О немощи
Ах, тварь совоздыхает человеку и болеет из-за греха его…
«Ибо страдающий плотью перестает грешить» (1Пет.4:1–2). Да, стоит подумать. Когда благой и всеблагий Владыка и Боже наш видит, что иные часто бывают ленивы для подвига, тогда уже смиряет Он плоть немощью, как менее трудным подвигом (лествица). И слава Богу, это нам для смирения сугубого. На большую пользу (…) Нам болезнь. Во многих отношениях. Ах, да не пропустим уроков жизни (…) Это – особый дивный и прекрасный вопрос о пользе для души самых немощей, и вообще об отношении к ним. А немощи дух. нужно не только избывать, но и поучаться из них и благодарить Бога (…) Возблагодарим Господа, смиряющего нас нашею немощью. Чувствовать немощь нам очень полезно. Бог смиряет нас. (…), Господь даст яркое познание (…) чувствовать свою немощь и заметь… когда душа полна прекрасного… Бог даст, в будущем ты уже сама будешь знать незабытно свои немощи и Господь силою Своею будет укреплять тебя. Знать свои немощи надо не только телесные, но и душевные, знать цену своим силам. Надо не забывать немощей своих душевных и телесных и взывать с мытарем: «Боже, милостив буди мне грешному»… Вот и надо и знать немощь свою и укрепляться в молитве и простоте… Так и нужно призывать благодать на помощь немощи нашей.
Малосилие спасительно. Болезнь для того, чтобы опомниться, встряхнуться, в усердии приняться за себя и в простоте постоянно спасаться. Совесть напоминает (в болезни) все сделанное несуразное (в жизни). (Много передумалось за время болезни) Да, вот уже и много сделано этим. (За какие грехи болезнь?) Все вообще не за что, а для чего?
Ах, болезнь делает нас лучше.
Если человек в болезни не теряет кротости, он может не лечиться, а если болезнь сказывается на душевном состоянии, то уже лучше полечиться. Св. Феофан Затворник говорит, что нам лечиться нельзя, а подлечиваться можно… (31/III 27). Старец не жалеет о болезни и смерти, а о том, если чадо не сделало добра… Я немощь прощаю и к ней снисхожу, меня более огорчает окаянство… (О слабости физической при тишине внутренней). Это смиряет и полезные стремления внешние тоже исполнить все. (Встала, чтобы оказать гостеприимство гостям). Конечно, хотя иногда лежать будет смиреннее (при скверном самочувствии). (Не хватает даже на легкую и простую беседу) Это сил не хватает – ни телесных, ни духовных. Смиряйся – это от немощи ((…) Неудовлетворенности). Смиряйся – это нам полезно
(На полях)
Видно, нам по силам очень немногое, и надо сокращаться. Печально не мочь делать всего, что хочешь и рвешься, но придется смириться.
(благим настроениям (…)) Эта грусть от недостатка сил, и телесных и духовных… Молись, молись. А плач понятен: неравновесие и телесное и духовное им разражается. (О состоянии расслабленности) для смирения твоего… Господь и попустил познать немощь и облегчил… (Не было сил разговаривать) а вздохнуть во время разговора ко Господу?.. (опять утро началось не так как хотелось) Для смирения нашего. Но наше дело – стараться быть аккуратными, безупречными… Возможно, что озноб был из-за нервного состояния, но и все это вообще от слабости. Вот как мы слабы, – чег ж удивляться, усталость физическая и от впечатлений, это надо учесть для своей духовной жизни… Да, так мы зависимы от нашего внешнего человека. Ах, осел наш требует снисхождения нашего и тело смиряет нам.
(На полях)
О сильных впечатлениях. Еще бы! Но внутрь, внутрь. Да, этими случаями научаемые нашему неравновию так не хватает на нас нашего осла…
Нам не хватает рассудительной выдержанности. Приучись в спокойствии (полежать). Это для воспитания души тоже полезно.
А вижу слабенькая – будешь смиряться (…) А изнеженность исподволь подчиненно нужно избывать, воспитывать себя на большей суровости в отношении внешних условий.
Немощь
(Энергии не было и голова не варила) Фосфор нужен, и духовный фосфор.
(нервность?) Да. (проявилась в веселости) Но это хороший выход ей. (потом каялась в легкомыслии). Да, конечно.
(трудно было (…)) Нет, ты д.б. сказать, что тебе трудно, а там как благословят.
(трудно представить куда нибудь идти. Лень?) Нет, слабость душевная.
(одно только ощущение слабости физической) Это тоже путь ко спасению.
(ела до лит. рросф., с пустым кишечн. трудно петь) Можно, и даже нужно!
(состояние неважное) Бедненькая, но вот как (…), что тут немощь тела не одолела духа.
Немощи физич. надо потерпеть, а нечего о них трубить. (20/VI 29)
«Невидимых враг моих неусыпание веси Господи и неможения окаянные плоти веси…»
Понести ее надо нам (тяготу) и не будем рассуждать об этом, а о том, чтобы спастись…
Да, как-то в немощи нашей крепко, крепко становится.
Нельзя разленяться, но нельзя и не давать отдыха. Недоотдыхать, особенно с благословения и с сознанием своей слабости. Законный отдых. Неплохо и поосудить себя. Можно уменьшать количество земных поклонов в те дни, когда нездорова, и даже рекомендуется, замени самоукорением… Это простительно (сон от усталости) Но это не значит, что из своей слабости можно сделать мягкую подушку. Это должно учить нас смирению и уравновешенности в самом подвиге. Важнее мягкой постели, что нужно сосредоточеннее жить. Ведь у сурового жития есть и м.б. и обратная сторона: 1) вынесешь ли 2) не уязвишься (между прочим, я вспомнила пр. Иоанна Лествичника)
(Как удручает плоть) Да, смиряет. Смирись! Св. оо. говорят, что пл. искушение бывает от немощи и для смирения. Борись, да не будешь (…)
Ах, как мы ничтожны! Смиримся и будем удовлетворять этой потребности.
(«Ела с жадностью, противно») Вероятно, потребность организма такая, поэтому не противно, а смиряться нужно пред этими потребностями. (Уплетала хлеб с маслом) Так и нужно, со смирением. А ты лучше, похулив себя, слушайся (ешь), а не рассуждай об этом – не стоит…
(О разрешении певчем съесть больше) Да, и в Зосим. разрешалось совершенно определенно. Умеренность, умеренность! Но у нас в Зос. пустыни после всенощной певчим чай позволяли пить…
(о вечернем богослужении с опозданием) Это бывает «труда ради единаго» бывшего. Выражение устава. Устав относится с внимательным снисхождением к немощи человеческой.
Пост сам поднимает, как на облако и баюкает волнами благодатными, а какое же блаженство бывает у таких, которые приложили еще и свет старания, и труды! О, таким особенно ясно и чисто становится, и Бог ближе, между прочим и потому, что плоть……… была и не вздымается так на дух, а значит, самость уязвляется, усиливается же сознание немощи, ненадеяния на себя, – и усиливается упование на помощь Божию. Надеющиеся на Господа возмогут, а при забвении немощей ………………………., – почувствуется немощь его еще сильнее…
Будем всячески отвращаться своего, отвергаться себя, надеяться только на Него. (9/II 31)