Источник

Агапа

Агапа, множ. агапы, от греческого ἁγαπὴ – любовь, «вечери любви». Название это происходит от обычая первоначальной церкви, по которому все члены известной местной церкви, даже господа и их рабы, собирались вместе на общую трапезу, причем совершали евхаристию, как братья среди братьев. Некоторые прецеденты для такого учреждения можно указать как среди евреев, так и греков, и римлян. В своем послании к Траяву, Плипий относит «агапы» к разряду собраний тайных обществ, хорошо известных римлянам времен империи. Вероятнее, однако же, что собственно христианские агапы прямо возникли из простого и естественного воспоминания о событиях «той ночи, в которую предан был Господь» (1Кор.11:23). Впервые о ней упоминается в послании св. Иуды (Иуд.1:12), и в течение следующих трех или четырех столетий о ней часто упоминается у отцов и учителей церкви. Тертуллиан дает живое и трогательное описание ее в своем «Апологетике», гл. 39. Первоначальный характер агап был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение евхаристии. В то же самое время она была и общественным символом равенства и единения всех членов церкви. Тут все давали друг другу целование мира; тут читались сообщения от других церквей, и составлялись ответы на них, и проч. Но по мере того, как церкви распространялись, общественные различия между членами начали давать чувствовать себя более, и агапы изменили свой характер; они сделались пиршествами богатых. В Александрии «псалмы, песнопения и песни духовные древних времен» (Еф.5:19; Колос.3:16), были заменены исполнениями на лире, арфе и флейте, не смотря на протесты Климента Александрийского (Рaedag. 2, 4). В других местах богатые совсем стали уклоняться от этих собраний, и агапы превратились в своего рода благотворительные учреждения (August. Соптга Faustum. 20, 20). Затем в северной Италии св. Амвросий совершенно закрыл их, потому что они подавали повод к разным беспорядкам и напоминали собою языческие parеntаlia. Прекращению агап содействовали также и другие обстоятельства. Третий собор Карфагенский (391 г.) постановил, чтобы к евхаристии приступали с говением, и поэтому отделил совершение евхаристии от агапы. Собор Лаодикийский, затем третий собор Карфагенский и, наконец, собор Трулльский (692 г.) запретили совершать агапы в храмах, и поэтому совершенно лишили их церковно-религиозного характера. К началу пятого века они начали постепенно исчезать, и попытка, сделанная собором Гангрским (ок. 380 г.), возвратить им прежнее значение, посредством произнесения анафемы на всех, относившихся к ним с презрением и державшихся в стороне от них, оказалась тщетной.

Об агапах или вечерях любви. см. Ульгорн, «Христианская благотворительность в Древней Церкви», изд. А. П. Лопухина, С.-Пб. 1900 г., стр. 170, а также: «Агапы или вечери любви у древних христиан». (Воскресное Чтение 1848 г.. 112); «Христианские вечери любви» Прилуцкий. С.-Пб. 1865. «Вечери любви у древних христиан» В. Л-на (Православное Обозрение 1870, № 6).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle