Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Судить

В Библии глагол «С.» имеет несколько значений: «разбирать спорные дела», «выносить приговор», «вершить суд» (⇒ Судьи ⇒ Право, правосудие), а также «судить о ч.-л. вообще».

I. Бог Сам будет судить Свой народ (Втор. 32:36), как и все народы земли (Пс. 9:9; Пс. 109:6; Мих. 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Ис. 11:3; Деян. 17:31; Рим. 2:16). Бог судит нелицеприятно (1Петр. 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов. 13:9; Пс. 34:24).

II.Суд Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:1; Лк. 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (Рим. 2:1; Рим. 14:13), чужого раба (Рим. 14:4) или своего брата (Рим. 14:10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иак. 4:11), поскольку действует не из любви.

III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1Кор. 2:13; Деян. 15:1; ⇒ Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1Кор. 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе «внутренних», т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1Кор. 5:11; 1Тим. 5:20.24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или ⇒ соблазну (Рим. 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (Гал. 2:11.14; 1Тим. 5:20) и двух-трех свидетелей (2Кор. 13:1; 1Тим. 5:19) уладить спорный вопрос.

В Мф. 18:15–18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1Кор. 5:13), и даже к преданию сатане (1Кор. 5:5; 1Тим. 1:20; ср. Мф. 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (Кол. 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1Кор. 6:1–8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: «если бы мы судили сами себя» – и соответственно поступали бы или искали бы прощения, – «то не были бы (более) судимы (Богом)» (1Кор. 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1Кор. 4:4). ⇒ Исповедание ⇒ Увещевание ⇒ Свет (II,4).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle