Часть вторая. О Боге в явлении Его тварям или Его домостроительство
§1. Содержание и подразделение
Теперь мы переходим к учению о той стороне существа Божественного, какой оно обращено к миру и в нем себя открывает или, что то же, к учению о Боге в явлении Его тварям, или в Его домостроительстве. Эта область Боговедения и есть собственно та область, которая одна сравнительно близка и доступна нашему наблюдению и разумению, а которую поэтому каждый и может, и обязан по мере сил своих изучать и познавать, чтобы достигать возможного и необходимого для нас знания о Боге. Здесь Бог не только не закрывает Себя, но открывает с такой осязательной и поражающей очевидностью, что нужно не иметь разума и сердца, чтобы не ощущать близости Его присутствия и не замечать везде и всегда следов Его творческой и промыслительной деятельности. Потому-то, по слову Апостола, совершенно безответны те, которые не видят того, что угодно было Богу из Себя явить им, потому что невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:19–20). Впрочем, это не то значит, что люди, хотя и не могут видеть или знать Бога, каким Он в Самом Себе, но зато могут всецело видеть и знать Его таким, каким Он открывает Себя в мире. Нет, и на такого рода полное и совершенное знание Бога не дает основания и права рассчитывать людям их слабость и ограниченность. Наш круг воззрений и наблюдений так ограничен и узок, что мы в состоянии сделать не больше, как только подвергать рассматриванию и изучению одну какую-либо из самых мелких и незначительных частей или отрывков всего необъятного мироздания Божия, и притом в одно определенное и самое незначительное мгновение времени. Прошедшее же и особенно давно прошедшее в этом Богооткровении мировом не только стоит за пределами нашего сознания, но далеко не захватывается и самой древнейшей историей человеческой, и будущее в нем представляет для нас один непроглядный мрак и непроницаемый покров. Кто же дерзнет и подумать о том, чтобы была какая-либо возможность человеку всецело изучить и познать дела и действия Божии в мире и являющееся в них невидимое Божие? Но тем не менее это ничуть не снимает ответственности с тех, которые, быв одарены способностью познавать Бога, не видят или не хотят видеть Его творческой и промыслительной силы, проявившихся и всегда и везде проявляющихся в мире. Для того, чтобы примечать это и убеждаться как в бытии, так и могуществе и благости Творца и Промыслителя мира, не требуется знать все дела и действия Божии во всем их объеме и глубине, а достаточно их знать настолько, насколько кто по мере сил своих может, хотя само собой понятно, что чем шире и глубже бывает таковое дознание, тем должна быть тверже и непоколебимее и самая вера в Бога как Творца и Промыслителя мира. Между тем и в сем отношении Откровение много помогает нашему разуму, сообщая ему много такого, до чего сам собой он не мог бы достичь, ограничиваясь одним личным рассматриванием дел Божиих в мире. Так, оно сообщает нам ясное учение о самых первоначальных явлениях творческой воли Божией, следствием чего было происхождение и образование вселенной. Так, оно, далее, независимо от изображения общих промыслительных действий Божиих о мире, представляет целый и непрерывный ряд подобных же действий особеннейшего или сверхъестественного характера, проливая через это особенный свет и на самые промыслительные отношения Бога к роду человеческому. Наконец, оно дает нам некоторые указания и на ту судьбу, которая в конце веков предназначена созданному миру и к которой все в нем направляется промыслительною и мироправительной силой Божией. Всем этим, конечно, может и должен воспользоваться наш ограниченный разум, чтобы восполнить свои добываемые частичным опытом, самые недостаточные и скудные сведения о Боге в Его отношении к миру.
Какому же плану и порядку мы должны будем следовать в своем изложении учения о Боге в Его явлении тварям или в Его домостроительстве? Бог, как заметили мы выше, не только в Своем внутреннем существе, но и в Своем Откровении в мире необъятен и безграничен. Поэтому напрасно бы мы стали искать в Самом Боге точки опоры для своих рассуждений о Его отношении к миру. Нам доступны одни только действия Божии, являемые в мире; от них только мы и поднимаемся своей мыслью к самому Виновнику их, по ним только мы и судим о том или ином отношении Бога к миру, подобно тому, как по тени, отбрасываемой каким-либо телом, мы отчасти судим о положении самого тела. Какого же рода эти действия Божии и с каких сторон удобнее всего они могут быть рассматриваемы нами? Всматриваясь в них, применительно к ограниченным формам нашего конечного мышления, а также соответственно тому, как они изображаются в Откровении, мы не можем не отличать в них своего рода начала, средины и конца. В первом случае они совпадают с происхождением и образованием мира, во втором – с его продолжением и стремлением к предназначенной ему цели, а в третьем – с той последней его судьбой, или полнотой времен, когда все достигнет, своего возглавления во Христе (Еф.1:10). В первом отношении Бог представляется нам как Творец мира, во втором – как его Промыслитель, а в третьем – как Выполнитель Своих планов о мире.
Соответственно с сим и самое учение о Боге в Его явлении в мире может быть подразделено на учение: 1) о Боге – Творце мира; 2) о Боге – Промыслителе мира и 3) о Боге – Выполнителе окончательных судеб о мире. При изложении же этого учения нам естественно прежде всего обращать внимание на выяснение и определение общего воззрения на то или иное отношение Бога к миру вообще, без чего, что само собой понятно, нельзя иметь верного взгляда и на частные отношения Божии к тем или иным существам. Но, с другой стороны, мы не можем не подвергнуть своему особеннейшему вниманию и изучению тех частных и особенных отношений Бога к миру, которые имеют для нас самое близкое и внутреннее значение, каковы Его отношения к людям и к самым близким к судьбе их существам духовного мира. А потому нам кажется необходимым вслед за изложением учения о том или ином отношении Бога к миру вообще предлагать, насколько это окажется удобным, и частное учение о подобном же отношении Бога к существам мира духовного и к человеку или человечеству.