Источник

Нищие, мытари и грешники

Нищим благовествоваше Христос Слово, с мытари ядяше, со грешники беседоваше.

Пророк Исайя, предрекая о первом Пришествии Христа на землю, между прочим говорит от Его лица о Его благовествовании: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествоватъ нищим (Ис.61:1). В первые дни Своего общественного служения Господь Иисус приходит в назаретскую синагогу и изъявляет желание предложить собравшемуся народу чтение из Священных Книг. Ему подали Книгу пророка Исайи, и Он из этой книги прочитал то место, в котором содержатся приведенные слова. Кончив чтение, Христос сказал: ныне исполнилось писание, слышанное вами (Лк.4:21), то есть предречение о деятельности Христовой и между прочим о Его благовествовании нищим Он отнес прямо к Себе.

Он действительно помазан был Духом Святым, то есть во время крещения в Иордане почила на Его человечестве обильная благодать Святого Духа, – и благодать эта обильно изливалась из уст Его, напояя жаждущие истины и правды души. Эту жажду Христу удалось пробудить и удовлетворить в людях, казалось бы, безнадежных в нравственном отношении, в нищих и жалких духовно – во многих мытарях и грешниках.

Занятия мытарей, собиравших пошлины в пользу языческого правительства и наживавших себе богатство притеснениями и неправдами, были ненавистны иудеям. Особенно ненавидели и презирали их фарисеи, считавшие себя и слывшие у народа ревнителями закона и праведниками. С нескрываемой ненавистью и презрением они смотрели вообще на грешников – на людей, позоривших себя невоздержанием, развратом, неправдами, холодных к вере и благочестию, и чуждались общения с ними, избегали их, как язвы, как заразы.

Но не так относился к ним Господь Иисус. Он призывал к Себе всех труждающихся и обремененных беззакониями. Он охотно вступал в общение с ними не затем, чтоб участвовать в их грехах, но чтобы пробудить их совесть и обратить их к раскаянию. И Он достигал этой цели. Слова благодати, исходившие из Его уст, спасительно действовали на грешников. Они познавали свою духовную нищету, убеждались в своей крайней виновности пред Богом, в своей безответности пред Ним. К этому убежденно они приходили и тогда, когда слышали укоры и обличения от фарисеев. Но фарисеи своими бессердечными обличениями могли только растравлять греховные раны, а не заживлять их. Они могли только указать грешникам на их духовную болезнь, но у них не было ни желания, ни силы уврачевать ее. Это мог сделать только Христос Спаситель.

Грешников, сознавших свою духовную нищету, Он ободрял надеждой спасения. Он благовествовал им спасение. Он говорил им: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф.5:3). В самом сознании нищеты Он указывал им путь к этому Царству. Оно доступно только тем, кто сознанием беспомощности своего положения, его безвыходности приводится к надежде спасения единственно по милосердию Божию. Милосердый Господь пробуждал в них эту надежду Своей проповедью Евангелия Царствия Божия. С этой проповедью Он преимущественно, если не исключительно, к ним обращался и для этого входил с ними в близкие сношения.

Но эта близость Господа к нищим духом мытарям и грешникам не нравилась гордым своей праведностью фарисеям. Им не нравилось, что Он посещал их жилища, разделял с ними трапезу и беседовал с ними по-дружески. Фарисеи ставили в упрек Христу то, что Он дружит с мытарями и грешниками, любит есть и пить с ними (Мф.11:19). Но Христос на эти упреки отвечал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф.9:12).

Фарисеи признавали себя здоровыми в нравственном отношении. Они были ослеплены гордым сознанием своей праведности, хотя эта праведность была только наружная и чужда была любви к Богу и ближним. Потому они не чувствовали нужды в духовном враче, в наставлениях и вразумлениях. Это и было причиной, почему Господь их обществу предпочитал общество презираемых ими мытарей и грешников: последние, а не первые имели в Нем нужду. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). И на небесах, говорил Он, более радости будет об одном грешнике кающемся (каковы были мытари), нежели о девяноста девяти (мнимых, подобных фарисеям) праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк.15:7). В милосердой близости Иисуса Христа к нищим духом мытарям и грешникам какой трогательный урок покаяния дается всем нам! Если Господь Иисус, Существо чистейшее и святейшее, не презирал грешников, не гнушался их обществом, мы ли, грешные, будем чуждаться подобных нам грешников, считать их недостойными общения с нами? Преступно входить в сближение с людьми нечестивыми и беззаконными с целью участвовать в их беззаконных и нечестивых делах, но не только не чуждаться, но еще и искать общения с ними с целью обращения их на путь истины, уврачевания их духовных болезней, отнюдь не преступно, напротив, это – наш непременный долг, долг христианской любви, доброжелательной к ближним и содействующей их спасению, – это дело подражания любви Христовой, снисходившей к великим грешникам и спасавшей их от погибели. Презирающие грешников потому, что считают себя превосходящими их в нравственном отношении, чуть не праведниками, похожи на современных Христу фарисеев и за свое самомнение скорее могут погибнуть, чем презираемые ими грешники, окаивающие себя и начинающие идти путем покаяния.

Пример последних да научит тебя не отчаиваться в милосердии Божием в случае твоих тяжких падений. Раскаивающемуся в них всегда раскрыты объятия Отца Небесного. Тот, Кто пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию, ждет от тебя покаяния в твоих грехах и готов не только простить тебя, но и вступить в теснейшее общение с тобой. В этом отношении Он сделает для тебя больше, чем для мытарей и грешников, с которыми Он разделял трапезу во время земной жизни Своей: Он предложит Самого Себя в пищу тебе в Таинстве Тела и Крови Своей и через это соделает тебя причастником Своего Божественного естества (2Пет. 1:4) и наследником жизни вечной в Царстве Небесном, как Он Сам обетовал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин.6:56,54).


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle