Источник

109. На день успения Божией Матери

«Дивны твоя тайны, Богородице Вышняго престол явилася еси Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь». (Стих.)

Ныне празднуем Успение Божией Матери. Ныне праздник столь богат небесными дарованиями и тайнами, что при размышлении о нем оказывается весьма трудным исчерпать небесные дарования и уразуметь все тайны, наполняющие его. Для грешника кающегося много в нем такого богоблагодатного, что при размышлении об этом не можешь не пролить умилительных слез. Когда Бог пришел на землю, и когда Пренепорочная Дева Мария родила безначального Бога и осталась до Рождества и по Рождестве Девой, то Она соделалась лествицей для схождения Бога на землю. Когда сия Пренепорочная Дева чрез Успение Свое вознеслась на небо с душой и телом, будучи принята на руки Сыном Своим и Богом, тогда с собой как бы по некоему мосту возвела и еще возводит души праведные к небесам. Могут ли поэтому ангелы и люди не удивляться славе и величию Богоблагодатной Девы Марии? Удивляются и радуются, что Бог чрез утробу Пресвятой Девы Марии пришел на землю. Радуются, что с Успением Ее люди восходят к небесам. Радуются, что имеют такую ходатаицу пред Богом. Она собой проложила путь к небесам всякой душе христианской, желающей спастись. Как много звезд на небе, так много святых вошло в рай. Теперь на небе ходатаицей пред Богом та, которая столько исполнена благодати и милости, та, которая стоит выше всех праведников и выше всех ангелов на небе. Радуйся, душа праведная, размышляющая о величии Той, которая ныне взошла от земли на небо и тебе проложила путь к небесам! Что для нас, грешных, утешительного в этом великом празднике – Успении Божией Матери? Нам еще много остается печалиться и скорбеть о том, что мы не имеем такого усердия к молитве и к благочестию, какое Она имела; что мы не имеем такой чистоты и целомудрия, каким Она себя украшала; что мы не имеем такой крепкой веры в обетования Божии, какую Она имела; что мы не имеем такой преданности воле Божией, какую Она имела; что мы не можем невзгоды житейские переносить с таким благодушием, с каким Она переносила, не имеем такого непоколебимого мужества среди величайших искушений и скорбей, такой великой любви к Богу и ближним, а особенно не имеем такого великого смирения, какое Она имела и на какое с неба призрел сам Бог, за то возвеличил Ее выше всех сотворенных тварей. О, много еще кое-чего мы не имеем такого, что давало бы нам право теми же Ее стопами шествовать к небесам! И о многом надобно нам думать и раздумывать: что если у нас нет истинных христианских добродетелей, то не должны ли мы ныне более скорбеть, нежели радоваться? Радоваться тогда, когда при наших грехах путь нам предлежит не тот, который проложила нам Царица Небесная, и который ведет к небесам, а тот, который ведет во дно адово. Что за радость наша?! Бедная душа моя! убогая душа моя! как ты мала и презренна пред величием добродетелей Матери Божией! Как ты несчастна, что ходишь по распутьям мира сего, водишься страстями и развратной своей волей и не ревнуешь добродетелям святых и святейшим правилам Матери Господа! Теперь спасайся, когда царствует на небе. Взыскание погибших, Споручница грешников и ходатаица пред Богом. Закроешь очи, ляжешь во гроб, тогда не попадешь на лествицу, ведущую к небесам, а на путь, ведущий в преисподнюю.

«В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице представилася еси к животу» и пр. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle