Речь к воспитанникам Орловской семинарии23, по приобщении Св. Таин; говорена в домовой Семинарской церкви 15-го Февраля 1839 г.
Не одной, а тремя притчами уверил нас Господь, что на небе об одном кающемся грешнике более радуются, чем о девяносто девяти праведниках, не требующих покаяния (Лук. 15:7). Припоминая это, я недоумеваю, что и как думать о настоящей минуте, в которую всевидящее Око зрит в этой храмине не одного, не пять и не десять, но более трехсот грешников покаявшихся, оправданных и запечатленных кровью Сына Божия? Каковы должны быть радость и веселие там, –перед очами Отца небесного, – в сонмах Ангелов, не только не чуждающихся грешников, но и служащих им в деле спасения? Каково должно быть духовное торжество в наднебесной скинии, в среде блаженных праведников, день и ночь молящихся, да приведет Господь всех нас в покаяние и разум истины?
Да и сами вы, братия, не ощущаете ли неизъяснимого восторга и радости о величии благодати, которой ныне сподобил вас Господь, под кровом сего святилища. Ныне вы участвовали в таинственной трапезе, на которой в снедь верным предложен был хлеб небесный и чаша жизни. Ныне вы, как присные Богу и святые, вкусили святейшего и всеосвящяющего брашна, плоти и крови Христа, Сына Божия. Что может быть, не говорю, святее сего, но и животворнее и радостнее?
Итак, соутешаясь и сорадуясь вам духом моим, не могу не пожелать, чтобы эта радость ваша сохранилась и пребыла в вас до века; тем паче, – не могу не пожелать, чтобы принятое вами таинство, освятив все силы души вашей, усугубило в вас свет разума, крепость воли и мужество духа, чтобы и самим вам неослабно стремиться в горняя, идеже, среди сонмов святых, сам Христос, одесную Бога седя (Кол 3:1).
Пророк Илия, вкусив от брашна, принесенного ему Ангелом и испив от воды чванца, ощутил в себе такую силу, что сорок дней непрерывно мог продолжать путь до горы Хорива: воcma и яде и пи и иде в крепости (3Цар. 19:8). Восстаньте же и вы, братия и чадца мои о Господе, восстаньте и дерзайте в крепости по пути жизни вашей, бодрственно противостоя всем искушениям и соблазнам мира. Вы ели более, чем хлеб Ангельский; вы ели святое и пречистое тело вашего Спасителя. Что же, как не оно, может поддержать и сохранить в вас святую мысль, святое чувство, святое расположение? Вы пили не воду от чванца, а кровь из животворных ребр Господа Иисуса. Но кровь и земных царей, и кесарей, протекая в жилах потомков, творит их чадами августейшими, рождает в духе их величие, мужество, неустрашимость, самоотвержение и решимость на все высокое и благородное, отвращение же от всего низкого и недостойного. Что же сказать о боготочной крови Спасителя Христа, Господа сил и Царя не только всех царей и царств, но и всех миров и веков? Не тем ли паче она может укрепить дух ваш для жизни новой и святой, исполнить его силы и мужества в борьбе со грехом, и вести вас в ханаан обетованный, путем непорочным и святым. Только сами вы не предавайтесь беспечности и дремоте среди врагов спасения сами не допускайте в себе внутренней измены и не открывайте сердец и душ ваших для тех же помыслов суетных, которыми и прежде услаждался праздный ум ваш, для тех же похотей нечистых, коими и прежде разжигалась страстная воля ваша, для тех же воспоминаний греховных, коими и прежде питались ваши неотрожденные чувства, для тех же порочных наклонностей и привычек, коими и прежде направлялась вся ваша жизнь, не сосредоточенная в воле Божией.
Не правда ли, что теперь вы ощущаете какую-то особенную бодрость в душе и готовность на все доброе и святое? Не правда ли, что теперь при мысли о небе и царствии, умиротворенное сердце ваше бьется в вас живее и радостнее? Не правда ли, что в самом духе вашем теперь чувствуется невыразимо сладостное умиление и всецелая преданность в волю Господню? Что же все это, как не благодатное действие в вас святыни, вами принятой, и проходящей во уды ваши, во все составы, во утробу и сердце, в мысли и чувства? Что это, как не следствие водворения во всем существе вашем Христа, вселившегося в вас ныне, не верой только, но и своим пречистым телом и кровью? Итак, вам остается только хранить это благодатное настроение духа, которое теперь вы носите, – хранить и внимательно следовать тому тихому гласу хлада тонка, который, после минувших слезных бурь и потрясений, теперь слышнее раздается в светлой и мирной храмине души вашей.
Правда, теперь вас бежит всяк злодей и всякая страсть; но не прельщайтесь сим. Путь жизни к горнему Сиону всегда не безопасен. Он лежит по мрачным ущельям и стремнинам мирских соблазнов, и никогда не свободен от множества змиев смертоносных. Одно спасение от их угрызения, – непрерывное и с крепкой верой соединенное воззрение на крест Того, Кто предуказан был змием пустынным. Обращайтесь к сему кресту с упованием и знаменуйтесь им благочестно при всех ваших делах и начинаниях, в ночи и во дни, в домах и на пути. Молитесь Христу Спасителю о помощи и о благопоспешении вам на всех стезях вашей жизни. И тогда, как сила благодати Его будет поборать по вам и совершать в вас спасение Божие, блаженной радости вашея никто же возьмет от вас, тем паче, что все небо, так радующееся о вас ныне, никогда не престанет служить вам, не только облаком во дни, но и светом среди мраков ночных.
* * *
B бытность Ректором в Орле.