Но Господу Богу неугодно было это предприятие. Ему неугодно было допустить, чтобы люди своими затеями воспрепятствовали Его определению разделить племена людские, совершенно обособить их по месту жительства и по образу жизни и одни племена оградить от худого нравственного влияния других. План строителей крепости и башни связать племена созданием для них общего политического центра грозило не только порабощением одних другим, но и всеобщим развращением. И вот Господь чудесным образом разрушает дело, Ему неугодное. Он сходит в среду строивших крепость и столп и смешивает язык их так, что они перестали понимать друг друга и вынуждены были оставить недоконченными начатые работы и разойтись в разные стороны.
Вследствие этого возникли группы народов, расселившихся по лицу земли. Они стали существовать отдельно, как острова на море, не смешиваясь с другими ни границами, ни языком, ни учреждениями, ни обычаями. Место, на котором произошло чудо смешения языка, стало называться Вавилоном, что значит «смешение». В самом этом названии заключена безмолвная проповедь о ничтожестве человеческих замыслов, коль скоро они противны воле Божией.
К сожалению, этот пример и другие подобные не вразумляют грешную душу. Законом для нее служит не воля Божия, а ее похотения, ее самолюбивые желания и расчеты. Увлекаясь самолюбием, грешник, подобно строителям вавилонского столпа, мечтает устроить свое благополучие помимо Бога. По его убеждению, для достижения этой цели достаточно житейского благоразумия, умения пользоваться обстоятельствами, силы воли, упорства в преследовании цели, не стесняясь внушениями совести, правилами справедливости и человеколюбия. И по-видимому он прав, рассуждая так. Разве мало на свете мы видим людей, которые, забыв страх Божий, путем всякого рода неправд успели занять высокое общественное положение, приобрели богатство и с ним возможность жить в свое удовольствие и смеются над ближним своим, бедным и незнатным, но честным и благочестивым? Действительно, есть такие люди на свете. Господь нередко терпит их, ожидая их покаяния и обращения на путь истины и предоставляя Себе, если не раскаются, наказать их в будущей жизни, а им – получать блага в этой жизни, чтоб воздать по делам их за гробом.
Но знаем также, что суд Божий над многими из них открывается и в настоящей жизни. Неправдой нажитые огромные состояния часто исчезают при жизни их стяжателей: или ими самими расточаются на прихоти, или расхищаются их детьми и разными поверенными, – а чаще всего исчезают после смерти, попадая в руки неблагонадежных наследников, вследствие чего дети разбогатевших отцов часто делаются нищими.
Случается также, что иной богач поражается преждевременной смертью, в то время как он мечтал насладиться плодами своих трудов. Едва он успеет сказать: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселись, – как уже звучит над ним Божественный приговор: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк.12:19–20). За что же так строго поступают с ним? За то, что он собирал одному себе, для удовлетворения своих похотей, а не в Бога богател (Лк. 12:21), не для угождения Богу добрым употреблением нажитых благ, – и наживал их нечестными путями.
Не менее строгая кара постигает властолюбцев. На небо взыду, говорит один из них, выше звезд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Не так судил Вышний. На слова безумного высокомерия Он ответствовал: ныне во ад снидеши и во основания земли (Ис.14:13–15).
Помни, грешная душа, эти праведные суды Божий и не дерзай мечтать, будто можешь без Бога, при помощи одного только собственного благоразумия создать для себя благонадежный город и столп – обеспечить твое благосостояние. И если ты в наказание за самонадеянность и высокомерие терпишь неудачи в житейских делах, смирись пред крепкой рукой Господа, призывающего тебя к покаянию, и благодари Его за то, что, лишая тебя возможности удовлетворять твоим похотям, Он указывает тебе, что надо проводить оставшееся время жизни в угождении не самолюбию, а воле Божией. Горе было бы тебе, если бы Господь не удерживал твоих советов, не обуздывал твоих высокомерных замыслов и не низвергал на землю твои ухищрения. Лучше потерпеть наказание Божие в здешней жизни, чем подвергнуться ему в будущей.