Источник

Слово на день рождения благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, говоренное в Казанском (в Петербурге) соборе в 1844 году10

И будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе, и увеси, яко аз Господь (Исаии, 49:23)

Не скоро же достигло исполнения это слово Пророка Божия. Свет Евангелия давно уже сиял в поднебесной; богатые и убогие, Эллины и Иудеи, всяк язык и всяко племя давно уже молились Богу Спасителю, в святом храме Жизнодавца: но слава благодати Христовой еще не проникала в чертоги державных века сего, и венценосные цари и царицы долго не приходили на лоно церкви Христовой, дабы покланяться Распятому до лица земли, и быть защитниками Его св. алтарей.

Но что было написано во всемогущих судьбах Промысла, то долженствовало сбыться и сбылось. Свет веры Христовой отразился, наконец, и на порфирородных и заблистал в венцах их сиянием не земным. Это случилось спустя три века по Рождестве Христовом. И с того-то блаженного времени, Церковь Христова непрерывное имеет утешение видеть под кровом своим, во главе чад благодати и искупления, и благочестивых царей, и цариц их. С того-то времени непрерывно и скиптры, и короны возглавляются крестом Христовым, как знамением силы и спасения царей и царств.

За то и Церковь, памятуя это славное событие, из начала вменила себе в священный долг чтить и отличать нарочитые дни рождений и тезоименитств не только православных царей и цариц, но и благоверных чад их. Недавно она торжествовала рождение Благочестивейшего Государя нашего, и возносила с нами ко Господу молитвы и моления, да благословит своей благостью вседержавный Царь царей венец лета (Псал. 64:12.). Его; а ныне она же собрала нас под этот кров, чтобы молиться о Благочестивейшей Государыне Императрице, да приложет Ей святый от Сиона дни на дни и лета на лета (Псал. 69:7).

Что же, братия, служит основой столь древнего и благочестивого обычая Церкви молиться прежде всех не за царя только, но и за всех членов царствующего дома? Не то ли, что Августейший дом благочестивейших Монархов всегда служил и служит для Церкви, не только самым верным прибежищем в ее нуждах, но и охранной твердыней всех ее уставов и самой веры: и будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе.

Святая Церковь, находясь под невидимой, всеверховной главой – Христом, и будучи охраняема всемогущей силой невидимого же поборника Духа, есть и навсегда пребудет, по выражению Апостола, столпом и утверждением истины (1Тим. 3:15). Однако же, этот необоримый столп истины стоит на земле и находится в мире, который, непрестанно возметаясь сам вихрем суеты и крушения, непрестанно силится поколебать и ниспровергнуть истину Божию в самой основе. Согласитесь, братия, что если кто, то цари, как наместники Божии на земле, управляя судьбами вверяемых им царств и народов, непререкаемо имеют самое большее влияние на ограждение и утверждение Церкви. Они суть те предизбранные вожди, коих Вседержитель дает народам и племенам, дабы предтекли им по пустыне мира, указуя путь к наследию благ обетованных. Не говоря о том, что самодержавная воля благочестивых царей есть крепкий оплот, ограждающий общественное верование, один пример жизни их сильно может воспламенять в подданных ревность к благочестию. Дух владык мира естественно и неприметно переливается, так сказать, в народы, им подвластные. Мы так сотворены, что не только всегда хотим, но и любим подражать тем, коих обыкли чтить и уважать, и коих жизненный жребий само небо возвысило над нашей судьбой.

Когда порфироносный Давид, до услаждения любивший приметатися в дому Божиu (Псал. 83:11)? ненавидел церковь лукавнующих (Псал. 25:5), а вместе с тем и всяк путь неправды (Псал. 118:104) и вся творящия беззаконие (Псал. 100:3): тогда соблазн и нечестие не дерзали ходить с откровенной главой посреди народа Божия; клевета, гордыня и всяка вещь законопреступная строго были гонимы и наказуемы, и победоносный дом Иаковль с благоговением бряцал и пел хвалебные песни Богу Израилеву. Когда царствовали во Иудее Иосафат, Езекия и Иосия, цари праведные и богобоязненные; когда они, взыскав книгу словес Божиих, ходили по всем путям Господним непорочно, не совращаясь ни на десно, ни на шуе (4Цар. 18:3,5; 22:2); когда царское слово их всюду ниспровергало святотатственные алтари, посекало дубравы, разрушало демонские требища и сожигало мерзости Сидонские и Моавитские: тогда и весь Израиль верен был Богу отцов своих и воскурял фимиам на алтаре кадильном во святилище Иеговы, а книга завета Господня была обносима по всем градам и весям, как первейшая святыня Божия, и слышалась не только в храме, но и на стогнах.

Не отвергаю, братья, что жизнь святая одинаково любезна в очах Божиих, будет ли она достоянием людей бедных и богатых, знатных и худородных; но дело в том, что, являясь из-под крова хижин, она не так сильна и действенна пред очами людей, чтобы подвигнуть их к благочестию. Последнее есть удел собственно высоких и превознесенных. Промысл Божий для того и возводит их на высоту, для того и венчает их славою и честью (Псал. 8:6), чтобы высокие доблести их были виднее для земнородных, и служили бы побуждением к жизни богоугодной для всех, иже во власти суть (1Тим. 2:2).

Итак, блажен царь, когда жезл царствия его есть жезл правды (Псал. 44:7) и благочестия! Блажен, когда в сердце, его закон Бога всесотворшего (Псал. 36:31)! Блажен, когда помазание от Святого исполняет и запечатлевает душу его дарами святыни во всяком благочестии и чистоте! Но еще блаженнее народ, управляемый царем благочестивым. Не для себя живут здесь владыки царств земных, но для подданных, составляющих царства. Вера и благочестие царей суть два наилучших диаманта в венцах царских; но, полным блеском своего величия и своих благотворных действий, оба они обращены к Церкви и народу. От того-то Церковь и ублажает их вечными благословениями; от того-то потомство и прославляет память их в род и род. Самые имена их для нас утешительны и драгоценны. Мы невольно приходим в восторг, когда в дееписаниях Церкви встречаем блаженные имена равноапостольных Константина и Елены, великого Феодосия, мудрого Юстиниана, благочестивой Ирины.

Я не буду здесь распространяться о том, братия, как сии Боговенчанные владыки и владычицы мира христианского напрягали царственные силы свои, в видах, чтобы собрать расточенные чада Церкви, и привести всех в соединение веры и познания Сына Божия (Еф. 4:13); не буду говорить: с какой заботливостью старались они пресечь и остановить вредное развитие еретических мудрований, издавна раздиравших Церковь Божию, – этот нешвенный хитон Христов; не буду говорить: с какой ревностью утверждали и подкрепляли своим царским словом священные права и власть Церкви, возвышая ее постановления и сообщая подобающее благолепие дому Господню, в долготу дней и веков. Я упомяну о том лишь, что сии высокие ревнители веры и благочестия показали свету и доказали своими делами, что десница Божия не истощевается, ниже оскудевает, воздвигая мужей избранных во время потребно, и что эти избранники Божии, первенствуя в среде земнородных правами власти своей сильно влияли на эту среду не только, как благодатные первенцы церкви, по и как первые хранители и защитники ее св. уставов.

Что же, братия, не то же ли самое совершается и в православном отечестве нашем? Россия! Ты издревле просвещена Евангелием Христовым; твое возрождение к жизни святой через веру в Спасителя совершилось в самую первую эпоху бытия твоего; но помни, что благодатное просвещение венценосцев твоих древнее твоего. Они сделали тебя богопросвещенной и святой; их богомудрая ревность, умевшая проразуметь и отразить все прилоги инославных верований, соблюла для тебя православие во всей лепоте и частоте времен Апостольских. О, как многое можно бы сказать о том, чем были для Церкви отечественной, и что сделали в ее утверждение Христолюбивые поборники веры: блаженная Ольга, равноапостольный Владимир, мудрый Мономах, св. благоверный Александр, Богопрославленный герой Донской, и другие. Но к чему нам роды прошедшие, когда тоже самое, только в больших размерах, видим мы и ныне?

Не правда ли, что ныне вся мудрость и могущество, вся слава и величие самодержавной власти, как бы, особенно обращены на то, чтобы возвысить рог христиан православных, и распространить св. царство веры во всех пределах Русских? И надобно быть слепорожденным, чтобы не видеть, как, вследствие сего, благодать Божия являет свою дивную силу на всем необозримом пространстве владычества Русского? Как различные племена и языки, озаряясь боговедением, приводятся во двор Христов и заждутся, яко камение живо, в жилище Божие (Еф. 2:22) и в храм духовен (1Петр. 2:5)? – Как и сколько повсюду воздвигается домов молитвенных в духе того древнего православия, которое сближает нас с Церковью первых веков христианства? А что сказать о той царственной заботливости, с коей начато улучшение жизненных средств для самих священнослужителей, начато в видах, дабы служащие олтарям, не от олтарей токмо питались, но и от высоких щедрот Монарших? Не удивляйтесь после сего, братия, что всеблагий Зиждитель мира в Церкви так милостиво призирает на мирное царство Благочестивейшего Государя нашего, и возвеличивает его событиями преславными. Не удивляйтесь, а паче благоговейте, что там присносущая сила Божия прославляет нетлением телеса святителей Христовых, и исполняет священные останки их благодати чудотворений, а здесь целые миллионы чад православных отторгнутых некогда насилием, но воссоединенных любовью, паки вступают в праотеческое наследие веры, в ограду Церкви православно-кафолической. Так возвышается Церковь и держава там, где закон Божий делается первейшим законом царственным.

И эту тайну благоденствия народного русские цари и царицы давно уже постигли. Сами шествуя путем заповедей Господних от славы царства земного к славе пренебесной, она всегда и людей своих вела к тихому и безмолвному житию (1Тим. 2:3), путями веры в благочестия. От того-то ныне в краеугольный камень современного воспитания юношества всех званий и сословий отечества нашего и полагается с такой строгой неотменностью закон Божий. От того-то и благоверных чад своих Августейшие родители, первое всего, стараются научить страху Божию и оправданиям Господним, – стараются умастить и пропитать юное сердце их любовью к Богу и состраданием к ближним, предшествуя не только им, но и всем нам собственным примером веры, любви и милосердия.

Кому неизвестно, что Евангельская благотворительность, всегда была для сердца русского добродетелью как бы заветной, но в наше время, этот св. плод благодатного возрождения, наиболее ощутителен. Если когда, то в наше время, от всех сословий, и особенно высших, повсюду делается множество жертв и приношений в пользу бедных и страждущих. Но не пример ли Высокой Виновницы настоящего торжества движет этот дух сострадания и благосердия во всех слоях и званиях человеколюбной России? Не все ли жертвования предначинаются от Высокого дома Монаршего? Изочтите, сколько в сем одном престольном граде благотворительных обществ, воспитательных заведений, домов призрения, детских приютов, состоящих под особенным и непосредственным покровительством Царицы – Матери? Кто же не сознается, что дух благотворения великой Екатерины и бессмертной Марии не только как бы ожил в кротком сердце Александры, но и сугубо почил на венценосной главе ее? Кто не сознается, что Она, будучи проникнута любовью, изливающеюся в сердца наша Духом святым, все счастье, всю радость и наслаждение жизни полагает в устроении благополучия страждущих, и в излиянии щедрот и милостей на всех бедных и бесприютных?

Итак, злосчастные сироты! Не сетуйте, что изволением Промысла, у вас нет родителей. Отец и мать вас оставили, но восприял вас Вышний в лице Царицы-Матери. Прибегните к Ее сердцу; – Она не затворит от вас утробы своего милосердия, утешит вас, согреет и напитает с благостью, свойственной тем из небожителей, коих Господь посылает в юдоль земную для утешения земнородных. Только молитесь, да продолжит Милосердный Ее бесценную жизнь.

Бедные родители! И вы не стужайте и не скорбите, если не предвидите средств к благоприличному воспитанию чад ваших. У вас есть Царица, в сердце коей сам Бог благое глаголет о людях своих. Она есть Матерь не порфирородных только чад своих; чада всей России, требующие призрения, суть Ее чада. Молитесь к Подателю жизни, да продлятся дни Ее в веки и роды.

Но и все мы молимся Тебе, милосердный Боже, Царю царей и цариц! Молится Тебе православная Церковь, молится вся Россия, – спаси Августейший дом царев! Запечатлей над ним во веки дух благоволения Твоего, и положи это знамением Твоего благоволения к царству и народу, изряднее же к Церкви святой, юже стяжал ecu Твоею кровию. Сохрани в роды родов под сению веры и святыни Боговенчанных Царя и Царицу, и всех порфирородных чад их, да возвысится скипетр земли Русской, и да возрастет и процветет на ней во веки Церковь Твоя, яко крин, Господи Аминь!

* * *

10

В бытность на чреде священнослужения.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle