Искупление
Искупление есть дело Святой Троицы.
Искупление есть дело благости и любви Божией.
Ради искупления Отец Небесный послал Сына.
Сын Божий избавил от диавола.
Христос искупил человека Своею Кровию.
Искупление людей из плена ДИАВОЛА есть радость для АНГЕЛОВ.
Искупительные заслуги ХРИСТА выше всех ГРЕХОВ, вместе взятых.
Христос пострадал за всех, но некающемуся Его Кровь не помогает.
Пребывающим во грехах смерть Христова не приносит пользы (8, с.401–403).
* * *
Что же случилось с человеком, который пал по наущению диавола? Он погиб бы навеки, если бы Господь по Своей милости не сжалился над ним и не ниспослал бы для его искупления Сына Божия. Притом и добрые Ангелы могли бы отвратить свой взор от падшего человека, если бы не Божие предначертание решило спасти его (28, с.435).
Подготовка людей к пришествию Спасителя
Пришествие обещанного Спасителя и искупление Им человека совершилось не сразу. Чтобы подготовить людей к принятию Его, требовались целые тысячелетия. В этот период род человеческий становится объектом особого Промысла Божия (7, с.176).
Творец не мог допустить, чтобы Его создание навеки погибло
Поскольку смерть, тление, рабство греху и диаволу овладело человеком, то он, по-видимому, должен был навсегда быть удаленным от Лица Божия. Однако это явилось бы недостойным благости, любви и милосердия Божия. Всеблагой Творец не мог допустить, чтобы Его наилучшее создание, причастное Его славе, было навеки отчуждено от Него и находилось в узах вечной смерти. Милосердие и непостижимая благость Божия действовали не по нашим заслугам, но по единой Божией неизреченной любви к Своему созданию (Там же).
Что необходимо для спасения
Чтобы воспринять Божие обетование о спасении, человеку требовалось внутреннее обновление и прежде всего сознание гибельности своего состояния, из которого естественными силами выйти невозможно (Там же).
Люди остро ощущали утрату рая и ожидали Искупителя
Очутившись в положении изгнанников и лишившись райской красоты, люди очень остро ощущали эту утрату. Они глубоко сознавали свое падение и с надеждой обращали свой взор к обещанному Искупителю, Который должен возвратить их к древу жизни, даровать им вечное спасение. Человек, хотя и потерял свое отечество, однако в душе его осталось некоторое семя первобытного достоинства, заключающегося в неистребимом до конца, хотя отчасти и поврежденном после падения, образе Божием. Земная жизнь с ее скорбями и бедствиями способствовала внутреннему отрезвлению и перерождению человека. Здесь особенно давала о себе знать заложенная в природу человека совесть. Все это, безусловно, направляло мысли людей к ожиданию Избавителя (Там же).
* * *
Дарование человеку некогда утерянного им блаженства стоило большой цены, здесь требовалась жертва беспредельной высоты и ценности. Другими словами, нужен был Искупитель, Который бы Своим подвигом сокрушил державу смерти и открыл доступ к древу жизни (7, с.184).
* * *
Если до пришествия Искупителя по всей вселенной царила духовная тьма и неведение Бога, подобно тому, как бывает темнота прежде восхождения солнца, то после пришествия Бога во плоти тьма удалилась (Там же).