Источник

56. Поучение в неделю всех святых

«Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин». (Мф. 10:38)

Из сих слов Христовых мы усматриваем, что тот, кто не несет креста своего, тот недостоин именоваться христианином, быть другом и братом Христовым, причастником страданий Христовых и наследником тех небесных благ, которые уготовал Бог любящим Его. А кто недостоин, тот, очевидно, и не получит их. Христианин: не для того ли при самом крещении возлагается на тебя крест, чтобы ты нес его и переносил его? Не для того ли и на гробе твоем поставляется крест, чтобы всякий видел, что ты был воин Христов и носил крест в сердце и на себе во всю жизнь? Крест – оружие или знамение победы над врагами. Для чего же и давать оружие тебе, если ты им не сражаешься? Для чего знамя победы, если ты им не побеждаешь в жизни своих врагов? Кто возлагает на нас крест? Сам первый крестонесец Христос, Господь. Кто еще? Люди по попущению Божию. Кто еще? Мы сами, если пожелаем. Господь посылает нам бедность, недостатки, лишения, потери вещей, жены, детей, друзей, болезни и разные несчастья, встречающиеся в жизни: если ты любишь Христа и дорожишь вечным своим спасением, неси этот крест со смирением и великодушием. Люди причиняют скорби: отнимают имущество, причиняют всякого рода злострадания. Переноси ты все это со смирением и с терпением, ибо по воле Божией все это тебе посылается. Пожалуй, если желаешь сам ты себе устрой крест, отвергая всякие удовольствия и побеждая страсти. Это зависит от твоего доброго произволения, за то ты сторичную получишь от Бога награду. Похвально делают те, которые для несения креста свободно отправляются в пустыню на великие подвиги. Однако не большей ли похвалы от Бога заслуживает тот, кто в мире, среди всяких соблазнов, искушений и злостраданий живет и отвергает всякие удовольствия, отвергает свою волю, свои желания и побеждает свои страсти. Кто тебя принудит пить чашу удовольствий мира, если ты сего не захочешь, хотя бы она стояла пред твоими глазами? Кто принудит наполнять уста сластями и утробу сытной пищей, если ты решишься соблюдать умеренность в пище и питии? Кто принудит день и ночь трудиться и суетиться для собрания злата и сребра, если ты не прельщаешься ими, если презираешь их, а добытые честностью и правдой употребляешь на нужды убогих братий Христовых и святой церкви? Кто заставит гоняться за почестями и наградами, если ты их отвергаешь? Кто принудит валяться в блате похотей, если ты боишься Бога и хранишь чистоту своего сердца и тела? Разве мало было на свете таких, которые жили в мире, но не для мира и среди удовольствий, но отвергали их, не причастны были им и спасались? Трудно умерщвлять страсти, но не труднее ли переносить от них мучения? Кто из сластолюбцев и роскошных не мучится болезнями утробы, из нетрезвых – страданиями тела? Сколько мук душевных переносит сребролюбец и любостяжатель, и хищник, и обманщик, который хитростью или насилием обирает ближнего и похищает чужое? Сколько душой мучится развратный честолюбец, клеветник, гневливый и завистник? Так не лучше ли освободить свой дух от сих уз греховных, от страстей. Не лучше ли быть покойным душой и сердцем и взять иго заповедей Христовых, тем более что Сам Господь сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть»47. Не лучше ли полюбить Христа, Евангелие, церковь, благодать Духа Святого и всегдашнее душевное спокойствие, нежели мир и плоть, и страстные, мучительные удовольствия мира? Правда, что это значит – умертвить навсегда свои желания, презреть волю, отсечь все грешные прихоти и все страсти. Но кто испытал их, тот на деле не убедился ли в том, что страсти доставляют человеку не столько удовольствия, сколько скорби, не столько утешения, сколько мучения? Если не нести креста, то для чего носить и имя христианина? Для чего пользоваться таинствами? Для чего желать быть другом Христовым? Ведь пламень страстей, непотушенный благовременно будет гореть и во гробе, и во всю вечность, ибо душа не умирает никогда. Страсти суть сети, в которые бесы уловляют и влекут душу в глубину адову. Вот почему необходимо отсекать их заблаговременно и идти по путям заповедей Христовых, если желаем себе вечного спасения. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle