I. Поповщинские секты
1. Беглопоповщина, составляющая первобытный вид поповщины
Поповцы получили такое название от того, что не имеют у себя епископов, верховного в Богом устроенной иерархии епископского сана, а только имеют одних попов; они же называются беглопоповцами потому, что эти их попы суть беглые, или бежавшие от православной церкви, по их же мнению, бежавшие от ереси.
Поповцы в учении о православной церкви во всём последуют первоучителям раскола. Они, подобно беспоповцам, принимают и почитают Соловецкую челобитную: это и есть ясное доказательство, что они содержат то же учение о церкви, что и начальники раскола. Они стали принимать бежавших от церкви священников с того времени, как стало в расколе прекращаться, по их выражению, древнего рукоположения священство, а именно когда доживал уже дни cвoи на Ветке последний древнего рукоположения священно-инок Феодосий. Убоявшись, как бы вовсе не остаться без священников, а потому и без таинств, особенно имея крайнюю нужду в таинстве брака, они и решились восполнять свою нужду в священстве приходящими к ним иереями православной церкви, рукоположенными от православных епископов, с тем однакоже, чтобы священник эти прежде совершили отречение от православной церкви и подвергли себя повторительному совершению над ними миропомазания, т. е. они стали принимать бегствующих иереев, как еретиков второго чина15. Перемазанный новопришедший иерей вступает после того в отправление священнических действий у тех поповцев, которые желают иметь его попом.
Принимая таким образом паству сами собою, без воли епископа, бегствующие иереи поповцев действовали и действуют в противность 39-му правилу св. Апостол глаголющему: „Без воли епископа своего, презвитори или диакони да не творят ничтоже, тому бо суть поручени людие Господни“. Толкование: „Несть достойно презвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовати, еже есть отлучати, или умножити или умалити епитимию, сиречь, запрещение, или ино что таковое творити, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь приимати в покаяние и вязати и разрешати; свене (кроме) того не могут ничтоже творити, яко епископу суть поручени Господни людие, и той хощет воздати слово о душах их“ (Кормчая лист 10). Священник, бежавший к раскольникам, ту паству, которая была дана ему в пасение православным епископом, оставил; от епископа своего, от православной церкви и её православия, в проклятии мнимых ересей, отрёкся: посему и данная ему от православного епископа власть приимать люди в покаяние и разрешать грехи, уже действительною быть не может; а в расколе, к которому он приходит, нет епископа, который дал бы ему ту власть. Итак, паству свою у раскольников-поповцев он приемлет „без воли епископа“, и по силе вышеприведённого тридесять девятого правила св. Апостол не имеет у них власти ни разрешать грехи, ни ино что священническое творити. Кроме сего, общество беглопоповцев, не имея епископа, окормляясь одними попами, притом незаконными, с лишением епископства лишилось благодати Св. Духа на совершение таинства хиротонии, на освящение св. мира и св. антиминсов. Для помазания крещаемых и приходящих к ним в согласие они долгое время употребляли частицу „древняго“ мира, разбавленную и постоянно разбавляемую деревянным маслом, также миро не законно сваренное их попами, даже простое деревянное масло. Антиминсы же для церкви они употребляли и употребляют прежде освящённые, старинные, похищая оные из православных церквей: посему и храмы их, или алтари, как освящённые без воли епископа, не суть храмы Божии, по церковным правилам16. И самые службы их, или собрания, хотя и с пресвитерами, но без повеления епископа совершаемые, также не законны и участвующие в оных, по правилам, подлежат проклятию17.
В таковом положении существовало всё общество поповцев до 1846 года, когда в Австрии, в Белой Кринице, принят был раскольниками м. Амвросий; но и с учреждением Белокриницкой иерархии большая часть поповцев, около половины, остались и доселе остаются на старом своём положении с бегствующими иереями, митрополита же Амвросия нe приемлют за действительного епископа старообрядцев и от него рукоположенным священством гнушаются. И хотя в обществе поповцев существовали разделения и прежде возникновения Австрийской иерархии (Дьяконовщина, Лужковцы); но эти разделения не настолько разъединяли их, как появление Австрийской иерархии. Прежде отдельные поповщинские секты принимали одни от других приходящих к ним беглых священников, а иногда сами соединялись, ибо строгого между ними разъединения не было; а ныне18 от учреждения Австрийской иерархии прошло уже почти сорок лет, но ещё не было ни одного примера, или случая, чтобы беглопоповцы где либо приняли хотя бы одного австрийского постановления попа с какой-либо исправой. Это доказывает, что беглопоповцы Австрийским священником решительно гнушаются, как незаконным, явно предпочитая оному священство Великороссийской церкви.
2. Дьяконовцы
Дьяконовцы на православную церковь смотрят более снисходительно, нежели смотрели первоначальные вожди раскола и смотрят беглопоповцы. А именно: четвероконечный крест они не почитают кумиром, и печатью последнего антихриста, имени Спасителя Иисус не порочат и, вопреки принятому у прочих беглопоповцев обычаю, священников от православной церкви приходящих принимают без повторения миропомазания, – не вторым чином, а только чрез проклятие ересей, т. е. третьим чином. Они доказывали беглопоповцам, что правила св. соборов иерею, принятому от ереси чрез миропомазание, не дозволяют священнодействовать19; напротив, они утверждали, что приходящего от ереси иерея по миропомазании, без повторения хиротонии, невозможно допускать к священнодействиям, а надлежит для этого снова рукополагать, и приводили на то доказательства из послания Константина-града собора к Мартирию епископу Антиохийскому о том, „како приимати еретики, приходящия к соборней церкви“ (Кормч. гл. 37, лист 293 на обор.); „арианы... македонианы... и новатианы... и аполинарианы приемлюще, написующе свою ересь и пpoклинающе ю, и ину всяку ересь, немудрствующую якоже и соборная церковь, помазуем их первее святым миром, чело, ноздри, уши, перси и вся чувства помазующе им глаголем: печать дара Духа Святаго, и потом потщаливии мирстии человецы поставляются в сан, в немже беша, или презвитери, или диакони, или ино что“. По силе приведённого правильного послания Константина-града собора, Дьяконовцы утверждали, что приходящих от ереси иереев, или диаконов, по миропомазании собор признаёт уже простыми мирскими человеками: „потщаливии (рече) мирстии человецы“. А что это говорится именно о бывших в ереси иереях и диаконах, а не о мирянах, приятых от ереси, это доказывается дальнейшими словами послания: „Поставляются (рече) в сан, в немже беша, или презвитери, или диакони, или ино что“. Простии мирстии человецы в ереси санов иерея и диакона не имели, а потому о них и нельзя говорить: поставляются в сан, в немже беша; говорить так можно только о бывших в ереси священных лицах. Таким образом Дьяконовцы ясно доказывали, что приходящих от ереси иереев хиротония по миропомазании не действительна, и они, как мирские человеки, должны получить рукоположение от православного епископа, чтобы соделаться иереями. Прения о сем Дьяконовца Никодима с перемазанцами происходили в Москве в 1779 году20. Дьяконовцы рассуждали правильно. Когда принимаемые от ереси признаются не имеющими дара благодати Святаго Духа, преподаваемого в миропомазании, но требуется преподать им сей дар чрез вторичное миропомазание, то, как же признать в таковых таинство хиротонии? Однако же хотя дьяконовцы и третьим чином принимали приходящих к ним иереев, опасаясь дабы повторением миропомазания не лишить их священства, нo их иереи так же, как и у прочих беглопоповцев, принимали паству самовольно, служили и освящали церкви без повеления епископа, в противность апостольскому тридесять девятому правилу и прочим вышепоказанным соборным правилам, а потому они законного священства, как и прочие беглопоповцы, не имели и не имеют.
3. Лужковцы
Секта Лужковцев имеет своё название от одной из стародубских слобод, именуемой Лужки, где первоначально она появилась. Лужковцы, в сущности, те же беглопоповцы. Если Дьяконовцы отличаются от прочих беглопоповцев тем, что снисходительнее их смотрят на православную церковь, то Лужковцы напротив отличаются от прочих беглопоповцев тем, что враждебнее их смотрят на церковь, приняв некоторые свойственные беспоповцам мнения. Они отделились от прочих беглопоповцев из-за того, что те приняли попов, дозволенных правительством (при Императоре Александре І-м), и особенно за принятые ими метрические записи: они почли напротив ересью вписывать в метрику новорожденных и умерших, а также восстали против приношения на проскомидии просфоры за царя. В начале отделения своего Лужковцы не имели согласного с собою священника: поэтому чтобы исправлять чрез миропомазание первого, явившегося к ним беглого попа, они обманом пригласили попа от беглопоповцев, а после этого чиноприятия сами простолюдины приняли того исправленного попа в своё общество уже по третьему чину, заставив его произнести проклятие ересей. Таким образом и явилось у них своё Лужковское священство. Их попы стали уже принимать вторым чином приходящих к ним иереев21.
Кроме посада Лужков секта лужковская имеет своих последователей на Дону, в Курской губернии, и в иных местностях; она существует и за границей, в Молдавии22. Учения этой секты придерживаются из числа приемлющих Австрийское священство противуокружники и их именуемый епископ Кирилл Балтский23.
4. Поповцы, управляемые уставщиками
Когда беглопоповство существовало без стеснения, Рогожское кладбище, Иргизские и Стародубские монастыри снабжали бегствующими иереями поповцев во всей России. Особенно этим занимались Иргизские монастыри: они доставляли беглых попов Донским, Кавказским, Уральским, Оренбургским поповцам и на всё Поволжье. Иргизские старцы рассылали своих посланцев по разным местностям России узнавать, не попал ли где под суд епархиального епископа за своё поведение какой-либо иерей, и если находится в опасности подпасть запрещению, то покуда ещё не запрещён и имеет ставленную грамоту, предложить ему – во избежание предстоящей ему горькой участи – идти к ним в тихое пристанище, где ему уже не будет страха наказания за его поведение, а доход будет лучше, нежели в самом хорошем православном приходе. Монастырские посланцы являлись также к священникам самых бедных приходов, особенно к тем, о которых по наведении справок, узнавали, что они отягощаются своим положением: если они слабы в вере, нетрудно было соблазнить к переходу в раскол обещанием лучшего материального положения. Нередко случалось, что на Иргиз приходили и пройдохи с украденными ставленными грамотами. Всех обретаемых таким образом иереев в Иргизских монастырях подводили под исправу, с отречением мнимых epeceй и с повторением над ними миропомазания; обучали их служению по старопечатным книгам и принятым у старообрядцев обычаям. Беглопоповцы всех упомянутых мест брали отсюда иереев без всякого сомнения, как бы от архиерея посланных. Потому Иргизские монастыри повсюду славились, как рассадники поповщины и, получая изо всех стран щедрые за попов приношения, кипели изобилием. А когда эти рассадники бегствующего иерейства, ещё в начале благочестивого царствования императора Николая І-го, были несколько ограничены в приобретении попов, а потом некоторые монастыри и совершенно упразднены: тогда беглопоповцы вынуждены были сами по России ездить для отыскания нужных попов и по неопытности впадали в неудачи и ошибки. Тут и сами они увидели, с какими людьми приходится иметь дело: прежде это знали и только хранили в тайне одни монастырские посланцы, которые разыскивали попов, а теперь это стало известно всем. По открытии этих тайн, многие из беглопоповцев в Черниговских слободах, на Дону и в иных местах порешили – ради нужды в приходящих иереях навсегда управляться, подобно беспоповцам, уставщиками, которых уполномочили крестить детей, больных исповедовать и причащать акибы какими-то у них хранящимися от прежних беглых священников дарами24, браки сводить по благословению родителей и уставщика, с совершением молебного пения. Итак беглопоповцы, управляемые уставщиками, приняли все положения беспоповцев, кроме перекрещивания приходящих к ним от православной церкви. Таковому своему положению они хотят найти оправдание в словах книги Песнь Песней: Даде виноград свой стрегущим: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двесте стрегущим плод его (гл. 8. ст. 11 и 12). Слова: двесте (сребреник) стрегущим плод его, по их толкованию, означают, что двести лет после патриарха Никона должны стрещи виноград бегствующие иереи, а по проше- ствии двух сот лет после патриарха Никона бегствующие иереи должны прекратиться, и виноград должен остаться без стрегущих его иереев; потому они, в силу сего якобы пророчества, и остаются теперь без священства. Из приведённого толкования бывших беглопоповцев, управляемых уставщиками, выходит, что акибы до Патриарха Никона тысячу шестьсот пятьдесят два лета виноград был без стрегущих, т. е. церковь Божия существовала без пастырей, а поручен виноград стрегущим, т. е. церковь получила пастырей, уже после патриарха Никона и то лишь на двести лет, так что церковь теперь уже не стрегома Божию благодатию. О, тяжкого заблуждения! И так-то каждая секта, для своего оправдания, ищет в Священном Писании неудобь разумеваемого слова, толкует оное по своему мудрованию, несогласно разумению св. отец, и на нём утверждается в своём лжеучении.
5. Поповцы, приемлющие Австрийскую, или Белокриницкую иерархию.
Австрийская иерархия возникла в 1846 году, в пределах Австрийской империи, в Буковине, в селе Белая-Криница, находящемся в 40 верстах от города Черновец, тщанием монахов беглопоповщинской секты Павла, Геронтия и Алимпия25. Возникла сия иерархия на тех же основаниях, на каких существовала и секта беглопоповская; иначе сказать, – это есть продолжение той же беглопоповсвой секты, только с тем различием, что вместо беглого попа здесь принят был бежавший от своего патриарха заштатный Босносараевский митрополит Амвросий, и принятие его совершилось тем же порядком, как принимались беглые попы, т. е. чрез проклятие мнимых ересей чрез перемазание, при чём вместо мира, за неимением оного, было употреблено масло, и чиноприятие это совершал над Амвросием также беглый поп – иеромонах Иероним, сам переправленный Лужковцами. Приятие Амвросия только имело гораздо более незаконного, странного и дерзостного, чем приятие бежавших иереев, – а именно: лицо, имевшее такую высокую власть, митрополит (хотя и заштатный) впал в такое нелепое заблуждение, что пред беглым иеромонахом позволил себе отрицаться от вселенской церкви, проклинать её и своего патриарха26, затем дозволил, чтобы тот же беглый иеромонах перемазал его обретающимся у раскольников маслом в поругание св. миропомазания, полученного во вселенской церкви! За дерзость такого поступка Амвросий, согласно посланию Константина-града собора к Мартирию епископу (о чём было сказано выше), лишался права на священнодейство. И потом ещё он самовольно принял на себя управление никем не порученным ему стадом, в противность 16-му правилу Антиохийского собора, глаголющему сице: „иже кроме совершеннаго собора, иже (в присутствии) самого митрополита, на праздный церкве престол наскочив, аще и сам есть празден, от епископии да будет извержен“27. – Толкование. „Празднаго убо епископа, не имущаго епископии, в праздную церковь, не имущую епископа, поставляти от совершеннаго собора, ту сущу и митрополиту тоя области, се правило повелевает, а не самому о себе престол восхищати, аще и от всех людей града того нудим есть, аще не хощет быти отвержен“28. К сим действиям, воспрещённым церковными канонами, Амвросий присовокупил и ещё новые противоканонические поступки. В противность апостольскому и вселенских соборов правилам он единолично рукоположил в преемники, или наместники себе епископа. Первое правило св. Апостол о сем узаконяет: „Два или три епископа поставляют епископа“. Толкование. „Три убо епископа без всякаго извета должни суть поставляти епископа, и да не будет извержен, аще несть мощно всем сущим во области епископам совокупитися воедино“29. То же подтверждено правилом четвёртым первого вселенского собора, иже в Никеи30.
Таким противозаконным образом возникшая в пределах Австрийской империи, в Белой Кринице, новая старообрядческая иерархия оттуда распространилась и в России у поповцев. Амвросий в преемники себе успел рукоположить в Белой Кринице епископа Кирилла, и вскоре после того, пожив в Белой Кринице с небольшим год, по настоянию Русского правительства, сослан в Циль. Кирилл же, сделавшись вместо него митрополитом в Белой Кринице, поставил для России в епископы сначала Софрония, потом Антония, который после возведён был Онуфрием, наместником Кирилла, в Московские архиепископы: он поставил много епископов раскольнических в разные места России. И таким образом австрийская лже-иерархия распространилась в России, в разных местах явились австрийские епископы и поставленные ими попы.
6. Противоокружники 7. Окружники
Противоокружников мы поставляем прежде окружников потому, что они, не называясь так, существовали издавна, ибо их мнения имеют согласие с первоначальными мнениями основателей раскола и старообрядцы всегда их держались, а мнения окружников с учением основателей раскола не согласны. Противуокружников, собственно говоря, и не следовало бы так называть, – им вполне принадлежит название „старообрядцев по Австрийскому священству“, какими все они были до издания Окружного Послания; с изданием же послания от них именно отделились старообрядцы, принявшие „Окружное“ и потому справедливо называемые „окружниками“. И так противоокружники суть те же самые „старообрядцы по Австрийскому священству“, которые явились с 1846 г., и не они отделились от окружников, а окружники отделились от них, оставшихся верными всем неправым учениям предков о православной церкви.
Разделение поповцев Австрийского согласия на противоокружников и окружников последовало спустя шестнадцать лет по учреждении Австрийской иерархии, именно в 1862 г. Житель одного из слободских старообрядческих монастырей Черниговской губернии, именуемого Полоса, Иларион Егоров, который впоследствии присвоил себе наименование „Ксенос“, то есть странник, человек начитанный, светлого ума и доброй жизни, понял несправедливость старообрядческих хулений на имя Спасителя, пишемое и произносимое в православной российской церкви, согласно греческим и славянским древле-письменным харатейным книгам, Иисус, под которым будто бы Великороссийская церковь верует в какое-то другое лицо, а не во Христа Спасителя, распятого при Понтийстем Пилате, также несправедливость хулений старообрядцев на четвероконечный крест, называемый у них сению ветхого завета, кумиром и мерзостью запустения, а равно и других раскольнических хулений на церковь. Соболезнуя о сем и видя в сих хулениях богохульство, он возымел ревность очистить от оных старообрядчество. Приехав в Москву и занявшись здесь рассмотрением памятников древности, он ещё более утвердился в справедливости своих мнений о нечестии раскольнического учения о имени Иисус, кресте четвероконечном и др. Склонив на свою сторону тогдашнего наместника Белокриницкой митрополии Онуфрия, находившегося по делам в Москве, Иларион Егоров убедил его в необходимости издать от имени всех старообрядческих епископов, им же Иларионом написанное, сочинение под названием: Окружное Послание. В сочинении сем он высказал, что церковь древне-греческая и Киевская имя Спасителя писала и произносила Иисус; о Великорусской Московской церкви он того высказать не решился, боясь, как бы тем не раздражить именуемых старообрядцев и не повредить бы делу Окружного Послания, а высказался уклончиво, что Московская церковь это спасительное имя Иисус, в Малой России пишемое и произносимое, видела, но не порицала и на то выставил свидетельства, откуда и вывел заключение, что и им старообрядцам, последующим Московскому древлеправославию, оное спасительное имя Иисус, пишемое и произносимое нынешней Великороссийской церковью, не должно порицать, а паче не должно под оным разуметь иного бога. Также и о кресте четвероконечном, что ему должно воздавать честь подобающую кресту Христову, он делал сильные от старопечатных книг доказательства. Вину же за хуления на имя Спасителя Иисус и на крест четвероконечный всю он возложил на беспоповцев, хотя в сих хулениях не менее повинны и поповцы: это он сделал для того, чтобы поповцам удобнее было принять Окружное Послание, как направленное якобы только против беспоповцев. А что в хулениях на имя Иисус, на крест четвероконечный и в прочих с беспоповцами участвовали и все поповцы, за исключением немногих светлых умом личностей, это видно из того самого, что Окружное Послание возбудило в среде поповцев жаркие споры и встретило великое число противников: этого бы никак не могло быть, еслиб поповцы не держались, одинаково с беспоповцами, указанных в Послании нечестивых учений о имени Спасителя Иисус, о кресте четвероконечном и проч.
Иларион, с большими поклонами, едва мог уговорить австрийских епископов подписать Окружное Послание, хотя наместник митрополии Онуфрий и сильно его поддерживал: изданию Послания особенно противился Антоний Московский, – уговорить его стоило больших трудов. Послание было подписано 24-го февраля 1862 года: день этот и считается днём его издания. Тогда только Иларион Егоров принял от Австрийских епископов благословение; а дотоле он под благословение к ним не подходил31.
Вскоре по издании Окружного Послания поповцы поняли, что оно не против беспоповцев направлено, но против их самих и их предков, – что они обманулись, приняв Окружное Послание; и сами епископы, подписавшие послание поняли это,– начали от него отказываться; были однако и защитники Послания. Между теми и другими воздвиглась буря междоусобных распрей и споров; одни других обвиняли в еретичестве: тогда и последовало разделение на противуокружников и окружников. Противуокружники укоряли окружников в отступлении от предания предков; окружники напротив доказывали противуокружникам древность произношения имени Спасителя Иисус, и укоряя их, говорили: ежели, как вы признаёте, Греко-российская церковь под именем Иисуса верует во иного бога, то и митрополит Амвросий, и первые наши, бывшие до Амвросия, попы крещены и поставлены во имя иного бога, а потому и вы не крещены во имя истинного Бога, во св. Троицу, и вам нужно как перекрещенцам, снова креститься, и архиереи ваши и священники суть не архиереи и не священники. Кирилл Белокриницкий, предупреждённый неокружниками, принял их сторону; он издал запрещение на Окружное Послание и писал к Амвросию, на место его заточения, жалобу на российских австрийского поставления епископов, что они вводят новины в церковь, по поводу коих воздвизаются распри и разделения. Амвросий, по жалобе Кирилла, издал на окружников запрещение. Тогда окружники отправили от себя послов к Амвросию с разъяснением действительного положения дела, раскрыли ему, что в Окружном Послании отвергаются хулы на имя Спасителя Иисус и на четвероконечный животворяший крест, что не принимать оное значит хулить и имя Христово, и крест Христов. Амвросий послал запрещение противуокружникам и вскоре потом умер. Перед кончиною он мог таким образом ещё яснее видеть, каким хулителям св. церкви он воздвиг епископскую кафедру. Кирилл после этого перешёл также на сторону окружников; но вскоре опять передался противуокружникам. И так постоянно, до самой своей смерти, переходил то на сторону одних, то на сторону других, смотря потому, кто последний покупал его деньгами, – противуокружники, или окружники. И сами епископы, подписавшие Окружное Послание, не однократно подвергали его уничтожению. Однако же всегда являлись и защитники Послания. Разделение на противуокружников и окружников и борьба между теми и другими таким образом никогда не прекращались, не прекращаются доселе и едва ли когда прекратятся.
Самым важным и самым прискорбным для раскола событием в этой борьбе двух толков было то, что Кирилл, склонившись за деньги на сторону противуокружников, поставил им особого епископа на Московскую кафедру, некоего Антония, который в отличие от занимавшего тогда эту кафедру Антония, подписавшего Послание, назывался 2-м, также Муравлевским, по имени купца Муравлева, главного из московских противуокружников. С этого времени австрийская иерархия разделилась на двое: на противуокужническую и окружническую; обе считают одна другую еретическими, и борьба между окружниками и противуокружниками с этого времени сделалась ещё упорнее и непримиримее. Теперь епископы-окружники, даже не сочувствующие Посланию, по необходимости должны были защищать его, чтобы не дать преимущества епископам-противуокружникам. Впрочем, Антоний-окружник всегда готов был пожертвовать Посланием, к которому никогда не питал расположения, лишь бы восстановить мир в Австрийской иерархии; но все его попытки в этом роде были тщетны. Преемник Антония – Савватий недавно (1-го декабря 1884 г,) подтвердил прежние уничтожения Окружного Послания ради мира с противуокружниками; но мира ожидать невозможно. Противуокружники и окружники остаются и останутся в разделении.
Окружники успели завладеть Рогожским кладбищем, где открыто теперь служат их попы: это им дало большое преимущество перед противуокружниками не только в Москве, но и в других местах России.
* * *
Многие спрашивают: какие иереи и по какому убеждению могли решиться переходить в раскол с проклятием православной церкви и с повторением таинства миропомазания? Что раскольники убедительных доказательств о мнимых ересях православной церкви и о правоте раскола православному священнику представить не могли, это понятно само собою, – да и представлять такие доказательства они совсем не старались, а посылали обыкновенно для разыскания священников людей простых, не сведущих в писании, умевших только обольщать обещаниями материальных выгод будущему своему пастырю. Отсюда само собою понятно, какой нравственности священники решались подвергаться чиноприятию, то есть проклятию св. церкви и перемазыванию.
Карфагенского соб. пр. 84. Толкование: „Елико же молитвенных домов, рекше церквей, без воли и молитвы епископли создоно бысть, в нихже ни мощи св. мученик положени быша, таковии церкви не священи суть“ (Кормч. гл. 152).
Гангрского соб. пр. 6-е: „иже кроме соборныя церкве о себе собирается, и не ради о церкви церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископли, да будет проклят“ (Кормч. л. 58).
Т. е. в 1888 г., когда автором были писаны эти строки.
Хотя в толковании Аристина на восьмое правило первого вселенского собора и сказано, что принятый чрез миропомазание приходящий от ереси иерей, по воле соборной церкви епископа, пребывает в своём сане; но в самом этом правиле первого вселенского собора и в прочих соборных правилах такового позволения, что по миропомазании в своём сану пребывать священнику, нигде не обретается, как справедливо утверждают Дьяконовцы.
Пространное изложение сих прений см. в книге Охтенского протоиерея Андрея Иоаннова.
Принадлежавший к этой секте Лужковцев мануйловский поп Алексей принял и перемазал беглого иеромонаха Иеронима, который потом принял чрез миропомазание же в Белой Кринице митрополита Амвросия. Таким образом Белокриницкое священство имеет своё начало, собственно, в Лужковской секте (См. ист. Белокр. Иерархии Н. Субботина, гл. 6-я ст. III).
См. моё путешествие в Палестину, стр. 107.
Брат. Сл. 1884 г. т. II, стр. 79–80.
Должно заметить, что уставщик, исповедовав больного, не читал разрешительных молитв, как не имеющий на то права; и таким образом неразрешенного в грехах сподоблял причастия.
История учреждения Белокриницкой иерархии подробно изложена в составленной профессором Субботиным книге: „История Белокриницкой иерархии“, том первый.
Чин проклятия ересей для Амвросия, не знавшего и не умевшего читать по-славянски, был написан греческими буквами, а славянским выговором: итак, Амвросий читал, не понимая, что читает, а предстоящие люди, старообрядцы, слыша его чтуша проклятие ересей, удовлетворились этим. Подобным образом совершилась и исповедь Амвросия, – Амвросий не знал по-славянски, а исповедовавший его Иероним не знал по-гречески, и однако это не мешало совершиться исповеди без посредства переводчика!
Кормч: л. 68 об. В переводе с греческого: „Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ея без соизволения совершеннаго собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избрал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит.“
Толкование на сие же 16 правило Зонара: „Праздный (σχολάζων) епископ тот, который не имеет церкви, или потому, что ею завладели язычники, или потому, что он не принят народом города, в который рукоположен, не по собственной вине, но по безчинию народа; а праздная церковь – та, которая не имеет епископа. И так если праздный епископ, прашедши в праздную церковь, восхитит престол ея, хотя бы народ этого города и желал его, он должен быть отвержен, если совершенный собор не присудит ему праздной церкви. А совершенным собором считается тот, на котором присутствует митрополит области. И так, когда совершенный собор согласно решит дать праздному епископу праздную церковь, в таком случае это возможно“.
Толкование Вальсамона: „Один епископ праздный, то есть, не имеющий церкви, так как ею овладели язычники, самовольно занял церковь праздную, то есть не имеющую епископа, и взошел на престол ея и действовал архиерейскими правами. И так будучи обвиняем в том, что поступил столь дерзновенно, он говорил в оправдание, что действование вне своей епархии запрещено не для чего-либо другого, как для того, чтобы предстоятель той епархии не подвергся вследствие сего оскорблению, или презрению. А как нет архиерея в праздной церкви, и как и сам он не имеет своей церкви, ибо она находится во власти язычников: то и не имеет здесь места указа к присвояющий чужое сверх того, что имеет. И так правило говорит, что так дерзновенно восхищающий престол, не данный ему благодатию Всесвятаго Духа, хотя бы сам он был праздный и церковь эта была также праздная, подлежит отвержению. А так как кто-то говорил, что это определение имеет место там, где праздный епископ хищнически присвоил себе праздную церковь, а не тогда, когда народ этой церкви перевел в нее празднаго епископа, даже без его воли; то в виду сего правило присовокупляет, что и этим не извиняется совершивший что либо архиерейское в праздной церкви без соборнаго распоряжения. А поскольку, как кажется, иной праздный епископ был допускаем священнодействовать в праздной церкви по усмотрению епископов области, и когда это распоряжение подвергалось осуждению, потому что не было на это и согласия митрополита; то некоторые говорили, что собор есть и именуется собранием областных епископов; потому что решения епископов беспрекословно имеют силу, хотя бы они состоялись и без митрополита. Имея в виду подобное заявление, отцы сказали, что тот собор совершенный, на котором присутствует и митрополит. Что касается решения, то это – дело частное, а часнныя дела не приводятся в доказательство. И так заметь из настоящаго правила, что предоставлять праздному епископу право священнодействовать в праздной церкви, и возседать ему и на самом престоле ея дозволяется по соборному усмотрению; ибо я многократно слыхал, что для этого нужно и императорское повеление. – А иной спросит: как должно разуметь выражение: „Быть отверженным таким образом восхитившему церковь?“ Некоторые говорили, что это должно понимать в смысле отлучения: а мне кажется в смысле извержения, на основании правил, в которых говорится, что рукополагающие вне своей епархии подлежат извержению. Ибо если извергается совершивший что-либо архиерейское к оскорблению одного местнаго архиерея, то гораздо более должен быть наказан сделавший что-либо таковое к оскорблению совершеннаго собора“.
Кормч. л 1.
Там же, л. 32 об.
Впрочем, и после издания Окружного Послания Ксенос никого из священников Австрийского поставления духовным отцом себе не имел и не причащался от них святых таин, – так он и скончался.