Источник

108. В ту же неделю. О пьянстве

Братия! Человек считается венцом природы. И действительно, нет ни одной твари на свете лучше, прекраснее, как человек, когда он стремится к добру, о добре думает, добро делает. Но нет несноснее, омерзительнее и злее тоже человека, когда он грешник, особенно нераскаянный, отчаянный. Никакой ангел не может сделать столько добра, как святой человек. Никакой диавол не может сделать столько зла, как человек грешник. Святой муж все Божеские дарования может иметь, грешник-человек, все худые дела, все коварства диавола имеет. Хотите видеть человека, совершенного в образе и подобии Божием, воззрите на Христа, Сына Божия. Хотите видеть человека, потерявшего образ Божий, воззрите на диавола. Но, ей, пьяный и грешный человек ужаснее самого диавола! Не слышали мы, чтобы кто из трезвых хулил или поносил Бога, а из уст пьяного приходилось слышать. А сколько таких, которые позорят и бесчестят ругательными словами отца, мать, братьев, сестер, друзей и приятелей?!

Есть дерево, называемое квассия, которое если раздробить в мелкие кусочки и намочить в воде, расслащенной медом, то мухи, отведавши этого сочева, тотчас делаются сонными и погибают. Так человек, напившись этой бесовской, так сказать, крови, водки или вина, смешанного с водкой, делается как бы сонный. Нередко пьяные умирают с водки.

Семь тысяч лет думал диавол: чем бы легче, скорее и удобнее губить человеков, и наконец выдумал этот хмель, эту сикеру, эту водку. И вот в том же святом хлебе, в котором Господь указал нам жизнь, диавол нашел для людей смерть, научил из хлеба святого делать водку. Но этого мало: он старается подбить человека напиться под праздник, особенно под великий. И несчастный пьяница, вместо того чтобы приобщиться святых Таин вкусить от Тела и Крови Христовой, напивается до-пьяна до безобразия, делает угодное сатане. Вместо того, чтобы в Божии дни вести себя свято и благочестиво, он строит из себя какого-то комедианта: ходит по улицам пьяный, распевает срамные песни и делает дела диавольские. О, несчастное то семейство, в котором живет пьяница! Горе той жене, горе тем детям, которые отцом имеют пьяницу! Горе тому обществу, в котором водятся пьяницы, горе тому пастырю, в стаде которого имеются пьяницы! Чем поможешь такому горю? Чем уврачуешь несчастного? Против всего найдешь лекарство против запоя от пьянства. Нет, нет ничего святого для пьяницы, нет ничего для него Божественного: для него все равно, что Бог, что диавол, что жизнь, что смерть, что добро, что зло, что рай, что ад. Бесноватый далеко лучше его, ибо есть бесноватые весьма смирные. Иные бесноватые в новолуние только беснуются, как упоминаемый в нынешнем Евангелии или с приближением к нему святости. Если диавол для кого вреден, то для одного бесноватого, а пьяница не однажды только, но несколько раз в день напивается и если рассвирепеет, то всем и каждому наносит обиды, говорит развратные речи, произносит Богохульные слова, бьет посуду, разбрасывает вещи, ест что ему ни дашь, пьет всякую мерзость. А сколь образ его страшен бывает, об этом уже умалчиваем. Бедный, несчастный человек, пьяница!

Господи! Спаси, сохрани, помилуй и защити нас от сего диавольского напитка. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle