Отдел II. Уроки с грамотными. Священная история Ветхого и Нового Заветов
А. Ветхий завет
§ 11. О Боге. Кто есть Бог?
Бог есть Дух высочайший.
Он Всемогущ; Он все, что захочет, то и творит одним Своим словом.
Он добрый. Но Он и Правосудный: за добро награждает, а за зло наказывает.
Он все знает, все видит, ничего от Него скрыть нельзя. Он премудр: все устроил и устрояет, как нельзя быть лучше.
Он везде.
Он неизменяемый: что Он сказал и как приказал Он, то так и сбывается.
Он вечен, т. е. Он был до создания мира, и всегда одинаков, и Его Царствию не будет конца.
Бог есть един, но Он в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый.
Все Лица Святой Троицы одного существа и Им подобает одинаковое поклонение и прославление. Все Они вечны, все вместе созидали мир, все вместе и управляют миром.
Бог Отец не рождается и не исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.
§ 12. Сотворение мира
По безмерной любви Своей Господь восхотел сотворить мир и сотворил его из ничего одним Своим словом. Он сказал и сбылось, повелел и явилось по Его воле.
Все Он создал в шесть дней.
Сначала Он создал ангелов и небо, а потом создал все, что мы видим. Но все это видимое ныне в первую минуту было смешано, безвидно, мутно.
Потом в первый же день Бог сотворил для видимого мира свет1 и теплоту; свет и теплота нужны для жизни.
Во вторый день – воздух, окружающий ныне землю и воду; без воздуха тоже нельзя жить ни растению, ни животным.
В третий день Бог повелел мутной воде разделиться: твердые частицы образовали землю, а жидкие образовали моря, озера, источники, реки и ручьи. На земле показалась всякая зелень: деревья с плодами, кусты, трава, нужная в пищу животным.
В четвертый день Бог создал солнце, луну, звезды и другие светила небесные.
В пятый – рыб и птиц.
В шестый – животных земных. Наконец, когда уже весь мир Божий, как хороший дом, был убран, разукрашен, Господь создал царя в мир – человека; сообщил ему Свой образ, т. е. дал ему светлый ум, доброе сердце и свободу делать, что хочет, – назначил человека быть подобным Ему Самому Творцу. Тело же человека Бог создал из земли.
Назвал Бог человека Адамом, что значит: умница. Жену же Адаму, Еву, Бог создал из ребра Адамова, в знак зависимости ее от мужа и для взаимной помощи. Так произошел прекрасный, Божий мир.
Создавши его, давши ему законы и силы, нужные для целей, Бог постоянно наблюдает над ним, поддерживает жизнь в нем. Это Божие наблюдение и попечение называется Промыслом или Провидением Божиим.
Седьмый день Бог назначил людям для особенной молитвы, для прославления Бога, и для того, чтобы люди в этот день творили больше добрых дел и не занимались работою из-за прибыли или вообще во вред душе.
Седьмой день в неделе празднуют почти все народы на земле не только христиане и иудеи, но и язычники.
§ 13. О жизни Ангелов
Ангелы разделяются на несколько разрядов. Ангелы, созданные прежде всего мира видимого, должны были наслаждаться блаженством перед Богом, исполняя Его волю послушно.
Но не все Ангелы остались смиренными и послушными пред Богом; один из них и притом начальник целого разряда, сделался дерзким пред Богом, возгордился, и за то был лишен Царствия Божия. С того времени он сделался постоянным, упорным противником Бога и всех желающих исполнять волю Божию. Он называется сатаною, т. е. противником, или диаволом, т. е. клеветником, обольстителем. С собою он увлек подчиненных ему духов и составил особое общество нечистых сил – бесов. Они-то и носятся по свету, губя людей, вовлекая их в грехи.
§ 14. О блаженной жизни первых людей
Адам и Ева были помещены Богом в прекрасном саду – в раю, между реками Тигром и Ефратом в Азии. Они жили там в общении с Богом; прославляли Его, Его премудрость, благость, всемогущество, созерцая красоты и величие мира; наслаждались всеми благами мира; все им повиновалось2. Всякие плоды сада им отданы в пищу, кроме плода с одного дерева, которое называлось древом познания добра и зла, т. е. если человек не послушается Бога и вкусит с запрещенного дерева, то он опытно узнает, что послушание Богу дело доброе, спасительное, а непослушание Его слову – дело злое, гибельное. Так вскоре Адам и Ева и испытали это на себе.
Сатана позавидовал блаженству, счастию первых людей. И успел своими речами уговорить Еву съесть от запрещенного плода. Ева скушала, и сейчас же почувствовала, что она сделала не хорошо. Ко вкушению плода она вовлекла и мужа. И им тотчас же стало стыдно и мучительно. Они не находили себе места покоя в раю, стали укрываться от Бога, от Которого никуда не скроешься, о чем они после греха позабыли. Ум первых людей по падении отупел, помрачился; воля ослабела и стала склонна более к злу, чем к добру; совесть стала заглушаться страстями. Человеку-царю в раю перестали повиноваться животные. Первым людям падшим было уже не место в раю.
§ 15. О жизни первых людей по падении
И Господь изгнал Адама и Еву из рая. Трудно было первым людям жить в изгнании: нужно было им зарабатывать себе пищу тяжелым трудом в поте лица своего. Они стали жалеть о потерянном рае. Они просили у Господа помилования себе3, Бог, как Отец, сжалился над ними; услышал их раскаяние и сказал, что царство диавола, его силу совершенно сотрет, сокрушит Человек, имеющий родиться в потомстве Адама. Ждали Адам с Евою этого Избавителя; они были готовы видеть его в каждом своем сыне. Но Господь судил послать Избавителя миру лишь в пять тысяч пятьсот восьмом году от создания мира (в 5508 году).
Господь, как Чадолюбивый Отец, не оставил падшего человека. Он промышляет о спасении его всегда.
§ 16. О семействе и потомстве Адамовом
У Адама и Евы было немало детей: сыновей и дочерей4. Но упоминаются по имени только три сына. Первый был Каин; занимался он земледелием, был человек грубого, жестокого нрава. Второй сын, Авель, был пастухом овец, человек тихий, доброй души. Каин не любил своего брата, и завидовал ему в счастии его: Бог за доброту любил Авеля и принимал его жертвы. По злости Каин и убил Авеля.
Вместо Авеля Бог дал Адаму такого же доброго и благочестивого сына Сифа; потом у Адама родились еще сыновья и дочери.
От злого Каина и благочестивого Сифа произошли два поколения совершенно различного нрава. Потомки Каина и Сифа стали ближе родниться чрез супружество; от того благочестивое племя Сифа стало уменьшаться, а Каиново размножаться. Через две тысячи двести слишком лет (2256) от сотворения мира до того дошло, что в целом поколении Сифовом осталось одно благочестивое семейство праведного Ноя.
§ 17. Ной и его семья: потоп и жизнь после потопа
За дурную жизнь, за нечестие людей Бог, после многих увещаний и угроз людям, покарал их всемирным потопом.
Вода покрыла всю землю, все высочайшие горы. Все люди и животные погибли; остались целы в корабле только Ной праведный сам восьмым с женою и тремя женатыми сыновьями и те животные земные, которые взяты были Ноем в корабль свой или ковчег.
После потопа от детей Ноевых народилось новое поколение, образовались целые народы и разошлись они из Азии по разным странам. Но и эти люди не были богобоязненными; они оставили истинного Бога, не слушались Его; и стали уже больше надеяться на свои силы и на другие твари, а не на Творца Господа. Так прошла тысяча слишком лет от всемирного потопа.
§ 18. Авраам
Среди развращенных людей оставался только один человек, который веровал в истинного Бога и вел добрую жизнь. Это был Авраам, человек праведный, Богу послушный до того, что готов был сына своего принести в жертву Богу. Его-то Бог и отделил от его старшей родни и перевел па землю незаселенную; ему назначил сохранить то обещание об Избавителе мира, какое было Богом возвещено падшим, но раскаявшимся первым людям Адаму и Еве. Ему было сказано, что от него до старости бездетного будет потомство, которое займет обширные страны земли и будет иметь Спасителя из своего рода.
Потомство Авраама
У Авраама был добрый сын Исаак; у Исаака – добрый сын Иаков и Исав; у Иакова было двенадцать сыновей; между ними был особенно благочестив любимый сын Иосиф, по зависти проданный своими братьями в рабство Египтянам. Но он не был оставлен Богом без милостей и в Египте. Еще достопамятен сын Иакова Иуда, из племени которого родился Спаситель. От двенадцати сыновей Иакова и произошел весь еврейский народ, который Богом был избран на сохранение обетований о Спасителе. За свои грехи, за свое неверие Богу много евреи перестрадали: терпели и рабство, и изгнание, и болезни, и недуги: но если они каялись, то Бог посылал им Свои милости.
§ 19. Моисей
Чтобы еврейский народ был более верен Богу, Бог дал ему особого вождя-начальника – Моисея пророка5. Моисей был сын добрых евреев; родился в несчастное для них время, когда они были в рабстве у Египтян, когда их старались истреблять. Три месяца мать кормила и тайком держала при себе милого сына, но наконец должна была расстаться с ним. Она положила его в осмоленную корзинку, как бы в маленькую лодочку, и пустила его в реку Нил среди тростников, растущих по этой реке. На реку пришла с служанками дочь Египетского царя Фараона; она услышала голос малютки; приказала достать корзинку из реки; узнала в нем еврейское дитя и решилась воспитать его. Кормилецею у Моисея в египетском дворце была родная его мать. Моисей воспитывался и обучался наукам при дворце Египетского царя до сорока лет: потом он захотел лучше страдать с своим народом, чем жить в довольстве и видеть скорби и стеснения братьям своим от Египтян.
Бог за (1500) тысячу пятьсот лет до Рождества Христова и назначил Моисея освободить евреев и вести их в землю другую, лучшую.
Моисей чудесами и особенно десятью казнями устрашил царя Фараона – и царь отпустил евреев. Моисей повел их по пути непроходимому. Он чудесно провел их чрез Чермное-Красное море, как по суху, потому что вода, после удара жезлом Моисея, разделилась, стала стеною – и открылось дно моря. На пути к земле обетованной творил Моисей множество чудес: изводил воду из камня, горькую воду сделал вкусною, испрашивал у Бога чудесно пищи для народа в дни голода и ропота; молился за народ, желал быть вне милостей Божиих сам, лишь бы Господь помиловал народ. При Моисее в пятидесятый день по выходе из Египта, на горе Синае дан был Богом закон для евреев.
По плану Бога Моисей устроил подвижной храм; назначил жертвы, определил богослужение; учредил сословие священное, состоявшее из трех степеней: архиерея, священника и левита. Брат Моисея Аарон был первым архиереем.
Так-то Господь Бог отделил еврейский народ от других: оградил его особым законом, особым Богослужением. После Моисея Бог являл еврейскому народу свою дивную любовь, творил много чудес среди его и дал ему в Азии особенную землю Ханаанскую, которая ныне называется Палестиною. На этой-то земле и родился Христос, как предсказали пророки.
§ 20. Пророки. Кто называется пророками?
Пророками называются такие чрезвычайные лица, которые посылались Богом к людям при упадке благочестия, для того, чтобы научить их истинной вере, закону Божественному и возбудить в них любовь к Богу. Они увещевали, грозили карами небесными; они изображали пагубное состояние душ у евреев, каков, например, был пророк Илия. Илия обличал нечестивого царя Ахаава, предсказал ему продолжительную засуху и от того трехлетний голод; он же обличал идолопоклонство.
Пророки творили чудеса: так Илия из небольшого количества муки и несколько капель масла сотворил избыток и хлеба и масла в доме усердной, добродетельной вдовицы Сарептской; он же воскресил сына ее; он же низвел огонь с неба на приготовленную жертву.
Главным же образом пророки имели целью предсказывать о Христе и его царстве. Особенно предсказывали о Христе пророки, в своих книгах царь и пророк Давиде в Псалтири, Исаия, Михей, Малахия 6. Они написали задолго до Рождества Христова, где, когда и от кого, от какого племени родится Христос? кто будет Его Матерью? что Он будет делать на земле? как примут Его и будут поступать с Ним люди, Его же единоплеменники – евреи? Что Он перетерпит за грехи людские, чтобы спасти людей, и чем закончится Его жизнь?
У пророков же было предсказано, что Христос по смерти воскреснет, с Собою воскресит людей и вознесется на небо7; и после Его вознесения снизойдет Дух Святый на общество уверовавших в Христа. Так и ожидали Спасителя люди, у которых душа еще не была вполне омрачена тяжкими пороками.
Примечание. Святые пророки раскрывали пророчество о Христе не с одинаковою ясностию и светлостию. Чем древнее пророки, тем темнее н сумрачнее они говорили о Христе; чем ближе они ко Христу, Солнцу правды, тем яснее и подробнее они предсказывали подобно тому, как и солнце не сразу озаряет все места, а сначала бывает сумрачный рассвет; а потом около полудня является оно во всем блеске.
Последним ясным пророком был Иоанн Предтеча, сын благочестивого священника Захарии. Он родился 24 июня от престарелых родителей по особому возвещению свыше чрез Ангела Гавриила, потом до 30 лет провел в пустыне строгую жизнь в посте и молитве; и пред самым пришествием Христа проповедовал людям покаяние и указывал на Христа, как Спасителя миру. За обличение Ирода царя в нечестии Ирод отсек Иоанну Предтече голову 29 августа.
§ 21. Ожидание Спасителя
По указаниям пророков все люди, и евреи и язычники, ждали Спасителя миру, Который научит истине и добру, переменит жизнь в людях, исправит их, избавит от бед и грехов.
Евреи знали, что от них в Иудином колене явится Спаситель; Греки и Римляне ожидали Его с востока, а Китайцы и Персы – с запада, т. е. как Европейцы, так и Азиатцы устремляли взоры свои на Палестину на землю евреев, откуда действительно и явился Преобразователь Спаситель мира, Учитель истины и Царь всех народов.
* * *
Еврейское слово Ор – значит и свет и теплота.
О сотворении мира и о блаженной жизни первых людей, прославлении ими Бога воспоминается в самом начале всенощного бдения, в словах: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице» и далее: «Благослови, душе моя, Господа», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Тебе, Господи, сотворившему вся!»
И эта черта в жизни падших прародителей воспоминается на всенощном бдении затворением царских врат, удалением диакона из алтаря для молитвы о помиловании чрез произнесение великой эктении, на которой много раз слышится пение, как вздохи падшаго Адама: «Господи помилуй!»
Покаянная жизнь Адама и его потомства изображается па всенощном бдении пением псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
Время Моисея у нас на вечерне воспоминается тогда, когда поют «Господи воззвах...» и стихиры, когда бывает каждение одним диаконом, вход с кадилом и пение прокимна после входа на вечерне.
О времени пророков в пророчествах, относящихся к рождению, жизни, служению и страданиям Христа, воспоминается на утрени в самом начале ее и во время чтения кафизм из Псалтири, – книги царя и пророка Давида.
О предсказанном воскресении и вознесении Господа на небо воспоминается па утрени пением «Хвалите имя Господне», хождением по церкви священнослужащих с кадилом и свечею, чтением Евангелия и выносом его на средину храма.