Глава I. О Боге – Творце мира
§2. Общее замечание
Учение о миротворении Божием составляет собой не только начальный предел во всем учении о Боге в явлении Его тварям, но и средоточный или центральный пункт во всем богословии христианском. Мы потому и знаем о Боге, как самобытном и высочайшем Духе, что знаем о Нем, как Творце мира; и по тому самому, что признаем в Нем Творца мира, знаем о Нем и как о всеблагом и премудром Промыслителе всего мира, а также Совершителе всего домостроительства спасения нашего. Без ясной же и верной мысли о Боге, как Виновнике мира, не могло бы быть у нас ясного и правильного представления ни о самом Боге с Его собственным и независимым от мира существом, ни о тех Его близких и внутренних отношениях к миру, которые проявляются здесь как в общей промыслительной деятельности, так в особеннейшем попечении об устроении спасения людей, сосредоточивающемся в тайне воплощения и вочеловечения Самого Сына Божия. Понятно поэтому, что догмат о Боге – Творце мира требует особеннейшего к себе внимания и возможно тщательного и подробного рассмотрения. Самый важный вопрос в общем учении о миротворении Божием – это вопрос о Виновнике мира. Но немаловажное здесь имеют значение вопросы о времени и последовательности происхождения мира, а также о его цели и сравнительном совершенстве. В частном же учении о миротворении Божием, что само собой понятно, бесспорную и первостепенную важность должны иметь для нас все вопросы, какие только касаются или нас самих, или близких к нам по природе существ духовного мира, то есть вопросы о происхождении мира чистых духов и человека.