Источник

15. О послушании

(Из жития преп. Евфимия нового Фессалонитского. Пат. ч. I, стр. 44 –45).

Как и всякое дело не легко начинать, так в особенности неопытному не легко начинать дело спасения. Царство небесное силою берется, говорить Господь, и только употребляющие усилие достигают его (Мф. 11:12). Поэтому кто хочет подлинно вступить на путь спасения, тот, в начале, ни в каком случае не должен располагаться на одно собственное рассуждение, и ни под каким видом не полагаться на одни свои силы. Хочешь идти в рай путем крестным, постарайся найти себе опытного в духовной жизни руководителя и такому прежде всего подчини свою волю. Послушание тут первое дело. Стяжешь послушание, чрез него приобретешь смирение, а с смиренем легко уже будет приобрести и другие добродетели.

Когда, в молодости, преподобный Евфимий новый, Фессалонитский, решившись посвятить себя исключительно на служение Богу, оставил родину и достиг неприступных высот Олимпа; то прежде всего для того, чтобы лучше приготовить себя к иночеству, подчинил себя великому Иоанникию. Но во избежание славы, ушел от Иоанникия; но и в новом месте не сам собою начал жить, а тотчас подчинил себя другому старцу, по имени Иоанну, который и облек его в иноческий образ. Когда Евфимий хорошо научился у него безмолвию и подвижничеству, то старец велел ему идти в киновию, именуемую Поссидон и Евфимий повиновался. Но зачем он послан был в Поссидон? Затем, как сказано в житии его, чтобы, упражняясь в послушаниях киновии, еще более научиться иночеству от старцев её. Тут игумен сперва назначил ему разные послушания низкие; и Евфимий удивил всех смирением и терпением. Проходя сии послушания, он ни разу не возроптал на сопряженные с ними великие труды, ибо считал их истинным врачеством для юного своего тела. К чему же привело его послушание? Да к тому, что он сделался выше страстей, изгнал из души своей уныние, покорил себе чрево, обуздал язык, очистил слух и руки, так что преподобно воздевал их на молитву, и приготовил ноги свои, да течет невозбранно во дворы Бога нашего (Пат. ч. 1, стр. 43–45).

Итак, братия, как и вообще в жизни, так в особенности в деле спасения не будьте самонадеянны и не воображайте никогда о себе, что вот де, я сам собою без чужих советов спасусь. В духовной жизни, для того, чтобы она привела нас в царство небесное, опытность необходима; а последняя конечно приобретается путем долгих усилий, долговременного упражнения в Слове Божием, чтения св. отцов, долгих размышлений и т. п. А неопытный человек, положившийся в деле спасения лишь на самого себя, то и дело, как видишь, впадает в прелесть или самообольщение и погибает. Поэтому, решаясь жить для Бога и для вечности, прежде всего подчините свою волю или своему духовному отцу, или другому кому-либо, известному, по своей долговременной опытности в духовной жизни, и явите таковому лицу полное послушание. Молодое деревцо лучше всего начинает расти и скорее других, равных ему по возрасту, дерев начинает приносить плоды, когда находится под присмотром опытного садовника. Он и от непогод его убережет и сухие ветви подстрижёт. Так и молодой христианин несравненно легче пойдет по пути к совершенству, когда возьмет себе опытного руководителя и явит послушание ему. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle