О разделении раскола на частные секты
Спустя немного времени от появления своего и от соборного над ними осуждения, раскол стал распадаться на различные секты и толки. Сначала он распался на две части: на поповщину и беспоповщину, а беспоповщина на перекрещенцев и неперекрещенцев. Эти секты и поныне составляют три главные части раскола, которые внутри себя ещё распались на разные толки и подразделения. Вот исчисление существующих ныне раскольнических сект, о которых мы намерены сообщить сведения.
I. Поповщинские секты
Беглопоповщина, составляющая первобытный вид поповщины.
Дьяконовцы.
Лужковцы.
Поповцы, управляемые уставщиками.
Поповцы, приемлющие Австрийскую, или Белокриницкую иерархию.
Противуокружники.
Окружники.
Беспоповщинские перекрещенские секты
Федосеевцы.
Аристовы.
Титловщина.
Польские Федосеевцы.
Рижские Федосеевцы.
Тропарщики.
Даниловцы полубрачные.
Филипповы.
Филипповы Орловские.
Филипповы нечадородные.
Филипповы не молящиеся с приглашенными.
Брачные, то есть приемлющие браки.
Бабушкины, или самокрещенцы.
Рябиновцы.
Дырники.
Мелхиседеки.
Самовосхищенники архиерейства.
Странники, или бегуны.
Странники безденежники.
Странники брачные.
Странники иерархиты.
Беспоповщинские неперекрещенские с е к т ы
Глухая Нетовщина, или Спасово согласие.
Нетовщина поющая.
Нетовщина – отрицанцы.
Все исчисленные секты отделяются от православной церкви за принятие ею троеперстия и исправленных книг; сами же все принадлежащие к сим сектам знаменуются двуперстно, и молятся по одним и тем же старопечатным книгам, – значит все стремятся к одной и той же цели, по их мнению, к соблюдению древнего благочестия, и все именуют себя старообрядцами. Посему долженствовало бы в них быть, если не единству, то хотя сближению одних с другими; но столь велия между ними существует вражда, что не только они одни с другими не соединяются в молении, также в пище и питии, но и одни других проклинают, а в общение одни других принимают под исправу, – одни под миропомазание, другие даже перекрещивают приходящих к ним, – и просто сказать, каждая из сект только себя исповедует соборной и апостольской церковью и у себя только исповедует спасение, а прочих всех считает осужденными на вечную погибель.
Коренной причиной раздробления раскола на многие секты служит тоже самое, что послужило и главной причиной отделения старообрядцев от православной церкви. Обрядов церковных они не отличили от догматов веры, существенного и неизменяемого в христианстве от несущественного и изменяемого: посему исправление обрядов, предпринятое церковью, приняли за изменение догматов и отделились от церкви. Точно также и между себя они делятся, главным образом, из-за обрядовых же мелочей, которым усвояют великое значение, как догматам веры. И затем, когда старообрядцы оказали уже недоверие и неповиновение вселенской церкви, дерзнули отделиться от неё: тем менее явились они способными иметь доверие одни к другим, и между собою соблюдать крепкий союз. Недоверие и неповиновение церкви отворило им дверь и ко взаимным раздорам, открыло свободу каждому заводить свою веру, свою секту. Отделившись от вселенской церкви, между себя делиться уже не страшно.
В частности, главные разделения в беспоповщине произошли из-за решения вопросов о браке и молении за царя. Предки беспоповцев, приняв учение о совершившемся уже явлении антихриста и прекращении священства на земле, решили оставаться без священников, не принимать их от церкви, крещение же и исповедь предоставили совершать простолюдинам. А так как с явлением антихриста и прекращением священства, по их учению, должна была скоро последовать кончина мира, то вопрос о таинстве брака, то есть о том, возможно ли таинство брака совершать без иерея, как крещение и исповедь, или не возможно, остался у них не решённым. Они клонились более к тому, что без священства брак невозможен; а по причине приближающейся скорой кончины мира – и не потребен: ибо недолгое время до скончания мира, по их мнению, все должны проводить без брака, девственно. Между тем кончины мира не последовало; житие продолжалось надолго: вопрос о браке, как связанный с естеством, настоятельно требовал решения, и произвёл среди беспоповцев разделение на секты, – одни из них снисходительно стали смотреть на брачное сожительство, а другие отвергают его и требуют всеобщего безбрачия.
Приняв учение о явлении антихриста, беспоповцы признали и гражданскую власть пособницей антихриста, или властью антихристовой, почему и моление за царя исключили из службы; другие же силу и действо антихриста указывают в одних ересях, потому моление за царя, как предержащую власть, не отвергают: отсюда между теми и другими ещё возникли споры и разделения на секты.