Пророк Иона
Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов: разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися (ревновал, чтобы пророчество не осталось напрасным).
Пророк Иона, современник и подданный Израильского царя Иеровоама II († 794), жил незадолго до падения Израильского царства от мечей Ассирийского царя Салманассара в 723 году. Господь повелел Ионе идти в ассирийскую столицу Ниневию и возвестить жителям ее, что их беззакония достигли крайней степени и прогневали Господа. Иона уклонился от исполнения этого повеления. Вместо того чтобы идти, куда велено, он пошел в Иоппию (Яффу) и здесь сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис, финикийскую колонию в Испании.
Ионе не хотелось быть вестником гнева Божия на Ниневию. Он предполагал, что ниневитяне покаются, и милосердый Господь сжалится над ними, преложит гнев на милость (Иона.4:2), и они будут сохранены на погибель израильтянам. Этого не хотелось пророку: из любви к отечеству он желал погубления ниневитян для спасения от них своего отечества и ревновал о том, чтобы его грозное пророчество против них не оказалось напрасным. Ревность поистине неразумная, а потому не была угодна Господу, хотя и проистекала из доброго побуждения. Поведение пророка не воспрепятствовало исполнению воли Божией: Господь устроил, что пророк все-таки явился в Ниневию и был свидетелем ее помилования. Так неизменна воля Божия относительно спасения грешников!
Господь не желает ничьей погибели, но всем хощет спастися и в разум истины прийти (1Тим.2:4). Он долготерпит самым тяжким грешникам, ожидая от них покаяния и обращения. Пусть грехи их вопиют на небо, как вопияли грехи содомлян и ниневитян, и требуют казни виновным от Его правосудия – Господь медлит Своим судом. Ему жаль грешника. Пусть ревнующие о славе имени Его умоляют Его поспешить воздать нечестивым, поступить с ними, как с бесплодной смоковницей; пусть вместе с апостолами Иаковом и Иоанном просят у Него позволения низвести огонь на презрителей Его святой воли (Лк.9:54) – Он не внемлет этим мольбам и просьбам. Он ожидает, не даст ли бесплодная смоковница плода, если оставить ее еще на год и позаботиться о ней (Лк.13:8–9). Он неразумную ревность о славе Его укрощает напоминанием: не весте, коего духа есте, Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубите но спасти (Лк.9:55–56). Как бы ни были тяжки грехи, кающегося Он всегда готов простить и очистить от них. Давид прогневал Господа прелюбодеянием и убийством и долго не каялся; но как только, выслушав обличение от Нафана, произнес:
– Я согрешил пред Господом, – немедленно от лица Господа Нафан изрек ему:
– И Господь снял с тебя грех (2Цар.12:13).
Только нераскаянность и отчаяние – непростительные грехи. Безмерно тяжек грех Иуды-предателя, но и Иуда получил бы прощение, если бы не отчаялся в милосердии Божием, если бы с надеждой на него принес раскаяние. Зная все это, размышляя о трогательном долготерпении и милосердии Божием к грешникам, устыдись, душа христианская, своей беспечности и коснения во грехах, возблагодари Господа, дающего тебе время на покаяние, и поспеши принести его, пока еще не ушло время.