Источник

Слово на неделю православия, сказанное в Казанском соборе (в Петербурге) в 1845 году22

На сем камене созижду Церковь мою и врата адова не одолеют ее: и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех

(Матф. 16, 18, 19)

Вот два великих обетования, которые изрек о Церкви сам законоположник и глава Церкви, Богочеловек Христос. Первое из них состоит в том, что св. общество людей, исповедующих Иисуса Христа Единородным Сыном Бога живого, непрерывно имеет пребывать на земле до конца мира, противостоя не только враждебным силам человеческим, но и самим твердыням ада: на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют, ее. Второе заключает в себе те высокие права и преимущества, ту духовную власть коей божественный Основатель Церкви облек Апостолов, как ближайших слуг своих и строителей тайн Божиих (1Кор. 4:1), а в лице их и всех пастырей и учителей, коих Дух Свитой и ныне поставляет (Деян. 20:28) в Церкви Христовой на дело служения: и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех.

Настоящее торжество Церкви удостоверяет нас, братья, что, точно, скорее небо и земля прейдут, нежели одна йота из слов Господних (Марк. 13:31). Мир лукавый каких не воздвигал ополчений, чтобы разрушить царство света и благодати! Не довольно было, что вся вселенная извне восставала и воевала на Христа и Церковь Его. По неисповедимым судьбам Промысла, надобно было, чтобы из самых недр христианства являлись люди, силившиеся поколебать Церковь Божию, затмить чистоту ее веры и ниспровергнуть благочестие. Надобно было, чтобы Матерь верующих, – Церковь Христова была озлобляема от собственных чад своих, уязвлявших ее, как разженными стрелами, внутренними раздорами, расколами и богохульными мудрованиями. Надобно было, чтобы на страницах ее дееписаний, рядом с богосветлыми именами поборников веры: Афанасиев, Киприанов, Василиев, Григориев, Кириллов, легли, как темные пятна, нечестивые имена Савеллиев, Ариев, Несториев, Диоскоров, Евтихиев и других хульников и продерзателей православия.

Но, стрелы младенец быша язвы их (Пс. 63:8), говорит Пророк. Что лукавая воля человеков измышляла на разрушение благодатной твердыни Божией, то св. Промысл обратил к ее славе и величию. Вселенские пастыри и учители православия, будучи исполнены духа и силы, противопоставляли безумной дерзости ересеначальников богопросвещенную ревность о славе Божией, коварным замыслам и ухищрениям – твердость веры и духовную опытность, суемудрым умствованиям и намеренному извращению Слова Божия – предания св. Апостолов и определения соборов, упорному ожесточению и богохульству – страшную анафему, отсевавшую нераскаянных, как согнившие члены от тела Церкви Христовой.

И вот, св. православие, воссияв над тьмой заблуждений, как светлое утро Божие, дошло до нас во всей лепообразной славе, и Церковь Бога жива, – этот столп и утверждение истины (1 Тит. 3:15) – пребывает на земле до века, неизменно сохраняя те же духовные права и власть, которые изначала дарованы ей от самого Христа, и по которым она есть и навсегда останется единственной истолковательницей веры и благочестия и решительницей греховных уз человеков.

Итак, первое проявление власти церковной есть истолкование вечных истин спасения. Да, братия, никто не имеет права благовестить Евангелие царствия Божия, кроме Церкви: никто же бо сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога яко же Аарона (Евр. 5:4). Если в скинии подзаконной приемлющии священство от сынов левииных (Евр. 7:5) принимали вместе с тем и право глаголать к народу языком научения, изъяснять книгу закона Господня и утешать людей Божиих обетованием благ грядущих (Ис. 40:1): то в Церкви Христовой, – в этой благодатной скинии, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8:9), пастыри и учители, законно призванные на служение алтарю Христову, тем более сподобляются права возвещать слово слышания божия, – права, которое заимствует силу свою не от внешнего только и видимого рукоположения святительского, но от внутреннего, невидимого тайнодействия Божия, сопровождающего видимое рукоположение. Сам Бог поставляет рукополагаемого святителем, сам Дух Святой пророчествует и знаменует его печатью своей благодати, не только освящая, но и сообщая ему особенное дарование: внемли учению, пишет святой Павел к Тимофею; и потом присовокупляет: не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть с возложением рук священничества (1Тим. 4:13,14). Вследствие сего приемлющие благодать священства становятся посланниками Божиими, вестниками от лица Господа Вседержителя. Благовествуя Евангелие благодати, они говорят не свое, а Божие; через них, как через живые орудия, вещает сам Христос: «знаешь ли, вопрошает св. Златоуст, что такое священник? Это Ангел Божий; он не свое говорит» (Иерем. Патр. Конст. ответ Лютер. на 8 гл.). Отселе-то происходит, что пастыри Церкви, как поставленные Богом на служение слову, не могут не проповедовать, не только наставляя, но и настой благовременне и безвременне (2Тим. 4:2). Священное право благовествования становится для них необходимой обязанностью. Иначе и быть не может. Пастыри Церкви суть те избранные стражи дому Израилева (Иезек. 33:7), коим вверяется стражба святая, охранение достояния Божия. – Церкви Господа и Бога, юже стяжа кровью своею (Деян. 20:28); они суть те духовные отцы и пестуны, кои должны не только благовествованием порождать истинных чад о Христе Иисусе (1Кор. 4:15), но и «отнимать их словесы веры и добрым учением (1Тим. 4:6), вдыхая в них новую жизнь, и таким образом, созидая из них новую тварь, новых людей, созданных по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4:24).

Если бы Началоположник Церкви, Иисус Христос, не дал ей овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Еф. 4:11,12) то и сама Церковь – это таинственное тело Его – не могло бы создаться и возрасти, как исполнение исполняющаго всяческая во всех (Еф. 1:23). Краеугольный камень Церкви есть сам Зиждитель и Глава ее; вера в Него служит основанием, на коем мы, как камни живые зиждемся в храме духовен (1Петр. 2:5); но вера – от слышания, слышание же – от проповедания: како уверуют, восклицает св. Павел, его же не слышаша, како же услышат без проповедующего (Рим. 10:14)? Посему, в самом начале устроения Церкви на земле, Господь избрал из числа учеников своих двенадцать Апостолов, именно с тем, чтобы они возвестили Его небесное учение во всем мире и всякой твари (Марк. 16:15). Заметьте, что Спаситель Христос не всем верующим в Него предоставил право проповедовать и изъяснять Евангельские истины, а только тем, коих нарочито избрал для сего. Их только назвал светом мира и солью земли (Матф. 5:13,14.); пред ними особенно глаголал яже о царствии Божии (Деян. 1:3); им одним открывал свое учение не в притчах только, но и с объяснениями (Лук. 8:9–11); их одних послал в мир точно также, как и сам Он послан был от Отца своего (Иоан. 20:21,22); то есть, с такими же правами и властно не только благовествовать, но и избирать из среды верующих преемников благовествования, что св. Апостолы и делали, неотложно, поставляя в свою чреду пастырей по всем насаждаемым ими Церквам, и передавая им не только свою власть и права, но и заповедь непрестанно пребывать в слове и учении.

Чада Церкви! Все мы призваны в благодатный свет Христов; всем нам заповедано возрастать во всякой премудрости и разуме духовнем (Колосс. 1:9). Итак, если вы хотите достойно ходить звания (Еф. 4:1.) вашего, и мудрствовать во спасение: прибегайте к Церкви святой в простоте и незлобии сердца, слушайте ее гласа как гласа Христова, повинуясь во всем и покоряясь наставникам вашим (Евр. 13:16), так – как им от самого Господа вверено попечение о душах ваших, и так как они пред Ним же должны дать отчет в своем служении Слову и вашему спасению.

Ум пытливый не редко силится постигнуть предвечные советы Божии и разрешить неразрешимые таинства благодати; но это уже есть греховное посягательство на разум Божий. Едва разумеваем яже на земли, а яже на небесех, кто изследи волю же твою, Господи, кто позна (Прем. 9:16,17)? Евангелие есть такая наука, которая приемлется не умом, а сердцем и верой. Обычные состязания и совопрошения здесь неуместны. Все наши знания, как бы они обширны ни казались, в делах веры должны теряться и исчезать в бездне премудрости Божией. И не такие, как мы, мужи, исследуя стези благодати, с изумлением восклицали: о глубина (Рим. 11:33)! Да и по слову самого Христа, тайны царствия открываются не премудрым и разумным, а боящимся Господа, – тем, кои с благоговением приносят в жертву Богу не только сердце и волю, яко преблагому, но и познания и разум, яко премудрому. И к чему мудрование плоти и крови там, где все нужное для спасения нашего сам Отец явил (Матф. 16:17) через Сына своего, и положил в Церкви, которая исполнена благодати и истины непрестаемой? В ее среде – Спаситель Христос, который есть путь, истина и живот (Иоан. 14:6); в ее среде – Святой Дух, который сохраняет ее, наставляет, освящает, животворит и движется в ней, как душа в теле. Итак, вы не можете быть чадами искупления и благодати, если будете умствовать вопреки учению Церкви. Всякое умствование, противное ее догматам, есть кичение ума, непокоренного под иго веры, – явное восстание на Церковь, которой мы давали некогда обет в верности, и которая за это имеет судить нас, как строптивых и непокорных чад своих.

Да, Церковь имеет право судить; и это не есть уже одно лишь право ее, но и проявление власти, или же лучше, сама власть в собственном смысле. Это суть те духовные ключи, коими Церковь может заключать и отверзать для верующих двери царства небесного, связуя и разрешая. Это есть власть, имеющая свою силу и действие не на земле только, но и на небе, и следственно, власть, в известном отношении, вечная. Словом, это есть власть, принадлежащая единому Богу, но, по благодати Христа, дарованная человекам – пастырям и учителям Церкви «Апостолы и их преемники, говорит св. Златоуст, получили такую власть, какой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам; разрешение и связывание пастырей касается души и проникает в само небо: ибо что делают пастыри на земли, то утверждает Бог на небеси. Какая власть может быть выше этой? Отец весь суд отдал Сыну, но вижу, что Сын весь суд этот отдал пастырям (3 Кн. о священ. том. 4 стр. 468).

Но сколь ни высока власть сия, она всегда была в Церкви Христовой и будет до исполнения всех лет и времен. Вы сами, братия, служите тому живым доказательством, когда, отягченные грехами, приходите к жертвеннику Божию, и, повергаясь перед подножием креста Христова исповедуете ваши согрешения отцу духовному. Не правда ли, что в ту минуту совершается над вами суд, суд не последний, но тем не менее страшный? С каким смущением и боязнью вы износите из глубины души сокровенную книгу вашей совести, ваших дел, ваших тайн, вашей жизни, и разгибаете ее перед очами пастыря, ожидая от него приговора, или милующего, или осуждающего? И не он ли, по благодати, данной ему от самого Христа, разрешает грехи ваши, имея власть связать их? Не он ли разрешает вас на земле так, что в тоже время все греховные узы ваши разрешаются на небе, во святилище правосудия Божия? Господь, с которым вы паки вступаете в таинственное общение, как члены с главой, дарует вам благодать, примиряющую вас с небом, успокаивающую ваш дух, исполняющую умилением и радостью ваше сердце, но дарует все это рукой пастыря вашего, и не иначе, как при его разрешении ваших грехов.

Но это не все. В настоящий день в сем же храме имеет совершиться священный обряд православия. Что это значит? Не то ли, что Церковь Христова, если когда и где, то здесь соборне и торжественно вступает в права власти своей, и всенародно возобновляя в памяти верующих все основные истины верования, и все важнейшие правила жизни христианской, произносит на одних из нас слово прещения и осуждения, а на других, – слово похвалы и одобрения. Скажем яснее. В настоящий день, св. Церковь, последуя священному писанию и держась преданий первовековых и самоапостольских, с одной стороны, всенародно произносит суд над теми из упорных грешников, скрывающихся в ее среде, коих жизнь – явное нечестие, правила – соблазн, учение – богохульство, и затем отлучая таковых от общения с верующими, всенародно же предает их конечному суду Божию, а с другой, также всенародно, восхваляет и ублажает вечными благословениями не только нарочитых поборников православия, но и всех христиан, просиявших и сияющих чистотой веры и святостью жизни.

Мы не будем говорить вполне о том, с какой благой целью Церковь установила и каждогодно совершает это священное действие. Мы скажем о том лишь, что отлучение от Церкви, как ни кажется страшным; но в порядке благодатных средств, коими милосердие Божие зовет грешников ко спасению, и оно необходимо как мера спасительная и вполне богомудрая. Кто здесь не видит, что нравственное сотрясение обумершего грешника направлено к приведению его в чувство и к возбуждению в нем дыхания жизни Божией и святой? И посмотрите, с каким матерним болезнованием, с каким воодушевлением св. Церковь молится, уже по предании нераскаянных суду Божию, – молится, чтобы сам благой Отец, силой благодати искупления, оживил и эти засохшие ветви, и возбудил бы в них желание привиться к животворной лозе – Господу Иисусу. Таким образом, не отнятие только от тела Церкви членов зараженных, имеет в виду св. Церковь, совершая обряд сей, а и оживление их и спасение; но главным образом, она здесь имеет в виду предохранить от нравственной заразы и спасти по возможности всю полноту Церкви Христовой. На этот-то конец и низводит она живительную росу благословений на всех истинно-верующих, чтобы ободрить, воодушевить и укрепить их в неослабном шествии по пути хотя и царскому, но не широкому и не светлому.

Итак, дерзайте и мужайтесь, избранные сыны благодати! Мир, которому вы не служите, хотя и живете в нем, не престает искушать вас своими соблазнами и озлоблениями; но вы не преставайте побеждать его верою (1Иоан. 5:4). Благословения, кои ныне изрекает вам Церковь, не суть конечная награда за ваши труды и подвиги, но они суть верный залог той мзды многой, которая уготована вам в небе, – они суть знамение, по которому всемирный Судия взыщет вас в день воздаяния и введет в наследие царствия, уготованного вам от сложения мира (Матф. 25:34). В благословениях Церкви вас благословляет сам Отец небесный. Церковь не возглашает имен ваших, но они известны Тому, который знает сущия своя (2Тим. 2:19), и уже вписаны там, в книгу живота, буквами недоведомыми, но неизгладимыми.

Таковы, братия, священные права и непререкаемая власть Церкви, которую Господь «воздвигнул на земле, по словам одного отца Церкви, как безопасную пристань, в которой мир, волнуемый и обуреваемый от грехов, может находить пристанище и спасение» (Феоф. Ант. 11:14). О, какая неизреченная милость Божия к нам грешникам! Искупитель, совершивший спасение наше, не только даровал нам все средства к получению благодати спасения, но и приблизил к нам, положив их перед нашими очами, в Церкви своей, как в некоей сокровищнице. «В Церкви, говорит св. Василий Великий, полнота всех благ и благословений» (Толк. на псал. 44). И подлинно, Церковь есть живоносный источник благостыни небесной и всех даров благодати; в ней – познание Христа и поклонение Богу в Троице; в ней – очищение грехов и возрождение водой и духом; в ней – оправдание, освящение, всыновление Божие, так что никто не может быть святым и праведным, кто не освящается Церковью; никто не может иметь Бога отцом, кто не имеет Церкви матерью. Аминь.

* * *

22

В бытность на чреде священнослужения.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle