Источник

90. В день Рождества Пресвятой Богородицы

Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим

Пусть уже Херувимы и Серафимы и все небесные Силы прославляют Тебя, Мати Господа – Богородице. Пусть пророки, апостолы, и преподобные мученики восписуют Тебе достойную похвалу! А мы – грешные и недостойные, – что мы принесем Тебе в день пречестного Рождества Твоего? Чем Тебя прославим? Какие песни воспоем? Какие жертвы принесем из нечистых рук наших? Эти светильники, – но они скоро угаснут; нет! Ты желала бы, чтобы свет Боговедения наполнял наши души, чтобы разум наш не был омрачен грехами, чтобы совесть наша была не осквернена; чтобы было у нас сердце чистое; ибо только чистые сердцем Бога узрят. Этот елей – который мы приносим, – он может оскудеть в лампадах; нет! Ты желаешь от нас елея добрых дел, как и Сын Твой и Бог сказал: „так да просветится свет ваш пред человеками, дабы видели добрые дела ваши, и прославили Отца небесного, который на небесах“104. Этот ладан, который мы воскуряем, – но он разнесется по воздуху; нет! Ты желала бы, чтобы наши сердца возносились к небесам и пламенные молитвы; но – разве может что чистое исходить из нечистой души и нечистого сердца? Ты более желала бы, чтобы мы были кротки сердцем, как Ты была на земле; чтобы мы были святы и целомудренны, – ах! кто из нас может быть чист пред Богом, хотя бы и один день пожил на свете? Кто может быть столько кроток и смирен; если гордость обуяла сердца всех нас? Царица небесная по любви к грешникам странствует невидимо по земле, посещает храмы Сына Своего и Бога; а мы не возносимся душою и сердцем к небесам; потому что души наши обременены грехами; потому что сердца прикованы к земным сокровищам, или преданы удовольствиям сего суетного мира, – и забываем о нашем горнем отечестве. Мы бегаем того убожества, в котором провела жизнь Свою Матерь Господа; мы стыдимся бедности, мы ищем разных удовольствий и удобств жизни; мы удаляем от себя крест скорбей, тогда, как Матерь Господа, по-видимому, искала одних скорбей, когда жила при храме, связала судьбу Свою с бедным плотником, скиталась по пустыне с Младенцем Иисусом, работала Своими пречистыми руками все по-домашности; слышала поругание над Сыном Ее и Богом, видела страдания Его, стояла при кресте, и утопала в слезах; а – мы такой ли путь жизни избираем? И при богатстве грешим, и при бедности согрешаем. Не боимся оскорблять Ее и Бога нашими грехами, и думаем, что при нашей беззаконной жизни – мы много уже чести делаем, если ставим свечу пред иконами, или возжигаем елей, или воскуряем ладан.

„Крепка Владычица наша, говорит св. Димитрий Ростовский, ибо Царица есть всей видимой твари, владеющая горним и дольним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Ее, и вси противнии дуси, страхом одержимые, трепещут, боящеся имени Ея Святого, ведуще ю Матерь Божию“105. Станем же со страхом и трепетом прибегать к Ее Матерней помощи. Станем с глубоким смирением повергаться пред Ее величеством, помня, что если вся тварь повинуется Ей, со страхом и трепетом Ей покоряется; то устрашимся и мы наших грехов, нашего недостоинства; смирим души наши и сердца пред Владычицею нашею и Богородицею, и, если Она во всем и всегда наша скорая и любвеобильная помощница и всемогущая заступница; то с откровенною душою и смиренным сердцем будем прибегать к Ней за помощью, искать у Ней защиты и покрова, у Ней одной – находить наше вечное спасение.

К Богородице ныне притецем грешнии и со смирением припадем: потщися скоро спасти нас и – пощадить души наши. Аминь.

* * *

105

Соч. св. Дим. Ростовск.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle