Источник

Агапит, имя двух пап

Агапит – имя двух пап. Агапит I (в 535 году) известен тем, что заложил священные сосуды римских церквей, с целью достать денег на путешествие в Константинополь, по-видимому, с целью отвратить войну, которою император Юстиниан угрожал Теодогаду, королю остготов, но в действительности имел в виду обличить монофизитскую ересь, которой в восточной церкви придерживались Константинопольский патриарх Анфим, императрица Феодора и значительная часть византийского двора. В этом он имел полный успех. Анфим был низложен, и на его место поставлен был Менна. Но Агапит не надолго воспользовался этим своим торжеством: он умер во время своего посещения Константинополя. Пять его писем у Маnsï Соncil. VІII (См. Агапит св. папа). – Агапит II (с апр. 946 по н. 955 г.) обязан был своим возвышением интригам Албериха, в руках которого он оставался послушным орудием в течение всего своего папствования. Во Франции архиепископ Артольд Реймский был изгнан с своей кафедры Гуго Вермандойским, и спор между двумя прелатами перешел почти в междоусобную войну. Агагпит держал сначала сторону одной партии, а затем другой, и не имел никакого влияния на окончательное решение дела собором Ингельгеймским (в 948 г.), на котором Гуго был отлучен, а Артольд восстановлен. Столь же слабой и неустойчивой была его политика в Германии. Пригласив Оттона I прибыть в Рим для коронования его в сан императора, он испугался, когда король прибыл в Навию, и перешел на сторону его врагов.

Агапит I (возлюбленный, греч.) св., папа римский, в Месяцеслове. Известный своею добродетельной и подвижнической жизнью, св. Агапит, архидиакон церкви свв. Иоанна и Петра в Риме, по смерти папы Иоанна II был избран и посвящен в святительский сан римского первосвященника в 535 г. Самым важным делом его непродолжительного святительства (11 мес. и 2 дня), о котором повествует его церковное житие, было путешествие в Константинополь и участие его в умиротворении и благоустройстве церковных дел на Востоке, взволнованном ересями. На пути туда и в самом Царьграде св. Агапит проявил дар чудотворения, исцеляя слепых и хромых. Как чудотворец и поборник православия против евтихианства, он и был причислен Церковию к лику святых. Память его 17 апр. (день кончины в Константинополе 535 г.), в Р. Март. 20 сент. (день перенесения его мощей в Рим).

Житие св. Агапита в Мен. В. под 17 апр., перев. его в слав.-рус. Прол. рукоп. 1-й редакц. (Лобк. Прол., Хлудов. 189, Сп.-Прил., Новг. – Соф. № 1341 и др., ХIII–XV в.), в печат. Прол. взята редакц. стиш. Прол. и Синаксаря Служеб. Мин., буквальный перевод которого и сообщается в нем (ср. печ. Прол. изд. 1675–1677 г. и 1895 г. с греч. синакс. на 17 апр. о св. Агап., по изд. гроч. Служ. Мин. 1843 г.); в Чт.-Мин. Макар. помещены обе эти Пролож. редакц. его жития; Св. Дим. Рост. в Чт.-Минн. сообщает 1-ю пролож. редак. его, у Филар. в его «Жит. свт.» о св. Агап. – нет. – См., кроме Сер. М. В., Мingnе, Diction. Hаgiоgrapg. 1850, tоm. I, р. 59; Маrtinоо, Annus Ессelias. аd. d., Nilles, Calendar., аd. d. h.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle