55. Поучение против пьянствующих
Из священной истории мы усматриваем, что Бог для вразумления грешников посылал иногда человеков, например, праведного Ноя пред потопом, Лота в Содоме и Гоморре, Пророка Илию для обличения нечестивого Ахава и Иезавели, Пророка Иону для обличения Ниневитян. Иногда устами животных обличал нечестивцев: так ослица Валаамова вразумила человеческим гласом Валаама, чтоб он ее напрасно не бил. Однажды глас Божий был к Моисею из огня, иногда от святой иконы речь была обращена к человеку. Все это доказывает всемогущество Божие, все это было чудесно и достойно удивления, даже диавол, вопреки своей злой натуре, исполнял иногда волю Божию и волю святых и говорил к человекам.
Нас не мало удивило то, что в одно время величайший враг Христа и христианства еврей сделался проповедником. Неверующий принялся вразумлять верующих христиан. В г.Полтаве в день праздника Сретения Господня один проезжающий чиновник зашел в 8 часов утра в питейный дом. Вдруг видит этот дом, наполненный православными христианами, в самом жалком и отвратительном положении, пьянственном, ибо одни из них не могли говорить складно, другие ходить, а иные лежали уже на полу от хмеля. Наконец еврей кабатчик стал уговаривать остальных, которые еще не потеряли памяти и разума, чтобы они шли домой. И когда они не послушались, он обратился к ним с следующими словами: «Эх, братцы! Не годилось бы так делать христианам в праздник. И достойны ли подобные христиане называться таким именем!.. Смотрите, вы называете нас жидами неверными, а посмотрите на этих жидов, на этих неверных: так ли они проводят свои праздники? Валяются ли они по трактирам в такие дни, как вот вы, христиане? И вы думаете, что все это ничего не значит? Эх, братцы, братцы! не мне бы говорить, не вам бы слушать. Знаете ли, что такими вашими поступками, таким поведением оскорбляется не только святость праздника, но имя самого Бога или, как вы называете, Христа... Что вы мараете собою в глазах неверных и все общество христианское? Пора бы вам, братцы, покаяться или хоть других не называть неверными»46. Такова была речь, такова проповедь еврея к православным христианам, не Бог ли вразумил и просветил этого еврея? Желательно, чтобы побольше таких проповедников встречалось в наших питейных и развратных домах, ибо если они не слушают наших пастырских поучений, не почитают святых праздников, а бесчестят их пьянством и разными худыми делами, то пусть бы хоть евреи неверующие принялись вразумлять их, тем более что нам, пастырям, не достает времени, да и неприлично являться в питейные и распутные дома с проповедью. Боже! Боже! до какого безобразия доводят себя христиане, что уже самые враги Христа – евреи делаются их проповедниками и обличителями! Поверьте, что на страшном суде Божием Бог поставит сего еврея лицом к лицу пред пьяницами христианами во свидетельство и в укоризну нечестивцев. Если нас не слушают пьяницы, то пусть хоть евреев послушают. Если мы своими поучениями не можем вразумить и исправить их, то пусть вразумляют их враги Христа, которые их обирают. Впрочем, Господь может и всю природу заставить говорить в защиту и ограждение своей Божеской славы, и в обличение нераскаянных грешников, и огнь, и воду, и громы, и зверей лютых, и болезни, и войну, пока заговорит, наконец, чрез смерть, и суд, и ад.
Боже! Боже! вразумляй нас, какими знаешь средствами, только спаси и помилуй нас. Аминь.
* * *
Домашняя беседа 1870 г. Янв. стр. 49