Сим и Иафет
Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления (отрады).
Вслед за проклятием непочтительному Хаму Ной изрек благословение старшим сыновьям Симу и Иафету, заслужившим его благоволение той почтительностью к нему и целомудренной скромностью, с какой они покрыли его наготу (Быт.9:26–27). Благословение Симу состояло в том, что среди его потомства сохранится истинное богопочтение, что истинный Бог будет Богом Сима и его племени. Благословение Иафету состояло в предречении, что его племя шире всех распространится по лицу земли, будет иметь на ней «пространное одержание» (владение) и со временем войдет в шатры Симовы, то есть оставит языческие заблуждения и вступит в духовное, религиозное общение с Симом, войдет в состав Церкви Божией, к которой сначала будут принадлежать одни потомки Сима.
То и другое предречение сбылось в судьбах потомков Сима и Иафета. До явления в мир Христа Спасителя истиное богопочтение сосредотачивалось в той части потомства Симова, которая произошла от Авраама через Иакова, в одном избранном народе Божием. Но с Пришествием Христовым Церковь вышла за пределы этого народа. Христос, по плоти один из потомков Симовых, пришел для спасения всех людей на свете и повелел Своим апостолам призвать в Его Церковь все народы. Этим благом воспользовались преимущественно потомки Иафета, и в их числе мы, русские. Среди них господствует и доселе распространяется христианство, среди них процветает Христова Церковь со всеми ее просветительными и освятительными учреждениями и будет процветать до скончания века.
Но дело не в том одном, чтобы вообще процветала Церковь Христова и сохранялось в мире истинное богопочтение, не в том, чтобы в этом только отношении исполнилось благословение Божие, данное через Ноя Симу и Иафету, – а в том, чтобы я лично был истинным членом Церкви Божией, истинным богопочитателем, истинным наследником обетований Божиих, дарованных Церкви. Горе мне, если я принадлежу к Церкви Божией только по имени, если Бог Симов, пребывающий в ней, далек от моего сердца, если я исповедую Его устами, а по жизни чужд общения с Ним, забываю Его и не ревную об угождении Ему. Горе мне, если я, будучи членом духовной семьи, имеющей пространное одержание во всех странах мира, пренебрегаю разнообразными предлагаемыми в ней, то есть в Церкви, средствами спасения и живу словно пришелец, не участвуя в благах, предоставленных ее истинным чадам. Другие, имея общение с Церковью, находят в ней землю оставления, то есть утешения и отрады, как бы рай духовный, а я незнаком с этим утешением и отрадой и, окруженный обильной духовной пищей и питием, изнываю от голода и жажды, не питая себя ни словом Божиим, ни благодатию Таинств, ни молитвою, или едва прикасаюсь к этим видам духовного питания.
Находясь в таком жалком состоянии, я – не наследник благословения Божия Симу и Иафету и недалек от опасности утратить вечное наследие в Царстве славы. Сохрани меня, Господи, от этой опасности.