иером. Дамаскин (Христенсен)

Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к американскому изданию

Введение

Часть I 1. Истоки 2. Зачатки бунта 3. «Белые вороны» 4. В поисках сущего 5. Под маской 6. От Бога не скрыться 7. «Прощай, о бренный мир!» 8. Привкус ада 9. Истина превыше всего 10. Два наставника 11. Мелькнут вдали огни родного дома... 12. В тупике 13. Воплощенная Истина Часть II 14. Прощай 15. Истина или мода? 16. Влияния ранней поры 17. Конец мира неизбежен 18. Путь философа 19. Замысел созрел 20. Царство человеческое и Царство Божие 21. Перелом Часть III 22. Откровения православия в Новом Свете 23. Святая Русь в Америке 24. На пороге 25. В объятиях Отчих 26. Добрая земля 27. Чудотворец последних времен 28. Живые звенья святоотечества 29. О звездах и музыке 30. Суд над святым 31. Томас Мертон, хилиазм и «новое христианство» 32. Связь с прошлым 33. Знакомство с Россией в Монтерее 34. «Доверяю тебе» Часть IV 35. Братство 36. Богословское обучение 37. Книжная лавка 38. «Православное слово» 39. Подвиг 40. Американская душа 41. Апостольское видение архиепископа Иоанна 42. Успение святого 43. Видение скита 44. Перед решающим шагом 45. Земля от владыки Иоанна 46. Вспашка новины 47. Исход из мира Часть V 48. На диком Западе 49. На дальних рубежах 50. По стопам блаженного Паисия 51. Природа 52. Ревнители Православия 53. Апогей Братства 54. Постриг 55. Конфликт и примирение 56. Устремляя взор горе Часть VI 57. Сотаинник владыки Иоанна 58. Рай в пу́стыни 59. Святоотеческая мудрость 60. Современное академическое богословие 61. Пустынь на задворках 62. О средстве нашего искупления 63. «Сверхправильность» 64. Книга Бытия. Творение и первый человек Часть VII 65. Дети 66. Новые братия 67. Пустынь для американок 68. Меньшие братья 69. Православный уголок Америки 70. Новые американские паломники 71. Курс православного выживания 72. «Духовное» самомнение Часть VIII 73. Уже позже, чем вы думаете 74. Страдалица-Россия 75. Путь к возрождению Оптиной 76. Монастырские издания 77. Православие и религия будущего 78. Православное наследие Запада Часть IX 79. Наследие Сербского епископа Саввы 80. Пророк страждущего Православия 81. Царский путь 82. Рукоположение Часть X 83. Православные миссии 84. Пастырские наставления 85. Человек сердца 86. Православие сердца 87. Простота 88. Новообращенные 89. По стране 90. Сестры блаженной Ксении Часть XI 91. Душа после смерти 92. Богословие превыше моды 93. Воскрешение Святой Руси 94. Сегодня – в России, завтра – в Америке 95. Санта-Круз 96. Воспитание младых душ 97. Небесные гости Часть XII 98. «Гигант старшего поколения» 99. Надежда 100. Погребальный звон 101. К звездам! 102. Упокоение 103. Сорок дней 104. Со святыми Эпилог. Царство Божие Примечания автора и выражение признательности Библиография Книги о.Серафима (Роуза), изданные на английском языке Неопубликованные книги о.Серафима (Роуза) Переводческие труды и книги, подготовленные к изданию о.Серафимом (Роузом) (на английском языке) Неизданные переводы Церковные службы, составленные о.Серафимом (Роузом) Статьи о.Серафима (Роуза), изданные на английском языке Публикации об о.Серафиме (Роузе) и его работах на английском языке Книги о.Серафима (Роуза), изданные на русском языке Статьи о.Серафима (Роуза) в русских периодических изданиях Работы о.Серафима (Роуза), изданные на иных языках Публикации об о.Серафиме (Роузе) и его работах на русском языке (если публикация не на русском, это отмечено особо)  

 

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Ин.18:33–37

Предисловие к русскому изданию

Удивительна судьба православного миссионера иеромонаха Серафима

Рожденный в протестантской американской семье, он в 1962 году после духовных исканий пришел к Православию, а в 1972 году принял монашество с наречением в честь преподобного Серафима Саровского. Не давая поблажек себе даже в малом, он предпринял беспримерный подвиг служения православным людям. За немногие отпущенные отцу Серафиму годы из-под его пера вышли десятки статей и несколько книг: «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983, опубликована посмертно). Что-то из написанного отцом Серафимом о положении Церкви в атеистической Советской стране могло показаться резким, категоричным, но никогда – безнадежным. Тут он был единомыслен со своим духовным наставником, «апостолом России в рассеянии» святителем Иоанном (Максимовичем; 1896–1966), безгранично верившим в благодатную силу молитв тысяч служителей Христовой веры, считавшим, что «Русская Церковь за пределами России не отделена духовно от своей страждущей Матери. Она молится за нее, хранит ее духовное и материальное богатство и в должное время воссоединится с ней, когда исчезнут причины разделения».

Важнейшим вкладом иеромонаха Серафима был его часто повторяемый призыв православным христианам следовать «царскому пути» – ходить по умеренному, среднему пути, избегая обеих крайностей: справа – неумеренный ригоризм, склоняющийся к фанатизму, и слева – послабление, ведущее к модернизму и экуменизму. Он пишет: «Мы можем сказать, что “царский путь” истинного Православия сегодня – это среднее, которое лежит между крайностями экуменизма и реформаторства с одной стороны и “ревности не по разуму” (Рим.10:2) с другой. Истинное Православие не идет “в ногу со временем”, с одной стороны, но оно не делает “строгость”, “корректность” или “каноничность” (что все положительно само по себе) оправданием для фарисейского самодовольства, эксклюзивности и недоверия, с другой”. Эту истинно православную умеренность не следует путать с простой теплохладностью, или безразличием, или с каким-либо компромиссом между политическими крайностями».

Четверть века минуло со дня кончины иеромонаха Серафима (Роуза). За это время произошли огромные перемены. Русские люди могут теперь свободно, открыто исповедовать веру отцов. В 2000 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских, принявших страдания в годы гонений с именем Христа на устах. А в 2007 году после восьмидесятипятилетнего разделения воссоединились две ветви Русской Православной Церкви – патриаршая и Зарубежная.

В 2005 году Братство прп.Германа Аляскинского (Калифорния, США) выпустило книгу иеромонаха Дамаскина «Отец Серафим (Роуз): его жизнь и труды». Теперь эта книга в переводе Сергея Фонова становится доступной и людям, живущим в России.

Протоиерей Александр Лебедев, настоятель Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе

Предисловие к американскому изданию

…А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово, и принимают, и приносят плод.

Мк.4:20

Как-то, вскоре после безвременной кончины иеромонаха Серафима (Роуза) в 1982 году, архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский Антоний (Русская Зарубежная Церковь) отметил, что отец Серафим стал первым в истории американским православным подвижником. Несомненно, говоря это, архиепископ Антоний вспоминал слова святого апостола Павла об истинно следующих Христу, о необходимости умертвить земные члены... совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол 3, 5, 9–10). Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о жизни иеромонаха Серафима, о том, каким образом американец, обратившийся в Православие, прошел подвижнический путь.

Североамериканская земля и до отца Серафима была свидетельницей духовного подвига – вспомним святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, наставника отца Серафима, и преподобного Германа Аляскинского, небесного покровителя Северной Америки. Отец же Серафим – первый из родных сынов Америки, удостоившийся принять на себя тяготы и радость православного подвига. И теперь своим примером он ненавязчиво указывает путь своим соотечественникам, обратившимся в Православие. В одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст говорит, что «добрый пример лучше тысячи проповедей». А блаженный старец Гавриил (Дионисиатис), почивший в Греции спустя всего год после кончины отца Серафима, писал, что «святость жизни – лучший вид проповеди». И хотя отец Серафим справедливо пользуется известностью как автор множества книг, статей, коротких, но емких проповедей и лекций, для людей, лично знавших подвижника, источником вдохновения служила прежде всего его духовная борьба, стремление стать ближе ко Христу – борьба, приведшая его к святости жизни. Жизнь эта – лучшая и важнейшая из его проповедей, когда-либо произнесенных. Вот почему книга отца Дамаскина (Христенсена), содержащая его подробное жизнеописание, столь ценна для нас.

В 1998 году я был в России, где судьба свела меня с молодыми православными из Санкт-Петербурга, читавшими работы отца Серафима в переводе. Они попросили меня поделиться воспоминаниями об отце Серафиме. Я рассказал им о том, как он произносил свои проповеди, служил Божественную литургию, как выглядела его келья, о его внешности, голосе и т.д. Когда я закончил, все долго молчали. Потом один из молодых людей сказал: «Да, отец Серафим – это то, что нужно нам, молодым русским». Я удивился: «Ничего себе! Я всегда считал, что он – это то, что нужно нам, американцам». А потом понял: ведь это – один из признаков святости. Он влечет к себе все сердца, людей в любой стране, носителей любого языка и культуры. Так, как не дано притягивать к себе сердца никаким мирским знаменитостям.

И действительно, отец Серафим за годы, прошедшие после его кончины, при содействии Божией благодати, стал ныне «внезапно вспыхнувшей звездой»; он уже не крохотный огонек, ровно горящий на горной вершине северной Калифорнии, а часть пламенеющей небесной тверди, сущей превыше мира сего.

Данная книга – о том, как это произошло.

Иеромонах Амвросий (в прошлом отец Алексий Янг), скит Святого Животворящего Креста Господня, Уэйн, Западная Виргиния, США

Введение

В России знают и любят отца Серафима (Роуза), и особенно те, кто не отошел от веры предков, от православного христианства. Говорят, книги его меняют судьбы людей.

Один православный из США, проведя несколько месяцев в России, писал: «Как только узнавали, что я из Америки, сразу спрашивали: “А вы знакомы с отцом Серафимом (Роузом)?”» Поразительно! Похоже, его в России знают все, даже дети. А его работы, равно и самую жизнь, полагают крайне важными для нынешнего возрождения Святой Руси.1

Упреждая дух безбожия, охватывающий современный мир, отец Серафим открыто обращался к народу России, призывая не стыдиться своей древней веры, вселяющей силу и отвагу к продолжению борьбы. Он взывал к сердцам и душам, указывая, что не напрасны долгие годы гонений и страданий, что они ведут к очищению.

Более двадцати лет тому назад работы отца Серафима впервые попали из Америки в Россию. Кое-что перевели, и машинописные странички нелегально полетели во все уголки страны. С наступлением более открытых времен его произведения печатают не таясь, немалыми тиражами, как в журналах, так и отдельными книгами; о них рассказывают по радио и телевидению. Их можно купить везде – даже на книжных развалах в метро и в уличных киосках. Как в свое время Россия принесла в Америку полноту истины – Православие, так теперь Америка с помощью отца Серафима делится ею с Россией.

Знают и почитают его и в иных православных странах, до недавнего прошлого тоже находившихся под духовным гнетом коммунистов. Его работы опубликованы на сербском, румынском, грузинском, латвийском, польском, болгарском, греческом, итальянском, французском языках и на языке малаялам (Южная Индия).

Так кто же этот человек, которого на богатом, плюралистичном Западе знают лишь единицы и который в страждущих государствах Восточной Европы так глубоко впечатляет массы людей? Кто этот проникновенный философ духа, точно вышедший из древнего патерика? Кто этот отшельник, избравший монашескую жизнь в пустыни, чье имя в России овеяно легендами?

Ответ прост: человек, ставший в Православии отцом Серафимом, – обычный, «стопроцентный» и, главное, честный американец. Вырос он в Южной Калифорнии, недалеко от Голливуда и Диснейленда, в семье, где и слыхом не слыхивали о Православии (тем более о русском). Мать желала сыну одного – преуспеяния в жизни, а отец – счастья.

Биография Евгения (так звали его до принятия монашества) – отнюдь не рядовое жизнеописание, а пример того, как может всколыхнуться американская душа, затронь Господь самую трепетную ее струнку – чувство праведности.

Врожденная честность – движитель праведности – и помогла отцу Серафиму пробить брешь во мраке сегодняшней жизни не только для своих сограждан, но и для людей в далеких заморских странах, порабощенных коммунизмом.

С «младых ногтей» восстал он против главенства в западной жизни сугубо мирских, материальных ценностей, сухой расчетливости, против бездушного, неглубокого и невнимательного отношения к человеку. Его протест совпал с бунтарскими настроениями передовой интеллигенции, богемы и битников, то есть тех, кого впоследствии прозвали поколением «сердитых молодых людей». Он тоже изведал и неприкаянность, и отчаяние, и нигилизм, и неприятие существующих законов. Но, в отличие от других, не впал в жалость к самому себе и не стал бежать от действительности – этому воспрепятствовали его честность, прямодушие, готовность поступиться своим благополучием, то есть черты, свойственные простому американскому парню. Они же не дали найти ему духовное пристанище в экзотическом буддистском «просветлении». Страждущая душа не утолилась этим, но лишь когда Господь явил Себя будущему отцу Серафиму, в чутком сердце того произошел поворот от новомодных бунтарских настроений к древнему, апостольскому Православию. Придя же к нему окончательно, он, не задумываясь, порвал все связи с внешним, суетным миром. И все ради того, чтобы познать и почувствовать суть истинного, не от мира сего, христианства. Он проторил путь и для других американцев, внемлющих исконно американскому зову к праведности.

Но есть и еще одна черта отца Серафима, особенно дорогая сердцу православных христиан, томившихся за железным занавесом. Он знал, что означает страдание, и, по свидетельству его многолетнего сотаинника в монашестве, умел страдать. Познав силу искупительного страдания, явленную на примерах современных мучеников и исповедников, он сознательно избирает тот же путь, и не только внешне, через тяготы монаха-отшельника, но и внутренне, «болезнованием сердца» – вот отличительный признак христианской любви. Прежде он страдал, не в силах обрести Истину. Теперь же – во имя Истины.

Я, автор этих строк, – духовное чадо отца Серафима. Его стараниями я возвратился в лоно Христовой любви. Мои первые впечатления о нем сводились, во-первых, к тому, что это самый мудрый человек, которого я когда-либо встречал; и во-вторых, что он был как один из мертвых: как человек, который умер себе и всему в мире сем, ибо вперил свой взор к горнему Царству. Я благоговел перед ним. Во время моих неоднократных посещений монастыря и бесед с ним я мало-помалу все глубже познавал Обитавшего в нем. Но я не знал его: я не ведал всей истории того, как он стал таким человеком. И лишь после его упокоения я узнал о его предыдущей жизни, о той тьме, из которой он встал и вышел. И еще большее благоговение я испытывал перед Христом, преобразившим его в существо новое, а также перед самим отцом Серафимом, позволившим свою ветхую самость предать смерти столь совершенно и, наряду с апостолом Павлом, каждый день умирать (ср.: 1Кор.15:31). Я убедился, что не только мое первое впечатление о нем было верным, но и что я лишь только прикоснулся к оболочке той глубокой тайны, которую мир никогда не сможет познать: к воссозданию души благодатью Иисуса Христа.

В скромной монастырской церкви у гроба отца Серафима, глядя на излучающее свет и покой лицо почившего, я не сдерживал благодарных слез: ведь это он открыл мне Истину – бесценное сокровище, ради которого стоит отказаться от всего мирского сребра и злата.

Больше двадцати лет прошло после его кончины. Как много успел сделать отец Серафим за столь короткую (всего сорок восемь лет) жизнь, которая повлияла на жизнь миллионов людей, в том числе и на мою!

Моя непременная цель – донести до людей учение отца Серафима, поделиться тем, что стало моим достоянием. Благодаря отцу Серафиму – одному из столпов американской совести – на здешней почве взращен плод древнего, высокодуховного христианства, глубин которого Америка ранее не ведала. Оно родилось в безмолвном сердце катакомб, вдали от суеты и гордыни человеческой, и по природе своей оно – не от мира сего, оно пребывает в общении с Царством горним, Божиим.

* * *

1

Reader James Barfield. Fr.Seraphim Rose and the Resurrection of Holy Russia Today// Fr.Seraphim Rose Foundation Newsletter. 1992–1993. Winter. P.1.


Источник: Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды / Иеромонах Дамаскин (Христенсен) ; пер. с англ. под ред. С. Фонова. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 1055 с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle