Источник

Слово на неделю всех святых, говоренное в Херсонском соборе 26-го мая 1863 г.

Темже убо и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей. Слова Апостола Павла из послания к Евреям (12:1)

Но что это за свидетели, коих св. Апостол видит в таком множестве, что уподобляет их небесному облаку? Из описания, какое дает им сам же Благовестник веры Христовой видно, что это суть люди, жившие в сем мире любогреховном, но победившие мир с его искушениями верой в Искупителя. Это суть люди, подобные нам во всем, имевшие такую же природу, такие же наклонности, такие же силы, или лучше, такое же бессилие, но силой веры и благодати так возвысившиеся над немощами естества человеческого, что нам ленивым и грешным трудно не только подражать им, но и верить. Это суть люди, из коих одни терпели за правду осмеяние и побои, узы и темницы; а другие были мучимы и умерли, побитые камнями, заколотые мечом, распиленные пилой. Это суть люди, жившие на земле подобно странникам и пришельцам, ходившие в овечьих и козьих кожах, во всем терпящие лишения и оскорбления от мира, который весь не стоил и одного из них. Словом, это суть человеки Божии, праведники ветхозаветные, пребывшие непоколебимо в вере и засвидетельствовавшие свое верование святой жизнью, а многие и мученической смертью.

Но в настоящий день мы совершаем праздник в честь и похвалу подвижников благочестия, не ветхозаветных только, но и новозаветных, – в честь всех святых, до Христа и по Христе благоугодивших Богу и составляющих ныне небесную Церковь. Итак, в настоящее время мы имеем не облак только, а целое небо свидетелей веры и благодати, коими истинные рабы Христовы стяжали венец славы в обителях наднебесных.

Но для чего мы творим празднственную память о сих духах праведников, уже достигших совершенства (Евр. 12:23) и блаженствующих пред престолом Триипостасного? Есть ли основание так ублажать их и чествовать, тогда как они – в ином мире и для нас невидимы? – Есть, братия, и весьма важное. Св. Церковь, движимая непрерывным действием Духа Божия, ничего не учреждает без премудрых причин и целей. И вот, она, богомудрая, узаконила воспоминать и чествовать всех праведников, преселившихся в вечность, потому что праведники, по слову Божию, во веки живут (Прем. 5:15) не только на небе, но и на земле; потому что память их пребывает в род и род с похвалами и среди благословений, пред очами не Бога только, но и людей; потому что они, будучи живым и богоосвященным кивотом благодати во времени, соделались возлюбленным селением Славы Божией (Псал. 25:8) на целую вечность. Но сего недовольно.

Мы чествуем и ублажаем святых Божиих, потому что все они суть отцы и братия наши по духу веры Христовой и по той любви, которой соединены с нами неразрывно; ибо любовь истинная николиже отпадает (1Кор. 13:8). Богопрославляемые праведники, будучи одного с нами естества, составляют и одну с нами Церковь Господа Иисуса, у коей одно основание и одна глава, один Бог и один Спаситель, одни средства спасения и одни надежды спасаемых. Таким образом, прославляемые Святые имеют с нами тесное и непрерывное, хотя и невидимое общение.

Мы призываем их в молитвах наших, как споспешников спасения, как хранителей и утешителей в обдержащих нас скорбях и напастях, как поборников против невидимых сил адских, и делаем это не втуне. Святые человеки Божии слышат нас, когда мы молимся, соединяют наши мольбы со своими молитвами, вознося их как чистый и благоуханный фимиам (Апок. 5:8), к престолу Вседержителя, умилостивляют за нас Его благость, утоляют правосудие, так часто раздражаемое нашими неправдами и посылают к нам милость и благодать от сущего и иже бе и грядущего (Апок. 1:4). Будучи в царствии Божием, они прияли уже царствие благолепия и венец доброты от руки Господни (Прем. 5:16), но по духу смирения не престают слагать с себя венцы царствия и полагать их пред престолом Агнца (Апок. 4:10,11; 5:11–14), ходатайствуя пред Ним, как Ходатаем Бога и человеков (1Тим. 2:5), да милостив будет к нам грешным, увлекаемым в бездну погибели и суетой мира, и порывами страстей и искушениями лукавого.

И не имеем ли мы пред глазами многочисленных опытов, не говорю, невидимого, но и видимого заступления о нас Святых? Прочтите в простоте и незлобии сердца жизнеописания их, перенеситесь мысленно к их нетленным останкам, в коих благодать Божия до ныне обитает так осязательно, всмотритесь пристальнее очами веры в историю собственной вашей жизни, и вы увидите, как благостыня небесная милует нас недостойных по молитвам Угодников Божиих, –увидите что они не только предстательствуют о нас молитвенно, но и являются чудодейственно, одним из нас для укрепления в вере и благочестии, другим для устрашения прещением суда Божия; здесь для избавления от внезапной смерти, а там для воспринятия праведных душ на небо, в селения райские.

Если же Святые Божии, несмотря ни на высоту духовного их совершенства и святости, ни на видимое отдаление от нас, не престают призирать на нас кичливых и суетных оком благоутробия, и спасать нас своими молитвами и ходатайством, то мы ли, братия, не будем чествовать и прославлять помять их в род и род, тем паче, что, прославляя их, мы прославляем Бога, дивного во Святых Своих?

Прилепни язык мой к гортани моему, аще не помяну тебе (Пс. 136:6), взывал некогда древний Израиль к земному Иерусалиму. Не тем ли паче да прилепнет язык наш к гортани нашему, аще мы новый Израиль, не будем воспоминать и радоваться о тебе, Иерусалиме горний, церковь первородных, на небесех написанных (Евр. 12:23)?

Итак, братья моя, достойно и праведно мы творим память угодников Божиих. Они суть други Божии и други наши; они суть споспешники нам в деле спасения, они избавляют нас от злоключений, спасают среди искушений и низводят на нас своими молитвами многоразличную благодать, и мир, и благословение Божие.

Но для чего мы совокупляем празднование всех Святых во едино? Правда, мы празднуем в честь их и порознь, так что нет дня в году, который бы не был посвящен воспоминанию и прославлению жизни и подвигов какого-либо угодника Божия. За всем тем, св. Церковь со времени благочестивого Льва, царя приснопамятного и премудрого, заповедала совершать празднество и совокупно всем Святым, и в причину сего приводит то, что «многие благоугодили Богу своей добродетельной жизнью и между тем, по разным причинам, неизвестны людям. Вследствие сего, частью по неизвестности, а частью по великому множеству, невозможно всем им воздать надлежащую почесть якоже церковный обычай приять»9.

И действительно, не все угодники Божии, подвизавшиеся на земле за имя Христово и стяжавшие венец славы и бессмертия в небе, известны земной Церкви. Един Господь знает сущия своя (2Тим. 2:29). Он един знает то бесчисленное святое семя, которое, будучи рассеяно по лицу мира, составляет стояние его (Исаии, 6:13), – то неисчетное множество премудрых, коих Дух Божий умудряет во спасение свое и других (Прем. 6:27), тех преподобных и святых, коих пути хотя и светятся подобне свету (Причт. 4:18), однако же остаются в неизвестности, или от сгущающегося мрака неправд человеческих, или от того, что Отец небесный хочет творящим здесь волю Его в тайне, воздать яве (Матф. 6:18.) там, где уготована им мзда многа. Посему, учредив праздник в честь всех Святых, Церковь Христова, в чувствах благодарения, имела в виду то, чтобы не оставить кого-либо из верных рабов Христовых, заступников и молитвенников наших без подобающего чествования. Для сего-то она и воспевает их ныне не поименно, а совокупляя в многочисленные лики, – ублажает не порознь каждого, а прославляет всех вообще. «Празднуем ныне вся», говорит сама Церковь, – «вся елика благодатно освяти Дух Святый, Праотцы и Патриархи, Пророки и Апостолы, Мученики и Священноначальники, Преподобномученики и Преподобные и вся святых жен ликования, и иныя вся безименитыя святыя».

Но живописуя пред очами веры нашей эти многоразличные сонмы Святых Божиих, св. Церковь имеет в виду и другую цель, – прикровенную, но гораздо высшую и для нас важнейшую. Совокупляя как бы в одну богосветлую картину все бесчисленные лики Святых – сих земных ангелов и небесных человеков, – она хочет через то показать нам силу и действенность благодатного смотрения или домостроительства Божия о нашем спасении, – домостроительства, которое теперь с пришествием в мир Утешителя совершилось окончательно, и которое ни в каком случае ее могло остаться, не говорю бесплодным, но и малоплодным.

И в самом деле, если дело спасения нашего принял на себя сам Бог триединый; если Отец небесный – всеблагий и всемогущий, по благоутробному милосердию своему сам восхотел восстановить падшее человечество и вознести его в первое достояние; если взял на себя выполнение этой воли отчей сам Сын Божий, – Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:34), и выполняя оную, умалил и смирил себе даже до крестной смерти (Филип. 2:7,8); если Дух Божий, Дух благий, правый, умный, источник благостыни и освящения, сам споручился обитать в нас и действовать, возрождая и освящая наше естество: то можно ли и думать, чтобы такое неизреченно благое и премудрое смотрение Божие о нас грешных, такая высокая тайна, в которую сами Херувимы проникают с благоговейным изумлением и ужасом (1Петр. 1:12), такое безмерное сочетание премудрости с благостью осталось малоплодным и малодейственным?

Св. откровение говорит, что во дни пророка Илии, несмотря на то, что разврат и нечестие ходили с откровенною главой по стогнам града Божия, – всевидящее Око видело во Израили до семи тысяч истинных рабов Божиих, не преклонявших колен и сердец перед ваалом (3цар. 19:18). Что же сказать о всем времени стояния на земле Церкви Божией, когда благий Зиждитель мира и Церкви не преставал сам воспитывать избранных своих в духе веры и святыни, путеводствуя их с земли на небо законом, охраняя Ангелами, утешая обетованиями, устрашая прещениями, укрепляя благодатью? Вседержитель чего не делал, чтобы соделать и водворить спасение посреди земли (Псал. 73:12)? И всемогущая десница, действуя под влиянием премудрости и благости, умеет достигать цели своей, не смотря ни на противление князя тьмы, ни на упорство и ожесточение сынов погибельных.

И посмотрите, лишь только Сын Божий окончил свое дело на земле и восшел на небо; лишь только Дух Святой приосенил и оросил лицо вселенной, излившись на Апостолов, а через них и на всяку плоть, – посмотрите, какие повсюду открылись необозримые нивы душ и сердец, обратившихся ко Господу? Пустыни заиорданские, степи ливийские, восток и запад, юг и север, – все огласилось именем, о нем же подобает спастися (Деян. 11:12); – веси и грады, суша и море, – все наполнилось ведения и славы Распятого, и церковь языческая – эта огромная, неплодящая пустыня, – процвела под сенью креста, как крин Божий.

Такая-то бездна благодати Духа проторглась и истекла на род человеческий вследствие заслуг Господа Иисуса, Спасителя всех человеков! Она равняется только неисследной бездне благостыни Отца щедрот и Бога всякия утехи (2Кор. 1:3), – только необъятному величию жертвы, принесенной правосудию на голгофском жертвеннике. Но эта бездна благодати явленной, как говорит св. Павел, благостынею на нас о Христа Иисуса (Евр. 2:7), не могла бы открыться перед нами в подобающем свете, если бы мы не видели в совокупности всего множества спасенных, коих Бог богат сый в милости, сооживив Христом, уже посадил с Ним на небесных престолах (Еф. 2,4,6). И вот почему, повторим еще, являются нам ныне святые Божии уже не в отдельных личностях, не в единицах, а целыми сонмами, и наконец, как бы в общем, хотя и неопределенном итоге. И чем бесчисленнее этот итог – тем необъятнее открывается перед нами сила заслуг Спасителя и сила благодати спасающей. А такое явление силы Божией как важно для нас немощных и грешных! Оно во всяком случае может служить для нас одушевлением и ободрением на многотрудном поприще спасения. При таком множестве спасенных, и мы, несмотря на свои немощи и падения, не без дерзновения можем хвалиться упованием славы Божией; ибо верою в Искупителя и мы обрели доступ к той же благодати, в коей стояли все угодники Божии (Рим. 5:2).

Но укрепляя в нас надежду спасения, воспоминание о блаженных ликах Святых служит для нас и побуждением к неослабному терпению и самоотвержению. Святые Божии блаженствуют в светлом дому Отца небесного, но блаженствуют не даром. Вкушение мира и радостей неземных есть для них награда и воздаяние за их труды и подвиги, за то, что, презрев мир с его благами, они неуклонно текли к почести звания вышняго (Филин. 3:14). Таким образом и мы, братия, если хотим наследовать спасениe, переселиться на небо и блаженствовать среди ликостояний Святых, и мы должны жить свято и непорочно, по звавшему ны святому (1Петр. 1:15). «В многообразных сонмах Святых мы видим осуществленными все добродетели: «пусть же каждый из нас подвизается», говорит св. Григорий Богослов, «один в такой (основной) добродетели, другой – в другой, иной во многих, а кто может и во всех; только каждый да шествует (к царствию) безостановочно». Ибо «каждая из добродетелей есть особливый путь ко спасению и несомненно приводит к одной какой-либо из вечных и блаженных обителей» (Твор. Св. Отв. ч. 2, Сл. 14, стр. 5.). Само обилие благодати Божией не освобождает нас от обязательства жить добродетельно и непорочно. Благодать Божия умножает в нас силу свою, но не для того, чтобы мы умножали в себе грех. Благодать Божия спасительна всем человекам, но не спасает никого против воли; она всесильна, но не насильственна. Царствие небесное, и при содействии благодати, нудится (Матф. 11:12), и те только восхищают оное, кои, препобеждая всякое греховное искушение, текут по пути к царствию с усилием и терпением.

Посему-то и св. Павел, упомянув об облаке свидетелей благодати и спасения, присовокупляет: гордость всяку отложите и удобь обстоятельный грех терпением да течем на предлежащий нам подвиг. Аминь.

* * *

9

Синаксарь на неделю всех Святых.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle