III. Богослужение нeстоpиан
Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях.
А. Место общественного богослужения у несториан
Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение79: церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти80; 2) собственно храма (ναός, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви.
В. Времена общественного богослужения
У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное.
а) Суточное богослужение
Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.
В порядке за ней служит полунощница, для которой назначены особенные молитвы; во время чтения этих молитв все собрание обыкновенно сидело. Затем следует утреня, начинающаяся с рассветом дня, потом 1-й час. Обычай ходить ночью на общественное богослужение уже давно оставлен. Полунощница, утреня и 1-й час ныне составляют одну службу, обыкновенно называемую «утренними молитвами».
Чин вечерни и утрени столь строго должен быть исполняем, что к нему нельзя ничего прибавить, а также нельзя ничего и пропустить в нем.
Повечерие состоит из одной кафизмы, антифона, краткого славословия, молитвы и ектеньи. А полунощница состоит из 5 или 6 кафизм, антифона, краткого славословия, молитвы и ектеньи. По причине мирских занятий народа, эти две службы предоставлены на произвол; но утреню и вечерню, по правилам, должны все посещать непременно82.
б) Недельное богослужение
В недельном богослужении замечательны три дня: воскресенье, среда и пяток. В эти дни83 правила церковные строжайше предписывают непременно совершать литургию, которая, кроме того, совершается у них в течение трех недель Великого поста, в праздники, или когда нужно совершить крещение или помянуть усопшего84.
в) Годовое богослужение
Руководствуясь богослужебными книгами, которые доселе употребляются несторианами, мы можем указать на следующие дни, особенно посвященные на служение Богу, отличающиеся особенною службою, особенным благолепием богослужения и служащие предметом благоговения. Это – праздники и посты.
Праздники, более замечательные:
Рождество Христово (25 декабря)85.
Богоявление.
Неделя ваий.
Великий четверток, Великий пяток и Великая суббота.
Воскресение Христово.
Вознесение.
Пятидесятница.
Праздник Креста Господня (13 сентября)86.
Успение Пресвятой Богородицы (15 августа)87.
Праздник новолуния88.
Есть еще праздники святым; между ними особенно замечателен праздник, известный под именем праздника «греческих учителей».
Посты
Книга «сингадо» содержит в себе следующие правила относительно постов:
«Христиане должны поститься 40 дней пред страданием и воскресением Христа, потому что наш милосердный Господь постился столько же дней; а также Моисей и Илия, которые столько же времени постились прежде, чем они просветились» (7-е прав, постановл. апостольских).
«Если кто из клира или мирян будет поститься в субботу или воскресенье (исключая Великой Страстной субботы), тот да будет отлучен» (прав. 62 пост. апостол.).
«Если епископ, пресвитер, диакон, чтец, певец или мирянин отказываются поститься в течение Великой Четыредесятницы и во все среды и пятки, тот да будет отлучен (даже по болезни нельзя нарушить поста)» (прав. 67 пост, апостольских).
Дни поста и воздержания в настоящее время у несториан следующие89:
«Великий пост», или святая Четыредесятница.
2. «Пост апостолов», начинающийся с 1-го понедельника по пятидесятнице и продолжающийся до 29 июля.
3. «Пост Девы» 15 дней – от 1-го до 15-го августа.
4. «Филиппов пост» – 25 дней пред Рождеством Христовым.
5. «Пост ниневитян» – 3 дня – с понедельника до четверга 3-й недели Вел. поста90.
6. «Пост Мар (святого Зейя» – 3 дня.)
7. «Пост дев» – 3 дня спустя три дня после праздника Богоявления.
8. «Пост Мар Илии», простирается 7 недель.
9. «Пост Моисея» продолжается от одной до 4 недель.
10. Все среды и пятки в году91
a
С. Лица, действуюіцие при богослужении
В клире несториан находится 8 степеней: 1) патриарх, который ныне обыкновенно называется Мар Шимуном (Симеоном), 2) митрополит, 3) епископ, 4) архидиакон, 5) пресвитер, 6) диакон, 7) иподиакон и 8) чтец.
Лица первых трех степеней должны быть безбрачны. Звание патриарха наследственно. Дядя передает свое служение племяннику. При таком преемстве патриаршего сана – в кругу одного только известного несторианского семейства – требуется правилами, чтобы дитя, предназначенное быть преемником дяде-патриарху, с самого своего рождения во всю жизнь не вкушало мясной пищи92.
D. Священнодействия
Отрадно для православного христианина видеть богослужение несторианское. Так много в нем заметно древнего порядка, благолепия; так полно оно знаменательности, выразительности и самостоятельности. Нет в нем ни схоластической папистической дробности в обрядах и мелочности в их объяснении93; незаметно того тягостного для чувства отрицания внешних знаков при богослужении, той бессвязности и, так сказать, безотчетной подражательности протестантов, какую можно видеть в богослужении последних94. Богослужение несторианское носит следы глубокой древности, отличается от западных европейских служб церковных и разнообразием и смыслом, сближающим ее с богослужением церкви православной восточной, и уже этим самым обличает незаконные новизны папистов и протестантов. А поэтому оно заслуживает особенного нашего внимания.
Но, с другой стороны, прискорбно сознать, как часто внешняя неблагоприятная обстановка может подавлять и помрачать светлую сторону жизни какого-нибудь народа, как часто гонения, хищничество и незаконные притязания лишают людей и их жилища благолепия и благосостояния. Да, внешняя сторона несторианского богослужения, при постоянном притеснении со стороны турок и курдов и при постоянной сильной притязательности не православных миссионеров, много-много утратила благолепия, о котором вполне ныне можно судить только по богослужебным несторианским книгам и сочинениям древних несторианских писателей.
О книгах, употребляемых несторианами при богослужении
Несторианская церковь богата книгами богослужебными. В них заметно обилие и глубина искренних чувств и строгая систематичность в изложении обрядов, та самая многознаменательная систематичность, какая видна в богослужении православном.
Книги, употребляемые несторианами при богослужении, суть след.:
1. Евангелие, которое содержит в себе отрывки из четырех евангелистов, и читается, большей частью, во время литургии. Некоторые зачала читаются накануне воскресных и праздничных дней и заключают собою вечерню.
2. Апостол составляют зачала из одних только посланий апостола Павла и читаются во время литургии.
Эти две книги составляют отдельные тома.
3. Карайяна, т. е. «чтения» – это извлечения из Ветхого завета и Деяний апостольских. Первое чтение всегда бывает из Ветхого завета и редко занимает второе место; но после чтения из Ветхого завета почти всегда следует чтение из Деяний апостольских.
Чтение из этих книг составляет часть богослужения и бывает в следующем порядке: сперва чтение или из Ветхого завета, или из Деяний апостольских, затем Апостол, наконец, Евангелие. Паремии или чтения произносятся чтецом при южной двери алтаря или, что то же, на правом клиросе; Апостол – диаконом на северной стороне. A Евангелие читает служащий священник на престоле. Во время чтения все они стоят лицом к собранию.
Кроме упомянутых трех книг, у несториан есть еще книга, которой название тургама (буквально – толкование). Это сборник гимнов, которые содержат в себе увещания, относящаяся до внимательности к Новому завету. Некоторые статьи этой книги назначены для прочтения пред Апостолом и Евангелием. Гимны из этой книги поют поочередно служащие диаконы, которые на это время становятся вокруг престола.
5. Книга Давида – Псалтирь служит содержанием и главной составной частью для всех богослужений, и пользуется у несториан большим уважением. В несторианской церкви псалмы разделены на двадцать кафизм и двадцать первую составляют две песни Моисея: из 15 гл. Исх. и 32 гл. Второзакония. После ангельской песни: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» и «молитвы Господней», чем обыкновенно начинается каждая служба, псалмы следуют в таком порядке: половина Псалтиря доныне поется на утрени в каждое воскресение, т. е. 9 кафизм назначается для полунощницы и одна – для утрени; к этой кафизме прибавляют и еще другие, так называемые, утренние псалмы. Эти последние псалмы (94, 90, 103 до 16 ст., 112, 92, 147, 50 до 18 ст. 148 и 149) никогда не оставляются и круглый год читаются на каждой утрени.
В полунощнице простых дней Псалтирь разделяют на шесть частей, из которых три содержать по три кафизмы, a другие три по четыре.
Во время Великого поста положено, на 6 будничных полунощницах, прочитывать весь Псалтирь два раза. Кроме того, постановлено, чтобы на 3, 6 и 9-м часах (между утренею и вечернею), а также на вечерни и повечерии весь Псалтирь был прочтен также два раза в течение 6 дней недели.
Во время поста ниневитян однажды в день весь Псалтирь должен быть прочтен на полунощнице и утрени.
Кроме вышеупомянутых случаев употребления Псалтири, один какой-нибудь псалом или часть его прочитывается при совершении каждой службы, при крещении, евхаристии, погребении и т. п.
Псалмы обыкновенно поют двое, иногда присоединяются к ним служащие священники и диаконы, а в иное время и миряне. Священники обыкновенно поют их наизусть, а миряне по книжке. Кладут две Псалтири на оба клироса, и когда одна сторона пропоет один стих, то другой стих продолжает другая и т. д. поочередно, пока назначенный отдел не окончится. При заключении псалмопения прибавляют: «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и проч.
6. Кудра или круг служб на все воскресные дни в течение года, на Великий пост, на пост ниневитян. Содержание ее составляют антифоны, гимны и другие песни.
7. Каш-кол – это извлечение некоторых молитв из кудры, употребляемых на полунощнице и вечерни в течение недели круглый год.
8. Гсзза, или сокровищница, содержит службы на все праздники (кроме воскресных дней) в течение года. Она, подобно кудре, содержит антифоны, песни, молитвы и, кроме того, известные главы, относящиеся к предмету праздника.
9. Молитва ниневитян. Это – сборник гимнов в стихах, которые приписывают святому Ефрему Сирину. Книга эта содержит исторический рассказ о несчастии и о плодах покаяния ниневитян, а также увещания к смирению и покаянию, как необходимым средствам для получения прощения.
10. Чин крещения редко бывает в отдельной книжке, а, большей частью, соединяется с чинопоследованием литургии.
11. Литургии; их у несториан три: одна известна под именем апостольской, другая – Феодора Толмача, а третья – литургия Нестория. Литургию Нестория велено совершать 5 раз в году, именно, в праздник «греческих учителей», в последний день поста ниневитян, в праздник св. Иоанна Крестителя, в день Богоявления и в Великий четверток.
Литургию Феодора положено отправлять с первого воскресения Филиппова поста до Вербного воскресения.
Литургия апостольская употребляется во все остальное время года.
12. Чинопоследование брака.
13. Канита – это чин погребения священного лица.
14. Аннида – чин погребения мирян. В этой, равно как и в предыдущей книге, содержатся все наставления касательно омовения тела умершего, а также и другие обряды, какие бывают во все время, пока тело не вынесено из дома; там находятся также песни и молитвы, назначенные для произношения в течение трех дней, которые следуют за погребением.
15. Чин возложения рук при посвящении кого-нибудь в священный сан.
16. Ками – собрание гимнов, имеющих своим предметом жизнь, притчи и чудеса Господа нашего Иисуса Христа, а также увещание к покаянию.
17. Варда – собрание гимнов, написанных Георгием Вардою, знаменитым несторианским поэтом. Песни эти приноровлены к церковным праздникам, частным службам и требам, о которых говорится в начале каждой песни. Некоторые из них поются тотчас по прочтении Евангелия на литургии, a другие употребляются в то время, когда верующие приобщаются св. Даров.
18. Чин прощения содержит службу, которая отправляется при воссоединении хулителей церкви, а так же заключает в себе и молитвы, читаемые над кающимися, прежде чем они приступят к святому Причастию95.
Вот по этим-то книгам несториане и отправляют ныне богослужение общественное и частные требы. Мы изложим только более общественные священнодействия.
В состав священнодействий входит вечеря любви96. Она обыкновенно бывает в какую-нибудь субботу месяца октября. За несколько дней несториане заботятся о приготовлении приношений. Приношения эти состоят из овец и хлебов, которые оставляют при вратах церкви, a после того, как народ приобщится святых Таин, священник выходит, срезывает несколько клочьев волны и бросает их в кадильницу. Между тем как диакон кадит всех предстоящих, священник читает антифон. По окончании антифона, овец разрезывают, и раздают всем присутствующим, точно так же поступают и с хлебом97.
У несториан еще доселе в силе жертвоприношения. – Жертвы обыкновенно приносят как выражение благодарности к Богу или для испрошения от Него какой-либо милости. Животное убивается при дверях церковных, и часто кровью его окропляют порог и верхний брус у дверей. Правое плечо и грудь, за исключением редких случаев, по уставу предоставляются священнику. Священники не получают части жертвы или по нерадению жертвующего, или потому, чтобы, как говорил несторианский священник Грэнту, «не подражать нечистивому примеру детей Илия, которые обращали жертвы в средства собственного обогащения». Кожа с жертвенного животного, по уставу, тоже отдается священнику. Все предстоящие имеют право взять часть жертвы; но часто всю жертву берет себе тот, кто ее приносил, и разделяет ее между своими близкими родственниками и друзьями. Вообще мясо жертвы должно быть съедено в самый день жертвоприношения, впрочем, в доме самого патриарха. Грэнт видел, что жертву съели вечером на другой день98.
Но к самым важным и высоким священнодействиям относятся таинства, а потому мы и обратим на них особенное внимание. При описании совершения таинств мы изложим канонические несторианские постановления касательно совершения таинств и касательно отношения к ним как священнослужащих, так и других, над кем таинства совершаются.
* * *
Мы имеем ввиду древний храм святого Георгия, служащий образцом для устройства других несторианских храмов. (Badger's v. 1, pp. 225, 226 и 227).
Badger's v. 11, p. 155.
Как, например, в храме святого Вениамина и в храме Мар-Матфея (Badger's v. 1, p. 97).
Badger's vol. 11, pp. 16 и 17.
И в древности литургия совершалась каждое воскресенье, еще два раза в неделю, т. е. в среду и пяток; кроме того в праздники мучеников и в дни поста (св . Епифания: ерес. в конце. Златоуста бес. 25 на еванг. Иоанна).
Smith's v. 11, p. 406. Badger's v. 11, p. 242.
Assemani «Bibl. orient.». Т . III, pars 2, p. 387.
Badger's v. 11, p. 132.
Assemani «Bibl. orient.». T. III, pars 2, p. 387.
«The Nestorians» by Grant, стр. 195.
Сведения о названии и продолжительности постов находятся у Баджера: ѵ. 11, pp. 187 и 188, a другие подробности о них нами заимствованы у Ассемани: «Biblioth. Orient.». Т . III, pars 2, p.387.
Во время этого поста несториане посыпают главу свою пеплом и одеваются в рубище («The Nestorians» by Grant, p. 195).
Несториане весьма строго соблюдают пост, и нарушение заповедей церковных на этот счет считают тяжким грехом. В Великом посту они воздерживаются от всякой пищи до обеда, исключая воскресных дней и суббот, когда они принимают пищу по выслушании утренней службы. Пост ниневитян вообще соблюдается весьма торжественно всеми несторинами. Очень немногие принимают пищу в течение этих трех дней поста (Badger's v. 11, p. 188).
Smith's v.11 p. 369. Ainsworth's «Travels in Asia Minor». .vol. 11, p. 281.
В пример схоластической дробности чувств при богослужении у папистов мы приведем несколько стихов из одной их богослужебной книги. В молитвенниках, издаваемых для народного употребления латинским духовенством, встречаются довольно странные молитвы, в роде следующей:
"Десять тысяч раз да благословляют тебя. Пресвятая Дева Мария, великая Матерь Сына Божия, все святые ангелы, архангелы, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы».
"Двадцать тысяч раз да благословляют тебя, Пресвятая Дева Мария, великая Матерь Сына Божия, все патриархи и пророки».
«Тридцать тысяч раз да благословляют тебя, Пресвятая Дева Мария, великая Матерь Сына Божия, все апостолы и евангелисты» и проч. См. в книге «Officium albo colzieune nabo-zenswo», Wilno, 1838 г., стр. 146 и 147. Читая подобные молитвы не можешь понять, отчего десять тысяч раз да благословляют Божию Матерь небесные силы; почему двадцать тысяч раз да благословляют ее все патриархи и пророки, и почему тридцать тысяч раз да благословляют ее апостолы и евангелисты? Почему, наконец, именно столько тысяч раз, а не более или менее? И почему апостолы больше должны восхвалять ее, чем ангелы и др. Странная схоластика!..
Например, литургия протестантов. См. «Христ. Чт.» за 1857 г .июль.
Сведения о богослужебных книгах нынешних несториан заимствованы из «The Nestorian and their rituals» by Badger, v. 11, pp. 19–25.
Badger's v.1, p. 229.
Пo свидетельству Мозгейма, такова была вечеря любви у христиан первых двух веков (Mosheim's «Eccles. Hist.» v. 1, p.54).
«The Nestorians» or «lost tribes» by Grant, p. 165.