Источник

Непрестающее общение Богоматери с верующими

Поучение на праздник Успения Богоматери 1882 г.

Во успении мира не оставила eси, Богородице.

Загробная жизнь есть такая область бытия, перешедшие в которую уже не возвращаются на землю. Они всё покидают на земле, и земля прекращает видимый союз с ними. Но нельзя сказать, чтобы с прекращением видимого союза совсем прервалось общине их с нами. Нет, одни из них оставляют добрую память о себе своими заслугами и добродетелями и продолжают влиять на живущих силой доброго примера, учения и наставления, сохраняемых преданием, иногда писаниями их или о них, памятниками законодательной, правительственной, судебной, военной и политической их деятельности. Других не за что добром помянуть; но и зло, которое они сделали при жизни, нередко увековечивается в истории, и деяния их в одних возбуждают и во все последующие века будут возбуждать отвращение и презрение, в других – сочувствие. Иной писатель давно помер, но оставшимися от него кощунственными сочинениями до сих пор властвует над легкомысленными умами. Жизнь иного смертного прошла незаметно для мира; но всё же нельзя сказать, чтобы и от неё не осталось какого-нибудь доброго или худого следа в памяти по крайней мере окружавших его близких, на долгое или на короткое время.

Но все подобные опыты общения умерших с живущими бывают последствием только памятования последних о первых. Умершие тут действуют на живущих не самолично, а своими делами, которые могут быть благотворны или вредны для потомства независимо от умерших. Личного участия к нам с их стороны тут нет, всё дело в том, как мы относимся к их памяти.

Но возможно ещё общение с нами умерших личное, живое. Души умерших, сохраняя сознание и память, не забывают ближних своих, продолжающих странствование в земной юдоли, и иногда своё участие к ним дают им видеть или непосредственно, являясь им в знаменательных сновидениях, в снобдениях, даже наяву, или посредством молитв и ходатайств за них пред Богом. Говоря сие, имеем в виду не все души умерших, а души, по отшествии своём из этого мира сподобившиеся блаженного общения с Господом в Небесном Царствии. Они не наслаждаются праздно своим блаженством, но пользуются своею близостью к Господу, чтобы умолять Его о живущих в мире людях. «Любовь, – по слову апостола, – никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание исчезнет» (1Кор. 13:8). Она переходит с любящими в вечность и отсюда изливает на ближних свою благотворную силу, предстательствуя за них пред Господом. Явления сей благотворной силы исходят от всех святых, блаженствующих на Небесах, но наипаче от святейшей святых Девы Богородицы. Имея матернее дерзновение к Сыну своему и Богу, она неусыпает пред Ним в молитвах своих за нас. А что Он благоволительно внимает Её молитвам, о сем свидетельствуют нередкие опыты чудесной помощи Её людям. Посредствующими источниками сих чудес служат большей частью чудотворные иконы Богоматери, которыми столь обильно наше отечество. К числу их в прошлом году прибавилась новая чудотворная Козельщинская икона Богоматери, во свидетельство, что и в наше скудное верой и благочестием время Господь Иисус не оставляет нас своими милостями, и что как Он сам по вознесении на небо имеет ближайшее общение с нами в силу своего обетования пребывать с нами до скончания века, так пречистая Матерь Его и по успении никогда не оставляла, и доселе не оставляет мира. Помянутая икона именуется по месту своего пребывания: она находится в поместье одного русского вельможи (графа Капниста), в деревне Козельщине (Полтавской губ.) Впервые она прославилась чудесным исцелением дочери этого вельможи7. Затем последовали от иконы новые чудотворения, одно другого разительнее. Все они засвидетельствованы очевидцами и обнародованы с точными доказательствами их подлинности. Во славу Богоматери поведаем о некоторых из сих чудес, совершившихся в прошлом году8.

1) В Кобелякском уезде проживал более трёх лет нищий слепец, казак Озерской волости Иван Лукьянов Лось. Этот слепец единственным средством для своего пропитания избрал милостыню, которую и испрашивал у добрых людей, то переходя из хутора в хутор, то сидя у своей приходской церкви в с. Бреусовке с протянутой рукой. Ослеп он от тяжкой глазной болезни, от которой лечился в богоугодном заведении. Страдал же он своей слепотой более четырёх лет. О своём чудесном исцелении у иконы Божией Матери он рассказывает так: «в день отдания праздника Воскресения Христова я был в деревне Козельщине в первый раз. Я крепко молился пред иконой Божией Матери, но вероятно недостойна была моя молитва. Я возвратился в свою деревню таким же слепцом, как и выходил из неё. В другой раз я был в Козельщине пред Вознесением Господним. И опять, кажись, с усердием молился я пред образом Владычицы, но слепота моя осталась при мне. Наконец, в четверток после этой недели я опять пошёл в Козельщину. Меня как будто бы кто тайно уговаривал опять туда пойти, и я, исполняя повеление этого тайного голоса, опять молился пред иконой Царицы Небесной. И опять слепцом, каким и был до этого, я возвращался домой. Но вера в помощь Божией Матери не оставляла меня. На возвратном пути Господь посетил меня своей милостью. В то время, когда я, положив свою руку на плечи поводыря, шёл обратно в Бреусовку, со мной совершилось что-то необычайное. В моих глазах показался свет, и я как бы поневоле заслонил их своей ладонью. Когда же я опустил руку, то ясно начал различать окружающее меня предметы. Впереди я увидел хутор, по бокам – зелёные нивы жита и пшеницы, под ногами – дорогу. Мне сначала показалось, что всё это я вижу во сне, и я страшился спросить своего поводыря, правда ли то, что я вижу, или же я сплю, и всё то, что я вижу, есть мой сон. Долго я молчал, ничего не говоря моему спутнику; наконец, решился сказать ему, чтобы он отошёл от меня и предоставил мне самому идти по дороге. Когда же я уверился в том, что сам, без чужого пособия, иду по гладкой дороге, тогда я решился с боязнью обратиться к своему провожатому с вопросами: правда ли, что впереди от нас недалеко виден хутор? правда ли, что налево от нас жито, а направо пшеница? по дороге ли я иду? И когда получил на все мои вопросы прямое подтверждение от моего спутника, тогда я понял, что Господь, по молитве Царицы Небесной, совершил со мной чудо и, с глубокой благодарностью к Заступнице всех скорбящих и обременённых, я пал на землю и начал молиться».

2) 1881 года июля 8-го дня жительница г. Полтавы, жена землемера Любовь Яковлевна Алексеенкова сделала следующе заявление: «сегодня я прибыла из Полтавы в деревню Козельщину с целью помолиться пред иконой Божией Матери об исцелении моего больного сына Константина. Сын мой, мальчик восьми лет, начал болеть года три тому назад. Болезнь его во всё продолжение этого года усиливалась; в декабре же прошлого года она настолько развилась, что он совершенно потерял употребление ног. Вместе с этим последовало и общее расстройство всего организма, сопровождавшееся страшными болями во всём теле. Всякое самомалейшее движение больного причиняло ему жестокие страдания, так что, при каждом движении, мальчик постоянно сильно плакал. Переворачивать мы могли его только на простыне. Больного моего сына лечили в г. Полтаве врачи; но болезнь не уступала никаким медицинским пособиям. Моему больному сыну не было лучше. Как к последнему средству для облегчения больного, я решилась прибегнуть к помощи Божией, для чего, по совету добрых людей, и приехала в Козельщину с единственной целью помолиться пред образом Божией Матери и попросить исцеления моему ребёнку у самого милосердого Господа. Когда отслужили пред чудодейственным образом молебен, мальчика для целования св. иконы поднесла моя мать, а его бабка. Во всё продолжение молебна сын мой не переставал плакать и притих только в то время, когда мы из часовни ушли в свою квартиру. Возвратясь туда, мы, обложив больного подушками, усадили его в кресло, сами же ушли в соседнюю комнату. Но каково было наше удивление, когда мы, возвратясь в свою комнату, увидели своего мальчика стоящим около окна. Оказалось, что он сам сошёл с кресла, подошёл к окошку и ел там огурец с хлебом. Мы признаём это за чудо Божией Матери, каковое чудо видели и многие из богомольцев, молившихся вместе с нами и с нами же вместе видавших укрепившегося больного».

Не исчисляем других, не менее поразительных чудес от новопрославленной иконы Богоматери. Достаточно указанных, чтобы прославить милосердие к верующим Господа и пресвятой Девы Богородицы, проявляющееся в столь дивных знамениях и чудесах. Как в древние времена, так и в наше время они совершаются для укрепления в христианах веры вообще и особенно веры в промышление Божие о святой православной церкви, а также для вразумления и обличения неверующих, число которых с каждым днём умножается на наших глазах. Будем внимательны, братия, к сим знамениям и чудесам и в виду их не допустим даже малейшего колебания в душах наших веры в непрерывающееся благодатное промышление Божие о православной церкви, не увлекаясь внушениями ни во что неверующих, которые не только сами видя не видят знамений и чудес и слыша о них не слышат (Мф.13:13), но ещё других стараются всячески вовлечь в свои сети. Дерзкие их уста будем заграждать указанием на свидетельства истины, заключающиеся в явных знамениях и чудесах.

* * *

7

См. майскую кн. Душеп. Чт. 1881 года, стр. 77–80.

8

Сведения о них заимствуем из Полт. Епарх. Вед. 1881 года, № 19 и 20.


Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения / [Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - [2], II, 410, II с.

Комментарии для сайта Cackle