Источник

О совершении таинства крещения

После обычного возгласа священника: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и «Отче наш», читается молитва о том, чтобы Господь сподобил совершить святое таинство, данное для спасения рода человеческого по благодати Его Отца. Читается 83 псалом.

Затем другая молитва о принятии нас ко Господу и о причислении к Его стаду.

Священник, налагая руку на имеющего креститься, благодарит Господа за милости и молится о приступающем к купели крещения.

Затем, окунув указательный перст в елей помазанья, творит им крестное знамение между очами крещающегося, сверху к низу, потом с правой стороны на левую, причем говорит: «запечатлеваешься ты елеем помазания во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь».

Как скоро сотворит крестное знамение над всеми, имеющими креститься, все99 входят в крещальню с кадилом, свечами, крестом и Евангелием и другими церковными вещами, и начинают гимн:

Антифон: «Отверзи мне двери правды. – Двери небесные отверзаются».

Затем молитва ко Господу о принятии нас и о допущении в стадо, и о запечатлении крестным знамением.

Поют псалом 44-й: «Отрыгну сердце мое слово благо», после чего диакон говорит ектенью, и, после краткой молитвы священника, поют 109-й псалом: «рече Господь Господеви моему»... (слова: «сего ради вознесет главу» – произносят трижды). После этого псалма диакон говорит:

«Колена преклоните, помолимся», – и в молитве просит милости всем предстоящим и имеющим креститься; молится также за патриарха своего, за митрополитов и епископов. «Встаньте при помощи Божией», – говорит он в заключение молитвы.

После трех молитв и возгласа, священник и диакон говорят: «Благодарим Тебя, Господи всяческих; славим Тебя, Христе Иисусе, Владыко наш, потому что Ты живишь наши тела и спасаешь души наши».

Затем вливают в купель воды столько, чтобы человек, имеющий креститься, мог погрузиться в нее весь; причем говорят: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме». Возглас, – за которым следует: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

После возгласа диакон говорит: «Послание апостола Павла к коринфянам». – Читается Апостол (1Кор., вся XI глава).

По окончании Апостола поется антифон, после которого диакон говорит: «Вонмем, мир всем вам». – Чтец: «тебе и духу твоему».

Священник: «от святаго Иоанна святое Евангелие о Господе нашем Иисусе Христе». (Иоан. 2 гл. от 23 с т. до конца главы и еще 9 первых стихов 3-й гл. того же Евангелия).

Затем следуют две ектеньи, обыкновенно употребляемые и в других службах.

После молитвы диакон говорит: «Приклоните ваши головы для возложения рук и примите благословение».

В это время священник тихо читает молитву и делает обыкновенное славословие святой Троице.

Диакон: «некрещенный да удалится». – Поется антифон:

«Свято и покланяемо имя Его; величию Его нет предела».

«В реке Иордане Иоанн крестил Агнца Божия, и когда Сей выходил из воды, Святый Дух истины после погружения, в виде голубя, снизшел на главу нашего Спасителя».

Затем священники и диаконы должны стать на две стороны, и старший священник берет в руки рог и становится по правую сторону жертвенника, который находится в крещальне. Если служит один только священник, то в таком случае протодиакон берет рог и становится около престола, на котором должны быть зажжены свечи, и произносит никейский символ веры: «верую во единого Бога»...

Затем священник благословляет елей и преклоняет колена пред престолом, а диакон произносит «молитву воспоминания», взятую из литургии.

После этого священник, вслух всех, произносит молитву, исполненную чувств смирения священнослужащего, и оканчивает возгласом:

«Тебе мы возсылаем славу, честь, хвалу и поклонение ныне и присно и во веки веков». (В это время священник творит на себе крестное знамение).

Священник: «мир вам». Чтец: «тебе и духу твоему».

Затем священник снимает покрывало с сосуда, содержащего елей, и говорит:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общениe Св. Духа да будет со всеми вами ныне и присно и во веки веков, аминь». При этом крестообразно знаменует сосуд и говорит: «Горе имеим сердца».

Чтец: «к Тебе, Боже Авраамов, Исааков и Иаковль, Царь славы».

Священник: «Возблагодарим, поклонимся и прославим Бога и Господа всяческих».

Чтец: «Достойно и праведно есть». – Диаконы: »мир нам».

Священник тихо читает молитву:

«Молим и просим Тебя, обильного в любви, щедрого в милости, скорого подателя благ, обладающего славою неизреченною, Тебя, нашего Господа, Творца и Благодетеля, да Твоею волею, Боже Отче, и по воле Твоего Святаго Сына, Господа нашего Иисуса Христа, благодать Св. Духа, совершенного в существе, от Тебя (исходящего), единого с Тобою по существу и по делу творчества, – снизойдет и смешается с сим елеем, и подаст каждому, желающему помазаться сим елеем100, залог воскресения от смерти, совершенное усыновление, спасение от мук за грехи и радость на небе. По своей мудрости, Ты возбудил ум человека к познанию Тебя, Триединого, чрез пришествие Твоего помазанника, и даровал ему духовные дары, возбуждающие его стремиться к познанию откровенного учения о Тебе. Святый елей, который в первые времена дарован был для освящения временного священства и преемственного начальствования, Ты ныне сообщил священникам церкви, для того, чтобы он был знаком и символом для тех, которые переходят отсюда на небо в бессмертное тело и неизменяющийся дух, будучи обрезаны обрезанием нерукотворенным в совлечение тела греховного в обрезание Христово, и которые чрез то становятся достойными со страхом и трепетом восхвалять всемогущего и вышнего Господа всяческих со всеми святыми и небесными силами», (возглас) «которые громогласно взывают друг к другу»: (здесь народ сливает свои голоса с пением священника) «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних!».

Священник говорит вслух:

«И ныне, Господи, да совершится это великое и божественное таинство при помощи Твоей благодати, да снизойдет на сей елей благодать дара Св. Духа101, благослови его и освяти его во имя Отца, и Св. Духа, дабы, силою Твоей благодати, елей этот был в помазание, и оставлял истинное и совершенное освящение и залог высшего причастия в царствии небесном для всякого, помазующегося им при знаменовании Животворящим Крестом во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, во время сего крещения, которое совершается по образу страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа (возглас), которому с Тобою и Св. Духом возсылаем славу, честь, благодарение и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь». В это время священник творит крестное знаменье над елеем, потом берет «рог помазания» из рук того, кто держал его, миром, содержащимся в нем, знаменует крестообразно сосуд, который вмещает в себе елей, начиная крестное знамение с восточной стороны на западную, потом справа налево, и говорит:

«Да знаменуется елей сей, да освятится, да смешается с этим святым миром, чтобы быть ему залогом отпущения грехов в крещении во имя Отца, и Сына, и Св. Духа».

Чтецы: Аминь.

Священник возвращает рог тому, у которого он прежде был, и говорит:

«Господи Боже наш, по своей великой к нам милости, сподоби нас с чистым сердцем, неосужденно, с откровенным лицем предстать пред Тобою, дабы мы едиными устами и единым сердцем могли взывать к Тебе и говорить».

Чтецы: «Отче наш»...

Затем подходят к купели и становятся по обе стороны ее с кадильницею в руках; крест и Евангелие, обращенные к востоку, полагают на купель, где и оставляют их до тех пор, пока вода не благословлена. По снятии покрывала с купели, иерей становится на колени, причем диакон говорит: – «миром Господу помолимся». Священник возглашает – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами во веки веков. Аминь». (При этом знаменует воду крестным знамением).

Диакон продолжает ектенью. – Причем священник про себя читает молитву об имеющем креститься, и возглашает потом:

«Да соделавшись совершенным по телу и по душе, он мог воздать Тебе славу, честь, хвалу и поклонение ныне и во веки веков».

При этом иерей крестообразно знаменует воду, берет «рог святого миропомазания» и крестообразно знаменует воду миром, заключающимся в «роге», говоря:

«Да будет сия вода запечатлена и благословлена св. миром, чтобы она соделалась новым и духовно возрождающим лоном чрез оставляющее грехи крещение во имя Отца, и Сына, и Св.Духа, ныне и присно и во веки веков».

Чтец: »Аминь».

Иерей: «Святая подобает единому и божественному Существу». Чтец: «Един Отец свят, един Сын свят, един Дух Святый свят. Да будет слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу. Он (Бог) свят присно и во веки веков. Аминь».

Диакон: «восхвалим Бога живаго».

Затем поют один из гимнов, составленных для Богоявления, чтобы собрание не оставалось незанятым; а иерей, освящающий воду, должен стать при сосуде, содержащем миро, другой же при купели, и оба они должны обратиться лицом к востоку.

Диаконы же несут младенцев в крещальню нагими, их серьги, кольца, браслеты, спрашивают об именах, какое угодно восприемникам назначить младенцам, и сообщают о них иереям. Каждый младенец, имеющий быть крещенным, должен быть снабжен пеленою, в которую бы можно было его обернуть по крещении. Эти пеленки диаконы держат до крещенья на своих плечах. Когда внесут детей в крещальню, священник тремя перстами творит крестное знамение над грудью каждого из них, полагая крест снизу вверх и справа налево, причем говорит:

«Помазуешься ты во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь». Присутствующие при младенце с заботливостью представляют для помазания члены тела младенческого.

По помазании относят младенца к священнику, стоящему при купели, который, обратив его лицом к востоку, погружает в воду трижды, произнося в 1-й раз: «крещается NN во имя Отца», – чтец: «Аминь»; во 2-й раз: «во имя Сына», – чтец: »Аминь» и в 3-й раз: «во имя Св. Духа», – чтец: «Аминь»102.

При погружении иерей опускает младенца в воду до шеи и, возложив руку на его голову, наконец, погружает и ее. Затем вынимает его из купели и отдает диакону, который надевает на него белую одежду и передает его крестным родителями Восприемники одевают его в другие светлые одежды, но головы его ничем не покрывают, пока священник не обвяжет ее повязкой. То же самое бывает и с другими младенцами поочередно. Нужно заметить, что младенца никогда не вносят в алтарь, считая неприличным такое действие.

По крещении иерей идет в алтарь чрез великие (царские) двери; a вместе с ним, за ним, диаконы несут крест, Евангелие, кадило, свечи и «рог с миром помазания», а крещенных подносят к дверям алтаря, причем священник говорит:

«По своей милости, приими, Господи, стадо овец, и агнцев, которые запечатлены святым Твоим знамением, и на небесах запиши их имена в церкви первородного, да всегда славят и поклоняются Тебе Триединому, Господи всяческих, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Затем священник над каждым младенцем творит крестное знамение, сопровождая его словами:

«Залог Св. Духа, который ты принял, таинство Христово, которого ты сподобился, животворящий знак, который ты восприял, новая жизнь, которую ты восприял и оружие правды, которое ты подъял, да сохранит тебя от всякого зла и от злых сил, а да освятит тебя во святыни, и да будет знамя, тобою поднятое, достаточным щитом для тебя при имеющем быть пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и да поселит Он (Господь) тебя в новом свете одесную Себя, где ты мог бы возносить Ему славу, честь, хвалу и поклонение во веки веков. Аминь».

При этом священник большим перстом правой руки творит крестное знамение на младенце промеж глаз – сверху книзу, потом справа налево, и говорит:

«NN крещен и миропомазан во имя Отца, и Сына, и Св.Духа. Аминь».

Затем снова входят в крещальню и начинают петь следующие антифоны:

Антифон 1-й: «Свято и достопокланяемо имя Его». – «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя».

Антифон 2-й: «Он есть Господь Бог наш». – «Един Господь, един Бог, едино крещение во оставление грехов».

Антифон 3-й: «Ты еси Бог всяческих». – «Царь наш с нами, Бог наш с нами, помощь наша в Боге Иаковле».

Антифон 4-й: «Да будет благословен народ, находящийся под такою державою». – «Блажен народ, имеющий своим Господом Бога».

Антифон 5-й: «Потому что Он един есть Бог». – «Христе, крестившийся, явившийся и даровавший свет миру, да обитает Твой мир в избранном Тобою народе».

Антифон 6-й: «Сердце чисто созижди во мне Боже». – «Господи! сподоби нас от всей души и вполне исполнять Твою волю».

Антифон 7-й: «Слава Отцу и Сыну, и Св. Духу». – «В горнем Иерусалиме пред престолом Христа, да напишутся имена Твоих рабов».

Антифон 8-й: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». – «Пришествие Твое, Господи, доставило твари радость, блаженство и вечную жизнь».

После этого священник берет «рог» и, ставши у купели, миро, находящееся в сосуде, обратно выливает в рог; а капли мира, оставшиеся в упомянутом сосуде, пускает в купель.

«Достойно всегда хвалить, почитать, славить Тебя, Господи, и покланяться Тебе, троичному в лицах за Твои святые тайны, которые Ты, по своей милости, заповедал нам во оставление грехов, – Ты, Господи всяческих, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь».

Прочитавши молитву на вылитие воды, священник не творит над нею крестного знамения, но только опускает в нее свои руки, омывает сосуд в ней и затем выливает. При этом все священники, участвовавшие как в крещении, так и в миропомазании, в этой же воде омывают свои руки и лицо. Воду выливают в какое-нибудь чистое место, которое было бы свободно от всякого попрания. Если нужно крестить другого младенца, то вода эта уже не годится, но употребляют свежую.

Без освящения воды не совершают крещения, разве только в случае омертвения какого-нибудь члена в младенце, имеющем креститься.

Крещение у несториан совершается над детьми и над взрослыми людьми.

Не дозволяют они совершать крещения никому, кроме священника, – ни дьякону, ни мирянину103.

У несториан все младенцы подлежат крещению, и обыкновенно крестят их в 8-й день рождения104.

Таков образ совершения таинства крещения у несториан, и таковы канонические постановления касательно этого таинства!

Что же касается таинства миропомазания по отношению к его совершению, то на это должно сказать, что несториане, имея общее с православной церковью во времени совершения (именно, тотчас после крещения) и в словах, употребляемых при миропомазании («залог Святаго Духа»), имеют в то же время несколько ложных мнений, на основании которых они допускают в практике отступления от православной греческой церкви: a) Миро у них освящает не епископ, но простой священник, и притом в то самое время, когда нужно кого-нибудь крестить105; тогда как освящать миро должны только епископы106.

б) Миро у них приготовляется из одного только чистого оливкового масла; правила их не дозволяют употреблять никакого другого вещества для приготовления святого мира, и вот по каким причинам, говорят несториане107:

«Апостолы заповедали нам, чтобы рог помазания исполнен был оливкового масла. Они заповедали употребление этого масла по следующим четырем причинам: затем

1. «чтобы Ветхий и Новый Завет были согласны между собою в этом, потому что, когда Моисею приказано было приготовить миро для помазания назначенных к тому, тогда же он получил повеление приготовить его именно из оливкового масла, которым священники и цари должны были помазываться. Подобным образом и апостолы будто бы повелели, чтобы в роге помазания находилось оливковое масло, и чтобы им-то цари и помазывались».

2. «Потому, что оливковое масло, по своей дешевизне, доступно как для богача, так и для бедняка, чего нельзя сказать о драгоценном мире; следовательно, в последнем случае бедным пришлось бы лишиться помазания».

3. «Оливковое дерево есть символ спасения человеческого рода. Как ветвь оливкового дерева, принесенная голубицею Ною, была знаком прекращения потопа и осушения земли: так и миропомазание, в котором мы принимаем Духа Св. и дар усыновления, делается, таким образом, знаком мира для рода человеческого».

4. «По причине свойств этого елея. Мы видим, что ветви оливкового дерева никогда не увядают, вечно зелены; подобным образом помазанные в крещении елеем из рога будут жить всегда, не поблекнут в день суда и не попадут во ад».

Излишне опровергать такие замечания несториан касательно вещества для мира; потому что их неосновательность в этом сама собою очевидна.

в) Несториане думают, что миро, находящееся в их церкви, перешло к ним от самих апостолов108. Поэтому, чтобы не вывелось, по их мнению, апостольское миро, они постановили пред каждым крещением освящать новый елей, а древний оставлять в покое как святыню, полученную от апостолов109, и если брать из него, то весьма немного капель, а взамен того после крещения, из вновь освященного елея, вливать в «рог помазания» все, что от него осталось110.

* * *

99

Хотя Баджер прямо говорит, будто все должны войдти в крещальню со свечами, крестом и Евангелием; но, кажется, естественно всего предполагать, что под всеми, входящими с церковными предметами, должно разуметь только священно-церковнослужителей. Жалеем, что в настоящее время мы не имеем под руками исследований о несторианском богослужении. – Ассемани.

100

В этой молитве выражается и вера в исхождение Св. Духа от Отца, и учение о таинстве миропомазания.

101

И в этих словах нельзя не видеть, что у несториан доселе священнодействуется миропомазание, как таинство, а не как простое приложение обряда к прежде совершенному крещению. Миропомазание несторианское Баджер, принимающий только два таинства, как протестант, считает не более как дополнительным к крещению обрядом.

102

Эти слова, произносимые при погружении, вполне согласны с духом церкви Христовой православной и могут служить прямым укором и обличением выражению латинян, какое они употребляют при крещении: «я тебя крещу».

103

Badger's, ѵ. 11. p. 211.

104

Там же p. 213.

105

«Dissertatio de Syris Nestorianis» Assemani, T. III, par. 2, p. 279.

106

Casparis Ivenin in Comment, historico et dogmatico de sacramentis dissert. 3. de confirmatione quaest. 2. c. 5. art. 3.

107

Joannes Zugbi in «cornu de baptizmo». Timotheus 11 cap. 3. sect. 12.

108

Jaballah quaesito 1. Georgius Arbelensis quaesito 9.

109

Sobensis in libro Margarita par. 4. cap. 4. Timotheus 11. cap. 3. de babtismo sect. 11.

110

Это видно из чина совершения таинства крещения.


Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение / [прот. Василий Михайловский]. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с. (Автор указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle