Заблудший сын
Богатство мое, Спасе, изнурив (расточив) в блуде, пуст (я чужд) есмь плодов благочестивых (благочестия), алчен же зову: Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри(поспеши умилосердиться надо мною).
Урок покаяния, содержащийся в этом стихе, заимствован из евангельской притчи о заблудшем сыне. Она имеет одинаковый смысл с притчами о добром пастыре и потерянной драхме. Она изображает величайшее милосердие Божие к кающемуся грешнику, как бы глубоко ни было его падение.
Притча о заблудшем сыне в первой половине своей изображает, до какой глубины падения может довести человека грех. Некто имел двух сыновей. Младшему из них не захотелось жить в доме отца. Он испрашивает у отца полагающуюся ему в наследство часть имущества, удаляется в чужую сторону, здесь растрачивает его, живя распутно и роскошно, подвергается голоду, пристает к одному из тамошних жителей, пасет его свиней, но ему не дают даже свиного корма. Вот наглядный образ того, как начинается нравственное падение и в какую бездну зла оно ввергает грешника.
Начинается с того, что человек тяготится зависимостью от Бога, своего Небесного Отца, порывается жить по своей воле и присваивает себе право – полученное от Бога богатство даров Его, душевных и телесных, употреблять самовольно, без всякой мысли об отчете перед Богом в их употреблении. Затем он удаляется от Бога мыслями, желаниями и делами, перестает молиться Богу, внимать слову Его, освящаться Таинствами. Чем же он теперь заполняет свою жизнь вдали от Бога? Что заменяет для него благо общения с Богом? Общение с Богом он меняет на общество людей развратных и нечестивых, духовные радости и утешения, черпаемые в религии, – на грубые чувственные наслаждения, мечтая найти в них счастье.
Сбываются ли его мечты? Находит ли он счастье там, где думал найти его, в состоянии удаления от Бога? Нет, он жестоко обманывается в своих расчетах. В погоне за мнимым счастьем он распыляет богатство душевных и телесных сил. По душе он становится скотоподобным существом, ибо в ней заглушены духовные потребности и господствуют одни мирские и плотские привязанности; по телу он делается преждевременно дряхлым. Грешник, полным ртом поглощавший чувственные удовольствия, начинает испытывать мучительное состояние голода. Они только на время могли насытить и удовлетворить душу, созданную для жизни в общении с Богом. Затем неизбежно овладевает им разочарование, уныние, тоска, томительное чувство пустоты душевной.
В этом состоянии он делается легкой добычей диавола. Князь мира сего порабощает своей тяжелой власти грешную душу, свергшую с себя спасительные узы покорности Господу, и заставляет ее пасти свиней, то есть подвергает ее крайнему позору и унижению, о силе которого можно судить по положению иудея, имеющего отвращение к свиньям и, однако ж, силой принужденного пасти их. В чем же состоит этот позор и унижение грешника, попавшего в диавольские сети? В том, что он, совершенно утратив духовную свободу, продолжает питать чувственные скотские похоти даже тогда, когда сам чувствует их гнусность и проклинает их. Вдобавок его презирают подобные ему грешники.
Таково бедственное положение, до которого может довести человека грех. Из этого положения возможны два выхода: или отчаяние и вечная погибель, или обращение к Богу. Во второй половине евангельской притчи изображается второй выход. Заблудший сын крайностью своего положения приведен был к раскаянию: пришел в себя, вспомнил, сколько наемников его отца живут в довольстве, тогда как он, родной его сын, гибнет голодом, – и решился возвратиться к отцу, исповедать перед ним свою вину и проситься к нему в наемники, ибо он уже недостоин называться его сыном. Решился и пошел к отцу.
Отец, увидев его издали, сжалился над ним, вышел навстречу ему, обнял его, поцеловал и, не дав ему договорить покаянную речь, приказал рабам своим облечь его в лучшую одежду, дать ему перстень на руку и сапоги на ноги, заколоть тучного тельца и устроил пиршество, чтобы все радовались. Но не рад был старший сын: он позавидовал младшему, удостоенному такой чести после того, как он расточил имение отца с развратными людьми, – и свое недовольство высказал отцу. Добрый отец сказал ему: надобно же было порадоваться о том, что брат твой был мертв и ожил, погиб и нашелся (Лк.15:32).
Пример обращения заблудшего сына достоин подражания для каждого грешника. Подражающие заблудшему сыну в грехах пусть подражают ему и в покаянии. Уже одно то, что грех не дает душе мира и покоя, как не нашел мира и счастья в распущенной жизни заблудший сын, должно вызывать в грешнике отвращение ко греху, а вызванное отвращение должно расположить его к решимости сойти с пути, которым он до сих пор шел.
Пусть никто из идущих этим путем не говорит: «Я пропащий человек, я слишком далеко зашел по пути греха, мне поздно каяться, мне одна дорога – в ад». Только для диавола и его ангелов, в продолжение тысячелетий укоренившихся во зле и в ненависти к Богу, невозможно покаяние. Человек, пока жив, пока Бог терпит его грехи, не исхищая его из среды живых, всегда может обратиться к Нему, всегда может остановиться на погибельном пути. Пусть он только, подобно заблудшему сыну, придет в себя, трезво рассмотрит и обсудит свое жалкое нравственное положение и поймет, что если не покается, ему остается только погибнуть; пусть сжалится над собой и для укрепления в себе покаянного расположения пусть вспомнит об Отце Небесном и Его неисчерпаемой благости ко всем людям, особенно к верующим во Христа, пролившего за них Кровь Свою, людям, сущим в Святой Его Церкви, даже если бы они служили Ему не с чистой сыновней любовью, а из одной надежды на воздаяние (наемники).
Дав в своей душе место этим спасительным размышлениям, пусть он не откладывает своего обращения и тотчас же приступит к Отцу Небесному с смиренным исповеданием своей вины и недостоинства, пусть скажет Ему: «Согрешил я, Отец Небесный, на небо и пред Тобою своеволием и неблагодарностью. Виждь, как я жалок и окаянен. Богатство даров Твоих я расточил в блуде, в жизни беспутной. Она оземленила мой ум, помышляющий только об одних плотских и земных предметах, притупила во мне чувствительность к духовным радостям и скорбям, расслабила мою волю, помрачила мою совесть, расстроила телесное здоровье. Я стал пуст плодов благочестивых. Вместо благочестия, страха и любви к Тебе в сердце моем водворилось нечестие, богозабвение. Только теперь начинаю вспоминать о Тебе. Но это воспоминание, это размышление о Тебе покуда бесплодно – я начинаю обращаться к Тебе одними мыслями, но дел или плодов покаяния еще не имею. Один голод душевный, одно невыносимое ощущение душевной пустоты и томления, оставленного во мне плотоугодием, привело меня к Тебе. В этом состоянии, в состоянии духовной алчбы (алчен), взываю к Тебе: Отче щедрот, поспеши ко мне, как отец поспешил навстречу заблудшему сыну, и умилосердись надо мною.
Так должен начать свое обращение каждый грешник, подобный заблудшему сыну, и милосердый Господь, не желающий смерти грешника, но его обращения и спасения, не прогонит приходящего к Нему с верой и покаянием, но примет его с любовью, как принял блудного сына отец. Он заключит кающегося в Свои отеческие объятья и окажет ему самое трогательное благоволение. Грешник утратил дары благодати, полученные им в Таинствах. Отец Небесный через служителя Таинств возвратит их ему: через Таинство Покаяния, как через второе Крещение, возвратит кающемуся утраченную им после первого Крещения сыновнюю одежду оправдания Христова; обновит в нем обручение Святого Духа (2Кор.1:22), положенное в сердце его в Таинстве Миропомазания, но грешником пренебреженное, и укрепит стопы его к твердому хождению по пути заповедей. В Таинстве Причащения напитает его Телом и Кровью Божественного Агнца, закланного за грехи мира. И будет тогда радость о помилованном грешнике на небе и у истинных христиан на земле. Ее не разделяют только фарисеи, гордые своей мнимой праведностью и недовольные прощающей и милующей грешников любовью Отца Небесного.