Глава 8. Русская Православная Церковь в XX веке

Подготовка Поместного Собора. Последним российским императором был Николай II, благочестивый человек, искренне желавший наладить положение Церкви в своем государстве. Он сочувствовал желанию церковных деятелей созвать Поместный Собор и обсудить вопрос о восстановлении патриаршества и других необходимых преобразованиях в церковной жизни. Против этого был обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, которому император доверял. Тем не менее в 1905 г. удалось начать работу по подготовке Собора. Всем епархиальным архиереям была разослана анкета, содержавшая вопросы относительно желательных преобразований в управлении и жизни Церкви. Ответы, пришедшие от епископов, были затем изданы в нескольких томах. В 1906–1907 гг. при Святейшем Синоде действовало Предсоборное Присутствие в составе известных иерархов, профессоров духовных академий и видных церковно-общественных деятелей. В его задачу входило выработать на основании отзывов епархиальных архиереев программу будущего Собора. Однако, несмотря на большую подготовительную работу, Поместный Собор созвать тогда не удалось. Это стало возможным только после падения, монархии в 1917 году.

Праведный Иоанн Кронштадтский. В XIX и в первые годы XX столетия прославился еще один праведник – протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Молодым священником, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии приехал он в портовый город Кронштадт, недалеко от Петербурга. Это был его первый приход, и в нем он оставался всю жизнь.

Как и во многих других портовых городах, жизнь в Кронштадте отличалась испорченностью нравов. Останавливаясь там после долгих плаваний, матросы кутили и напивались, а попойки кончались драками. В Кронштадт из Петербурга высылали бездомных и нищих, подобранных на улице. Жили эти опустившиеся люди по краям города в скверных лачугах. Там царили нищета, грязь, безысходность.

Отец Иоанн сразу понял, что именно эти люди – его прихожане и о них он должен заботиться. Особенно тяжело ему было видеть в этих условиях детей, и в первую очередь он старался привлекать их к себе и заботиться о них. Отец Иоанн понимал, что нельзя учить добру людей, не помогая им в их нужде. Сначала он раздавал все свои деньги, так что дома у него ничего не оставалось, но он скоро понял, что такой его помощи недостаточно. С помощью привлеченных им людей он создал в Кронштадте целый городок, который назывался «Домом трудолюбия». В нем были фабрики и мастерские, на которых работа не требовала особых знаний или силы, где было занято около семи тысяч человек. Были там школа для детей, библиотека и приют для маленьких ребят, матери которых работали. Летом устраивались летние детские колонии. Был большой дом, где могли ночевать бездомные.

Но главным делом отца Иоанна была молитва и духовная помощь, которую он оказывал людям. Он прослужил в городском соборе пятьдесят три года и стал наставником и руководителем не только жителей Кронштадта, но и людей, разбросанных по всей России. Тысячи людей приходили исповедоваться к нему. Сначала он проводил целые часы с каждым, а потом ему приходилось исповедовать сотни людей сразу на общей исповеди. Он читал молитвы перед исповедью, а потом говорил проповедь. Многие исповедующиеся плакали и каялись вслух, а отец Иоанн стоял и молча молился, а по лицу его катились слезы.

В Петербурге он навещал тяжелобольных, к которым его звали. Очень часто по его молитвам больные выздоравливали. Таких исцелений было так много, что до сих пор во многих русских православных семьях помнят о каком-нибудь случае его чудесной помощи.

Октябрьский переворот 1917 г. и его последствия для Церкви. В начале XX века революционное движение в России было уже довольно сильным. В феврале 1917 г. в разгар первой мировой войны произошла революция. Государь Император был вынужден отречься от престола, и страна опускалась в состояние хаоса. Этим воспользовались большевики, устроившие в октябре того же года переворот и установившие коммунистическую власть. Существенной частью коммунистического учения было отрицание Бога и убеждение в том, что религию следует изъять из народной жизни. В течение семидесяти лет коммунистическая власть всевозможными способами старалась это сделать. Можно наметить несколько разных периодов этой антирелигиозной деятельности, последствия которой оказались для Церкви весьма тяжелыми.

Поместный Собор 1917–1918 годов. В самый первый период после революции, в августе 1917 года, в церковной жизни произошло очень важное событие – был созван Поместный Собор Православной Российской Церкви, первый после перерыва в более чем двести лет. В Москву съехались и архиереи, и выборные представители духовенства, монашествующих и мирян, среди которых были видные профессора духовных академий и университетов, а также миряне разного звания, работающие для Церкви. Надо было обсудить много важных вопросов: как наладить управление Церковью, как сделать богослужения более понятными для молящихся, как улучшить состояние церковных школ, как лучше готовить будущих священников к их миссии, как наладить приходскую жизнь.

Самое главное, что удалось сделать собору, – это восстановить патриаршество в России, принять Определения о высшем церковном и епархиальном управлении, а также Приходской Устав.

В ноябре 1917 г. состоялись выборы Патриарха. Прошло только несколько дней после того как затихли на улицах Москвы последние бои и к власти пришли большевики. Величественный храм Христа Спасителя, рассчитанный на двенадцать тысяч человек, был переполнен. Еще перед началом Литургии из Успенского собора в Кремле, пострадавшего во время боев, была принесена древняя Владимирская икона Божией Матери и поставлена на аналой в середине храма. Перед ней на столике стоял ларец – ящичек, в который были положены три записки с именами трех епископов, выбранных на Всероссийском Церковном Соборе, собравшемся в августе 1917 года.

Три епископа получили больше голосов, чем все другие, но окончательный выбор был оставлен на волю Божию.

После Литургии и молебна из алтаря вывели древнего старца Алексия, затворника пустыни, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, где он уже много лет жил и молился в полном одиночестве. Только приказание церковной власти заставило его приехать в Москву на Собор. Старец Алексий перекрестился и, не глядя, вынул записку. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (священномученик, пострадавший в Киеве 25 января 1918 г.) громко прочитал имя:

– Тихон, митрополит Московский...

– Аксиос! (Достоин!)

И все духовенство, вся толпа в храме стали громко восклицать: «Аксиос! Аксиос!» Хор запел «Тебе Бога хвалим...» И весь народ присоединился к пению.

Так Патриархом Московским и всея России был выбран святитель Тихон (Беллавин) (1865–1925).

Почти никакие намеченные Собором реформы не удалось провести в жизнь. В ноябре 1917 года к власти пришли большевики. Новая власть считала, что вера в Бога должна исчезнуть из жизни народа. Единственное, что власть разрешила Церкви, – это совершать богослужение в храме. Все остальное – обучение детей, помощь бедным и больным, церковные школы, миссионерская работа, всякое участие Церкви в жизни страны – было запрещено.

Гонения на Церковь. Первые месяцы после большевистского переворота духовенство и церковные деятели были просто приравнены к тем классам общества, которые были объявлены «врагами народа», – офицерам, помещикам, чиновникам, буржуазии. Были аресты, были расстрелы без суда и без особой системы. Более организованная волна гонений на Церковь поднялась в 1922 г., когда в России начался страшный голод, охвативший территорию Поволжья. Голодало тогда до двадцати трех миллионов человек, многие из них умирали. Все, кто мог, помогали голодающим. Помощь шла в основном из-за границы. Хотела, конечно, помочь голодающим и Церковь, отдав на это свои драгоценности. Патриарх обратился ко всем приходам и монастырям, прося их жертвовать все, что они могут, на помощь голодающим: драгоценные оклады икон, всякие церковные украшения. Он надеялся, что в этом общем добром деле отношения между Церковью и государством станут лучше.

Но советская власть не хотела, чтобы церкви жертвовали свои драгоценности и принимали участие в помощи голодающим. Было объявлено, что советская власть будет отбирать драгоценности в храмах и сама будет распоряжаться тем, как их употребить.

Сразу начались затруднения. В приходы и монастыри стали приезжать специальные комиссии. Они врывались в храмы, срывали украшения с икон, забирали чаши для причастия, кресты, сбрасывали все в кучу на полу, при этом нередко насмехались над верующими. Сбегался народ, люди возмущались, иногда оказывали сопротивление изъятию церковных ценностей. Это дало повод большевикам развернуть по всей стране репрессии против духовенства и активизировать антирелигиозную компанию.

Летом 1922 г. был арестован митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Его предали суду за то, что он сопротивлялся сбору драгоценностей. С ним вместе судили восемьдесят шесть человек – епископов, священников и мирян.

Начался суд. Митрополита обвиняли в том, что он был против отдачи драгоценностей на помощь голодающим, что он нарочно устраивал столкновения с властями.

Митрополит отвечал спокойно и просто: он всегда был за помощь голодающим, но хотел, чтобы драгоценности жертвовались, а не отбирались силой.

– Я не враг народа, я верный сын народа, всегда любил его и счастлив, что и простой народ любил меня и выбрал на то место, которое я занимаю в Церкви.

Это было все, что митрополит сказал о себе. Но он довольно долго говорил в защиту тех людей, которых судили вместе с ним. После его речи все молчали. Наконец, председатель суда сказал:

– Вы все говорили о других. Нам бы хотелось, чтобы вы сказали о себе самом...

Митрополит, который уже сел, опять поднялся.

– О себе? Что же я могу сказать? Я не знаю, какой будет ваш приговор: жизнь или смерть, но что бы вы ни решили, я только перекрещусь и скажу: «Слава Богу за все», – и он широко перекрестился.

Это было его последнее слово.

В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. митрополит Вениамин, а также архимандрит Сергий и миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. Говорят, что перед расстрелом их всех обрили и одели в лохмотья, чтобы нельзя было их узнать. Митрополит шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.

В эти же годы власти стали закрывать храмы и монастыри. Храмы превращали в склады или в рабочие помещения, часто их взрывали или сносили. В этом энергично принимал участие созданный правительством Союз воинствующих безбожников, члены которого глумились над верующими и выбрасывали и уничтожали иконы и священную утварь. Иногда верующим удавалось спрятать у себя дома особо чтимую икону, но и дома иконы никому нельзя было показывать. Верующим людям надо было скрывать свою веру на службе, на работе, в школе.

В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя в Москве, расписанный лучшими русскими художниками, в котором состоялось избрание Патриарха Тихона. По официальным данным, в довоенное время было закрыто 41 968 церквей, но на самом деле их число гораздо больше. Тогда же множество священников и активных мирян было расстреляно.

«Живая Церковь» и обновленцы. В мае 1922 г. Патриарх Тихон был арестован. В это время в Церкви началось разделение. Некоторые священники думали, что надо продолжить реформы, начатые Собором 1917–1918 гг., и сотрудничать с советской властью. Присоединилось к ним и несколько епископов. Они стали называть себя «Живой Церковью», или «обновленцами». При этом советская власть всячески способствовала церковному расколу. Арестованного Патриарха Тихона и других епископов, верных Патриарху, держали в полной изоляции, не давая им общаться с Церковью, а обновленцы создали свое «Высшее Церковное Управление», созвавшее в 1923 г. «Поместный Собор», на котором был осужден Патриарх Тихон. Однако православный народ в своем подавляющем большинстве сохранил верность своему первосвятителю, и это позволило сохранить каноническое управление Церковью в тех необычайно тяжелых для нее условиях.

Кончина Патриарха Тихона. Неожиданно в июле 1923 г., по-видимому, по настоянию Британского правительства, с которым большевики тогда установили дипломатические отношения, Патриарх Тихон был освобожден и снова взял в свои руки управление Церковью. Любовь народа к Патриарху была так велика, что влияние «Живой Церкви» сразу ослабело, так что духовенство и иерархи, оказавшиеся было в расколе, стали возвращаться под его управление. Последние два года своей жизни святитель Тихон употребил на восстановление церковного управления. Несколько раз на жизнь Патриарха были совершены покушения, а в ноябре 1924 г. вместо него был убит его келейник.

В январе 1925 г. святитель Тихон заболел, и его перевезли в клинику. В день Благовещения он почувствовал себя очень плохо. К нему приехал митрополит Крутицкий Петр (Полянский), бывший тогда его ближайшим сотрудником, и долго оставался у него. Наконец митрополит Петр вышел с какой-то бумагой в руках (это было послание Патриарха Тихона, получившее затем известность в качестве его «завещания»). Патриарх лег в постель, но сердце работало все хуже и хуже. Минута проходила за минутой. Патриарх спросил:

– Который час?

– Без четверти двенадцать.

– Ну, слава Богу, – сказал Патриарх, точно ждал этого часа, и стал креститься. – Слава Тебе, Боже, – сказал он, перекрестился, – Слава Тебе... – поднял руку, чтобы перекреститься еще раз, и тихо скончался.

Церковные нестроения. Незадолго до своей кончины Патриарх Тихон, в соответствии с поручением Поместного Собора, данным ему еще в 1918 г., назначил трех иерархов в качестве кандидатов на должность Патриаршего Местоблюстителя, то есть заместителя Патриарха на случай его ареста или кончины, до тех пор пока не откроется возможность созвать Поместный Собор и избрать нового Патриарха и органы Высшего Церковного Управления (Священный Синод и Высший Церковный Совет). Из этих иерархов митрополиты Казанский Кирилл (Смирнов) (ум. 1937) и Ярославский Агафангел (ум. 1928) были тогда в ссылке, так что в должность Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Крутицкий Петр. Тогда «обновленцы» предложили ему «примирение», которое бы открыло возможность созыва Собора, на что требовалось разрешение советской власти. Однако святитель Петр не пошел на это, потребовав от раскольников безусловного покаяния в их грехе против Церкви. На своем «Соборе» в октябре 1925 г. «обновленцы» выдвинули против митрополита Петра политическое обвинение в «контрреволюции», на основании которого он был арестован и без суда сослан на Крайний Север. Там он оставался двенадцать лет, а в 1937 г. был расстрелян.

Согласно письменному распоряжению митрополита Петра от 10 декабря 1925 г. в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). В Церкви тогда началась новая волна нестроений в связи с появлением новых расколов при невозможности созвать канонический Поместный Собор.

Митрополит Сергий очень хотел установить мирные отношения с советской властью – Церкви надо было как-то наладить свою внутреннюю жизнь в антихристианском· государстве. Думали об этом и другие епископы. В мае 1927 г. те из них, кто находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (в который в 1923 г. был превращен Соловецкий монастырь), направили в адрес правительства СССР свое обращение, где утверждали, что хотя марксизм и христианское учение несовместимы, тем не менее Церковь должна иметь право на легальное существование и не подвергаться гонениям, будучи лояльной советской власти в гражданской области. Это послание не удовлетворило советскую власть. В свою очередь в июле того же 1927 г. митрополит Сергий написал свою декларацию, опубликованную в газете «Известия», в которой заверял советскую власть в лояльности Церкви, при этом умалчивая о гонениях. Эта декларация внесла смущение в среду православных. При этом большинство епископов, хотя внутренне и не были согласны с декларацией, посчитали, что в ней все-таки нет никакой ереси, то есть неправильного учения о вере, и поэтому не отказывались признавать митрополита Сергия в качестве предстоятеля Церкви. Однако выход декларации совпал с отделением от митрополита Сергия ряда епископов, считавших, что он превысил свои полномочия временного заместителя Патриаршего Местоблюстителя, в частности переводя епископов с одной кафедры на другую, хотя и, очевидно, под давлением властей. Эти епископы, а также некоторые священники и миряне отошли от митрополита Сергия, отказываясь поминать его имя за богослужением. Так образовалась «Катакомбная Церковь». Между тем к концу 30-х гг. храмов оставалось так мало, что большинство верующих просто ходили в ближайший храм, все равно какого направления. В районах, где не оставалось ни одной открытой церкви, службы совершались тайными священниками, переходившими с места на место.

Устраивались и подпольные братства, поддерживавшие духовную жизнь своих членов и помогавшие нуждающимся и преследуемым.

Положение духовенства в СССР. Трудно представить себе, как тяжело было положение духовенства в СССР в довоенный период. Священников арестовывали, ссылали, придираясь к нарушению каких-нибудь новых специально устанавливаемых для этого правил: за неуплату вовремя страшно высокого налога, которым облагали приходы и священнослужителей, за проповедь, которая не понравилась местному начальству, за выдуманную антисоветскую деятельность, наконец, «шпионаж». Страдали и семьи священников. Их детей не принимали в высшие учебные заведения, их происхождение принималось во внимание при приеме на работу. Не все могли это переносить, не все были готовы страдать за веру.

Война 1941–1945 годов. Во время войны положение Церкви несколько изменилось. С одной стороны, Сталин понял, что в такое страшное время Церковь может поддержать дух народа. С другой стороны, советскому правительству нужно было показать западным союзникам по антигитлеровской коалиции, что в СССР есть свобода совести. В сентябре 1943 г. Сталин принял митрополита Сергия и согласился на ряд его предложений: спешно созвать собор для выбора Патриарха, разрешить открыть несколько семинарий для подготовки священников, вернуть Церкви некоторые храмы и монастыри, разрешить издание «Журнала Московской Патриархии» и другой самой необходимой литературы. Тогда же из заключения были освобождены некоторые уцелевшие епископы и священники.

В сентябре 1943 г. митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Избран он был Архиерейским Собором, спешно созванным и состоявшим только из девятнадцати епископов, которых тогда удалось доставить в Москву. Голосование было открытым, а, следовательно, не свободным. Восемь месяцев спустя, 15 мая 1944 г., Патриарх Сергий скончался.

В январе 1945 г., вновь был собран Собор для выборов Патриарха, на этот раз названный «Поместным». В Соборе участвовало сорок шесть епископов, восемьдесят семь священников и тридцать семь мирян. Собор открытым голосованием избрал Патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Новый Патриарх был признан некоторыми видными деятелями Катакомбной Церкви, такими, например, как епископ Афанасий (Сахаров) (ум. 1962), который призывал своих духовных чад вернуться в Патриаршую Церковь.

Положение Церкви после войны. Облегчение в жизни Церкви, происшедшее во время войны, длилось недолго. В период 1958–1964 гг., когда возглавлявший коммунистическую партию и советское правительство Никита Хрущев провозгласил курс на построение коммунизма, антирелигиозная и антицерковная кампания развернулась с новой силой. Из 13500 храмов, действующих в СССР к этому периоду, более половины были закрыты. Также подверглись закрытию большинство монастырей и духовных семинарий.

Особое внимание уделялось тогда воспитанию детей и молодежи в духе безбожия. Во всех школах на это были ориентированы учебные программы по различным дисциплинам, а в высших учебных заведениях был введен специальный курс «научного атеизма». Многочисленная антирелигиозная литература вновь стала выходить массовыми тиражами.

При этом коммунистическая власть не отказалась от цели полностью подчинить себе внутреннюю жизнь Церкви. Для этого под давлением правительства в 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре был созван Архиерейский Собор, на котором был установлен порядок, лишавший священника права участвовать в управлении хозяйственными делами прихода. По действовавшему советскому законодательству каждый приход должен был иметь по крайней мере двадцать учредителей – «двадцатку» (советские органы обычно следили, чтобы их не было больше), при этом три члена этой «двадцатки» (староста, его помощник и казначей) образовывали приходской совет. К тому же собрание «двадцатки» могло устраиваться только тогда, когда приходской совет сочтет это нужным, и только с разрешения местного исполкома. Это положение еще более подчиняло жизнь приходов местной государственной власти.

Патриарх Алексий I скончался на девяносто третьем году жизни в 1970 г., и год спустя вместо него был избран Патриарх Пимен (Извеков) (1910–1990), переживший и тюрьму, и лагерь, и военную службу во время войны.

На Поместном Соборе 1971 года, избравшим открытым голосованием Патриарха Пимена, было принято одно важное решение: признать старообрядцев православными и снять с них все наложенные на них Московскими Соборами в XVII в. клятвы. Вопрос об этом стоял еще на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Речь идет о том, что хранение старого обряда не должно быть препятствием для единства с Православной Церковью.

Между тем течение церковной жизни в 70-е – 80-е гг., несмотря на внешние трудности, продолжалось. Хотя из жизни уходили поколения прежних прихожан, родившихся еще до революции и получивших религиозное воспитание в семье, храмы не пустовали, и в толпе богомольцев все чаще можно было видеть лица молодых образованных людей. Верующие молодые люди знакомились друг с другом. Более смелые устраивали кружки по изучению религиозных вопросов. Религиозные книги попадали в нашу страну тогда главным образом из-за границы и распространялись здесь порой даже за счет перепечатывания их на машинке. Наиболее ревностные пастыри находили новые способы проповеди веры Христовой, привлекая к себе ищущих путь к Церкви.

После 1988 года. К 1988 г. в стране стали происходить большие перемены. Прежняя коммунистическая идеология находилась в состоянии глубокого кризиса. Это совпало с празднованием 1000-летия Крещения Руси. В связи с этим при новом руководителе советского государства Михаиле Горбачеве отношение власти к Церкви изменилось. Ей стали возвращать храмы и монастыри. В газетах, журналах и телевизионных передачах стали появляться материалы о Церкви, о ее роли в истории России, о добром влиянии на нравственную жизнь людей. Можно было надеяться, что церковная жизнь после долгих лет страданий и преследований придет в норму.

В июне 1990 г. после кончины Патриарха Пимена был созван Поместный Собор для выборов нового Патриарха. Это был Собор, на котором впервые после 1917 г. состоялось тайное голосование с правом голосовать за любого епископа. Тогда был избран Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер) (род. 1929). Под его руководством Русской Православной Церкви предстояло залечить страшные раны семидесятилетнего лихолетья, просветить сотни тысяч людей, возвращающихся к вере, помочь всем страдающим и обездоленным.

В 1991 г. в истории нашей страны произошли новые перемены. Распался Советский Союз, коммунистическая идеология перестала быть господствующей. Все это поставило перед Россией новые проблемы, от которых Церковь также не может быть в стороне.

Да поможет нам Господь жить и трудиться во славу Божию и на пользу Святой Православной Церкви.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Пользуясь современной церковно-исторической литературой, подготовьте рассказы о жизни и трудах праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

2. Обсудите в классе следующий вопрос:

– Какие испытания пережила Церковь в нашей стране в советский период ее истории?

Комментарии для сайта Cackle