16. Благочестивые родители не должны чрезмерно сокрушаться о том, как будут жить после смерти их малолетние дети.
(Иъ жизни препод. Афанасия Афонского. Пат. ч. I, стр. 74–79).
Родителей, имеющих малолетних детей, часто преследует мысль: „как будут жить мои дети, если я умру, не успев вырастить их? С кем они останутся после меня? Кому будут нужны? Кто призрит их? и т. п. Как смотреть на эту мысль? Да, с одной стороны, если эта мысль не переходит границ, она есть мысль естественная. Кому же и заботиться о судьбе детей, как не родителям? Но если эта мысль переходит границы, например, доводит человека до уныния, или ведёт его к корысти, то она есть мысль греховная. Ты чрезмерно заботишься о том, как будут жить дети после тебя? Но разве ты забыл, что у твоих детей есть еще Отец Небесный, Который и больше тебя любить твоих детей и все может сделать для них? Поручи их Ему, и дети твои проживут хорошо и после тебя. А особенно же, если хочешь, чтобы дети твои были счастливы после тебя, веди себя благочестиво. Истина несомненная, что детей благочестивых родителей Господь особенно не оставляет после смерти последних и особенную милость являет им.
Родители преподобного Афанасия Афонского (пам. июля 5) славились своим благочестием; но Господь не привёл им порадоваться здесь на земле на своего сына. Отец Афанасия умер еще до рождения его, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела воспоить его своим молоком как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную. Но, лишившись зѳмных родителей, Афанасий не остался без попечения о себе Небесного Отца сирот (ч. I, стр. 74). Господь возбудил к милосердию о нем сердце одной благочестивой монахини, и она взяла его к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти; усердно старалась, как можно более посеять в нем семян благочестия и, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума. Отрок отдан был воспитательницею его в научение книжное (стр. 75). Но, когда Афанасию минуло семь лет, он опять остался сиротою, ибо заменившая ему место матери монахиня также умерла. Господь, пекущийся о сиротах, и тут не оставил Афанасия. По устроению Божию, его узнал один вельможа греческого царя Романа Старшего, полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику (стр. 76). Потом, когда одна из сродниц Афанасия вышла замуж за сына одного военачальника, тогда эта взяла его к себе в дом и доставляла ему все нужное (76–77). Потом и сам царь узнал Афанасия и дал ему наставническую должность (78). Когда же наконец Афанасий пожелал сделаться иноком, то и тут Господь послал ему мудрого руководителя в духовной жизни игумена монастыря Кишинского, преподобного Михаила Малеина, который и удостоил его ангельского образа (79).
Что сказать вам после сего, родители, чрезмерно заботящиеся об участи своих детей, после вашей смерти? Скажем словами одного из святых отцов: аще ли, говорит он, Бога оставиши детей печальника и промысленника, сие больше сокровищ златых. Остави детей Промыслу Божию. Иже им тело созда, и душу и живот дарова, и всем отверзе богатство. Аще хощеши богаты дети оставити, остави им Бога должника (раздавая бедным милостыню), и много им будет воздаяние (Прол. 31 марта). Да, и это конечно самое лучшее; ибо, под вседержавным руководством общего Отца, дети ваши несомненно лучше, чем вашими заботами, сохранятся от всякого зла видимого и невидимого, возрастут во всем добром и прекрасном и послужат за вас молитвенниками пред Богом. Но, вручая Богу участь детей. не забывайте вместе се тем привлекать на них милость Божию и своим благочестием. Ибо, повторяем, несомненная истина, что детей благочестивых родителей, и по смерти сих последних, Господь особенно не оставляет и особенно печется о них. Пример Афанасия сему не единственный. Читайте историю Авраама, Исаака и Иакова. родителей Сампсона и Самуила, Предтечи и Пресвятой Богородицы и вы убедитесь в справедливости слов наших. Аминь.