Отделение третье. О Боге искупителе падшего рода человеческого
Искупитель человеков
Триипостасный Бог не оставил падшего человека в его жалком и безвыходном для него положении. Человек сам собой не мог ни примириться с разгневанным Богом, ни исправить своей поврежденной природы, и потому должен бы навсегда оставаться под осуждением Божиим, как преступник закона. Но Сам Бог от вечности предопределил спасти падшего человека. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, Бог истинный, единосущный Богу Отцу, Творец всего, по исполнении времен, назначенных Богом, пришел в мир и воплотился для искупления и спасения людей, жил на земле, пострадал, распят на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо с плотию прославенной, сидит одесную Бога Отца и придет некогда судить живых и мертвых, и царству его не будет конца.
Понятие о воплощении Сына Божия
Воплощение состоит в единении Слова Божия с природой человеческой. Слово плоть бысть (Ин.1:14). По употреблению в св. писании, речение плоть означает всего человека; слово плоть бысть, т. е. Божие Слово восприняло полное человеческое естество, тело и разумную душу, не преставая быть Словом, Сыном Божием, Богом. «Само Божие Слово, – говорит св. Григорий Богослов,– предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха» (Григорий Богослов. Слово 38).
Важность тайны воплощения
Воплощение Сына Божия есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о спасении людей и величайшее таинство веры. Исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим.3:16). Оно есть высочайшее дело Божией премудрости, благости, милосердия и вместе дивное чудо и тайна любви. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). С полным благоговением должны люди принять то, что писание и предание сообщают о сей тайне и для горних духов необъятной (1Пет.1:12).
Цель воплощения
Цель воплощения есть слава Божия. Прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения своего, в похвалу славы благодати своея (Еф.1:5,14; 3:9–11; Рим.9:21 и след.), к открытию сей славы пред небом и землей: Да скажется ныне началом и властем на небесных церковью многоразличная премудрость Божия (Еф.3:10; сл. 1Пет.1:12). Ангелы, возвещая пастырям о рождении воплотившегося Сына Божия, прежде всего прославили Бога: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк.2:14). Но ближайшая цель, главное побуждение воплощения есть искупление рода человеческого. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется им мир (Ин.3:16–17). Св. Иоанн Богослов пишет: сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин.3:8). Св. Апостол Павел говорит о Сыне Божием: И той приискренне приобщися тех же (т. е. плоти и крови), да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр.2:14). Но сия цель, т. е. сокрушение власти диавола заключается в искуплении людей. Святая Церковь в Символе веры исповедует, что цель воплощения есть спасение людей: нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Свобода Божия в искуплении
Бог искупил человека единственно по желанию свободной Своей воли. Искупление совершилось по любви Бога к роду человеческому: составляет свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре (Рим.5:8; Ин.3:16; 1Ин.4:9). Бог богат сый в милости, за премногую любовь свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми сооживи Христом (Еф.2:4–5; сл. Ин.15:13); по одному милосердию и благости: егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (Тит.3:4–5, 2:11). Так Сын Божий, Творец и Ходатай, благоволил чрез вочеловечение искупить нас и примирить с Богом единственно по Своей любви.
Потребность воплощения Сына Божия
Хотя Сын Божий воплотился единственно по свободному хотению воли Своей, из любви к роду человеческому, но подобаше (прилично было) Искупителю человеков принять на себя истинное естество человеческое и испытать кроме греха все немощи человеческие. Подобаше ему, его же ради всяческая, и им же всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника спасения их страданми совершити (Евр.2:10; сл. Евр.2:14,18; Лк.24:26). Священное писание и священное предание свидетельствуют, что человек навсегда остался бы погибшим созданием, если бы Сын Божий не воплотился и не искупил его.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Посредник должен быть в сродстве с тем и другим, чтобы быть посредником. Если он будет иметь сродство только с одним, а с другим нет, то не может быть посредником. Если бы Он не имел естества единого со Отцом, не был бы посредник, но чуждый. Ибо как надлежало Ему иметь естество человеческое, поскольку пришел к людям, так надлежало иметь и естество Божеское, поскольку от Бога пришел. Будучи только человеком, Он не был бы посредником; ибо посредник должен быть в ближайшем отношении к Богу. Будучи только Богом, так же Он не был бы посредником; ибо не могли бы приблизиться к Нему те, за которых Он посредствует» (Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание Тимофею, Беседа 7).
Св. Ириней пишет: «Господь соделался Сыном человеческим, дабы как род наш подвергся смерти чрез человека побежденного, так и опять получили мы жизнь чрез человека-Победителя; и как смерть получила над нами победу чрез человека, так чрез человека же и мы получили бы победу над смертью» (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 5, глава XXI).
Он же пишет: «Иначе не могли бы познать Бога иначе, как чрез воплотившееся Слово Божие. И не иной кто мог возвестить нам об Отце, как только сущее Слово Его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник ему бысть (Рим.11:34–35)? Не иначе, говорю, мы могли научиться, как видя Просветителя своего нашими очами и принимая слово Его слухом нашим, дабы стараясь быть подражателями дел, исполнителями наставлений Его, сделались способными вступить в общение с ним и заимствовать преспеяние от совершенного, Который выше всех условий и ограничений (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 5, глава I).
Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя
Хотя Бог, предвидев падение человека, от вечности предопределил чрез воплощение и смерть Сына Своего искупить и восстановить человека в первобытное состояние; но не вскоре после падения прародителей пришел в мир Искупитель, а в конец веков (Гал.4:4), во времена последние (1Тим.4:1; 1Пет.1:5,20), чтобы человек долговременным опытом узнал всю глубину своего падения, всю силу бедствий и зол, постигших его, и убедился в невозможности собственными силами избавиться от них. Но и до пришествия Сына Божия на землю Бог не оставил человека без утешения – указывал ему на грядущего Искупителя. В избранном народе Он приготовлял к принятию Его чрез обетования, пророчества, прообразования и закон, постепенно и согласно с обстоятельствами времени, с нуждами рода человеческого (Евр.1:1; 1Пет.1:11), а язычников влек к Нему обыкновенными и особенными путями Своего промысла, доступными для их разумения (Мф.2:12).
Так прародителям вскоре после падения Бог дал обетование, что семя жены сотрет главу змия (Быт.3:15), т. е. рожденный от жены сокрушит власть диавола. Потом Избавитель возвещается как семя или потомок Авраама, Исаака и Иакова (Быт.12:3, 18:18, 22:16–18, 26:4, 28:14). Далее изображается великим Пророком, подобным Моисею (Втор.18:15), Помазанником и царем (Пс.2); царем вечным и священником по чину Мелхиседекову (Пс.109), Еммануилом, который родится от Пренепорочной Девы (Ис.7:14); Богом крепким (Ис.9:6), Агнцем, вземлющим грехи мира (Ис.53), установителем нового завета (Иез. 34:23–31; Дан.9:24–27). Указывалось и время пришествия Искупителя (Быт.49:9–10; Дан.9:24–27; Агг. 2:6–10; Мал.3:1); предвозвещено, что Он произойдет из колена Иудина (Быт.49:10; 2Цар.7:16; Ис.11:1–3; Иер.23:5–6); что родится в Вифлееме (Мих. 5:2); предсказаны обстоятельства Его рождения, жизни, смерти, воскресения и вознесения (Пс.21:1–31, 40:10, 70:20, 84:11–12, 15:10; Ис.9:1–2, 26:19, 35:3–6, Ис.53; Дан.9:26; Зах.9:9, 11:12–13; Ос.6:3).
Обетованный Спаситель
Сей обетованный Спаситель человеков есть Господь Иисус Христос, воплотившийся чрез Духа Святаго от Пресвятой Девы Марии при Римском императоре Августе, во дни Ирода царя иудейского, пострадавший и умерший на кресте, погребенный во гробе, потом воскресший и вознесшийся на небо.
Сие ясно открывается: а) из сличения обетований, пророчеств и прообразований об Искупителе с историей жизни Христовой. В Евангелии во многих местах указано, что события совершались по предсказанию, что в них исполнились пророчества (напр. Мф.1:1–25; Пс.21; Ин.12:24).
б) Из свидетельства Самого Бога Отца. Бог Отец неоднократно свидетельствовал, торжественно, что Иисус Христос есть Сын Его. Так при Его крещении (Мф.3:17); на горе, когда Он преобразился пред учениками (Мф.17:5), и в Иерусалиме (Ин.12:28).
в) Из свидетельства современников. Так Иоанн Предтеча, увидев Иисуса грядущего, сказал: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Праведная Елисавета, исполненная Духом Святым, сказала Матери Иисуса Христа: откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне (Лк.1:41, 43). Симеон называет Иисуса Христа светом во откровение языков и в славу людей Израиля (Лк.2:32). И другие свидетельствовали, что Иисус Христос есть Сын Божий (Мф.16:16; 27:54; Мк.15:39; Ин.20:31).
О лице Иисуса Христа
Иисус Христос есть истинный Бог
Иисус Христос есть истинный Бог, Бог Слово, второе лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде веков и единосущный Отцу.
Аз и Отец едино есма, говорит Сам Спаситель (Ин.10:30; сл. Ин.17:11, 14:9–10). Апостолы называют Его Богом (Ин.1:1), Богом истинным и благословенным во веки, явившимся во плоти (1Ин.5:20; Рим.9:5; 1Тим.3:16; Тит.2:13). Вселенская Церковь исповедует сей догмат, и всех иначе мыслящих отлучает от себя. За сей догмат бесчисленное множество мучеников приняли самые страшные муки и смерть.
Иисус Христос есть истинный человек
Иисус Христос есть не только истинный Бог, но и истинный человек, принявший истинное человеческое со всеми его свойствами естество: тело со всеми свойствами и членами оного, и душу со всеми ее способностями. Святой Апостол Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов (1Ин.4:2–3; слич. Ин.20:27; Лк.24:39; Мф.26:38).
Иисус Христос, имея одну с нами человеческую природу, не только был не причастен греху наследственному прародительскому, но совершенно свят и безгрешен. Он Сам спрашивает иудеев: кто от вас обличает Мя о гресе (Ин.8:46). Апостолы свидетельствуют, что Он подобно людям, был искушен во всем кроме греха (Евр.4:15). Он был зачат и рожден сверхъестественно чрез Духа Святаго от Святой Девы Марии (Лк.1:35; Мф.1:20).
Два естества в лице Иисуса Христа
Исповедуя Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом и истинным человеком, мы вместе исповедуем, что в Нем два естества Божеское и человеческое соединены в одном лице. Это соединение не есть нравственное, какое существует между Богом и праведными людьми, или какое может существовать между двумя лицами, но действительное единение, самое внутреннее, самое тесное, единение ипостасное, т. е. соединение двух естеств чрез принятие Божественным естеством человеческого в личное единство. Одно лицо в Иисусе Христе, и сие лицо есть лицо Слова, Сына Божия, а не лицо Отца, ни лицо Духа Святаго, ибо только одно Слово, а не Отец, не Дух Святый плоть бысть. Сие воплотившееся Слово приняло имя Иисуса Христа. И так Иисус Христос есть Слово воплотившееся, Сын Божий вочеловечившийся, истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек. Нам един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Им же вся и мы тем (1Кор.8:6; Еф.4:6).
Образ соединения двух естеств в Иисусе Христе
Четвертый вселенский собор, на котором осуждены монофизиты, учившие, что два естества – Божеское и человеческое – слились в Иисусе Христе в одно, утвердил ту истину, что оба естества – Божеское и человеческое, в Иисусе Христе соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Неслитно, т. е. не слились и не смешивались между собой так, чтобы из них составилось некоторое новое естество, а пребывают оба в лице Спасителя, как два различных естества.
Неизменно, т. е. ни Божеское не изменилось в человеческое, ни человеческое в Божеское, но то и другое остается целым в лице Спасителя (Прав. исп. ч. 1, стр. 38).
Нераздельно, т. е. Божеское и человеческое естество пребывают в Иисусе Христе каждое со своими свойствами, но не разделяются, а соединены в одну ипостась.
Неразлучно – оба естества, соединившись с самого зачатия в утробе Божией Матери, никогда не разлучались и не разлучатся.
Следствия соединения естеств в Иисусе Христе
Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе суть:
1) Общение обоих естеств в лице Иисуса Христа. Человеческому естеству усвояются свойства Божественные и Божеству человеческие. Например, только о Господе нашем Иисусе Христе правильно сказать: Бог страждет, Господь славы распят (1Кор.2:8), или именовать Его предвечным (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 4).
2) Обожение человеческого естества, т. е. как изъясняет Св. Дамаскин, человеческое естество, воспринятое Сыном Божиим в единство Ипостаси, приобщилось Божеству, стало едино с Богом, не по изменению или слиянию естества, но по теснейшему ипостасному соединению с Богом Словом.
3) Иисусу Христу, как Богочеловеку, достоит едино подобающее Богу поклонение и по Божеству и по человечеству. Един есть Христос, говорит Св. Дамаскин, Бог совершенный и человек совершенный, и мы покланяемся Ему со Отцом и Духом, покланяемся единым поклонением с пречистою плотию Его. Не отвергаем поклонение плоти Его, ибо воздается поклонение в единой ипостаси Слова, которое сделалось ипостасью плоти. Поклоняемся плоти не как простой плоти, но как плоти, соединенной с Божеством. О имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних (Флп.2:10).
Две воли в Иисусе Христе
4) В Иисусе Христе две воли – Божеская и человеческая, и два действования. Св. шестой вселенский собор, на котором осуждены признававшие в Иисусе Христе одну волю (монофелиты), выражает сие учение так: «Две естественные воли или хотения в Нем, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению св. отцов наших, такожде проповедуем: два же естественные хотения непротивные, да не будет, якоже нечестивые рекоша, но Его человеческое хотение подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».
Спаситель о Себе свидетельствует: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя (Ин.6:38).
Учение о лице Пресвятой Девы Марии Богородицы
5) Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, объясняет св. Иоанн Дамаскин, родившийся от нее есть истинный Бог; посему и родившая истинного Бога, из нее воплотившегося, есть истинная Богородица. Мы говорим, что от нее родился Бог не потому, чтобы Божество Слова получило от нее начало бытия, но потому, что Слово Божие, прежде век не во времени от Отца родившееся, а безначально и вечно со Отцом и Духом пребывающее, в последние дни нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного и не просто Бога, но Бога во плоти (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», кн. 3, гл. 12, стр. 187). В слове Божием Дева Мария называется Матерью Господа. Так праведная Елисавета, по внушению Святаго Духа, назвала Деву Марию Матерью Господа (Лк.1:41,43; сл. Мф.1:23; Лк.1:31–32,35; Гал.4:4; 1Тим.3:10). Сын Божий от Ангела называется плодом чрева Девы Марии (Лк.1:42). Письменные памятники Церкви показывают, что исповедание Преблагословенной Марии Матери Господа Иисуса Христа Богородицей в собственном смысле всегда составляло догмат св. Церкви.
Так как Пресвятая Дева Мария зачала и родила Сына Божия действием Святаго Духа, то она есть дева до рождества, в рождестве и по рождестве или Приснодева (Ис.7:14; Лк.1:34,37; Мф.1:18, 22–25; 1-е правило шестого вселенского собора).
Так как она есть присноблаженная и пренепорочная Матерь Бога Сына, то святая Церковь исповедует Ее превысшей всех разумных тварей и честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов.
Но Дева Мария не была изъята от греха прародительского; Она и по рождению и по зачатию соделалась участницей в наследственной порче (Пс.50:7; Рим.3:10–12, 23). Сама Благодатная Приснодева Богородица исповедует Сына Божия Спасителем Своим (Лк.1:43; сл. Лк.31; Мф.1:21); ибо и она имела нужду в Искупителе, как всякий человек (Рим.3:15, 5:17). Но Святый Дух, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина, сошед на нее, очистил ее и даровал ей способность как принять в себя Божие Слово, так и родить (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», кн. 3, гл. 2).
Об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом
Искупление рода человеческого
Иисус есть Спаситель мира (Мф.1:21; Лк.1:31). Он освободил людей от рабства греху и наказания за него, от проклятия, которое пало на них после падения Адама и Евы, и примирил их с Богом или совершил их вечное спасение.
Сие дело спасения людей, для которого Иисус Христос, по предвечному совету Божию, предназначен еще прежде создания мира (1Пет.1:20) и по воплощении помазан на сие Духом Святым (Лк.4:18–21), Иисус Христос Сам назвал служением (Мф.20:28; Мк.10:45).
Служение Иисуса Христа
Служение, которым Иисус совершил искупление или спасение людей, как Мессия или Христос (что означает помазанный, т. е. по человечеству преисполненный всеми дарами Духа Святаго), есть троякое – пророческое, первосвященническое и царское. Пророческое достоинство Его открывается в Его учении, пророчествах и чудесах, первосвященническое – в принесении Себя в жертву для искупления рода человеческого, царское – во владычестве или самодержавстве Его над Божиим Царством.
Пророческое служение Иисуса Христа
Иисус Христос Духом Святым помазан (Мф.3:16–17; Лк.3:22, 4:1; Ин.1:33) в звание учителя людей. Он был таким учителем, каким не был ни один пророк (Мф.23:30). Пророки проповедовали, обличали как служители Божии, посланные Богом, и Иисус Христос учил как имеющий власть (Мф.7:29, 5:22), как законодатель нового Завета (Ин.13:34). Он Сам есть истина животворящая. Аз есмь путь, истина и живот (Ин.14:6).
Иисус Христос учил тому, что необходимо знать людям всех стран и времен (Ин.17:3; Мф.15:21, 16:5–6, 28:18–19). Главное содержание Его учения заключается в благовестии о любви Бога Отца, пославшего Сына на землю для спасения людей. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Он научил яснейшим образом вере во Святую Троицу (Мф.28:19), тому, что Бог есть Дух (Ин.4:24), указал и дал средства благодатные ко спасению падшего рода человеческого (Мк.16:16; Мф.18:18; Ин.3:5,7, 6:53), показал в Себе самом образец всецелого исполнения закона нравственного, – такого праведника, как Он, не было и не будет никогда, – преподал совершеннейшее учение нравственное, положив в основание его любовь к Богу и ближнему и поклонение Богу духом и истиной; всем людям указал одну меру нравственного совершенства (Мф.5:48) – уподобление Богу.
Для руководства людей к вечному спасению учредил Свою Церковь (Мф.16:18), даровав ей все средства для спасения, установил пастырей и учителей (Еф.4:11,13) и дал им право учить, священнодействовать и управлять верующими (Мф.28:19, 18:17).
Учение Иисуса Христа отличается от других по самому способу учения; оно всегда просто и ясно, и сильно. Самые простые люди разумели его, и оно было непонятно для гордившихся своей мудростью фарисеев (Мф.13:13–14). Оно исполнено силы превыше естественной (Ин.7:46; Лк.4:22). Хотя Христос учил с крайним снисхождением и благостью к кающимся грешникам (Мф.12:20), но строго обличал заблуждения и пороки нераскаянных (Мф.22:16).
Неизменность учения Христова
Учение, преподанное Господом Иисусом Христом, никогда не изменится, но всегда пребудет одно и тоже (2Кор.3:11), ибо оно вполне достаточно для всех времен и народов, и для всех людей всякого образования и состояния. Все догматы веры Иисусом Христом вполне преподаны Церкви при самом основании. И потому мнение об усовершимости учения Христова с течением времени есть пагубное для людей и противное духу всего христианского учения. Аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче (вопреки) еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Всяк преступай и не пребываяй в учении Христовом Бога не имать (2Ин.1:9,10).
Иисус Христос был пророк в точном смысле сего слова. Он предсказывал будущее, но не по вдохновению свыше, как прочие пророки, но как всеведущий Бог, принявший естество человеческое. Так Он предсказывал а) разные обстоятельства и события из Своей жизни (Мф.26:34; Ин.13:21 и сл.), страдания, смерть, воскресение (Лк.18:31–33; Мф.20:17), б) события в жизни Апостолов (Деян.2:1 и сл. Мф.10:17, 24:9; Лк.21:12; Ин.15:20, 16:2, 21:18), в) судьбы церкви Своей и учения Своего (Мф.24:14; Мк.13:10; Лк.24:47; Ин.12:32; Мф.16:28, 28:20), г) разрушение Иерусалима и последствия сего (Мф.24:4; сл. Мк.13; Лк.21), д) о последних событиях настоящего мира (Мф.24:14 и сл. Лк.21:34–36), е) о воскресении мертвых (Ин.5:25 и сл. Мф.22:30–32) и ж) о втором славном пришествии Своем (Мф.16:27, 24:30–31, 25:31–46, 26:63–64).
Иисус Христос в доказательство Божественности Своего Лица и учения совершал чудеса. Дела, говорил Он, яже даде Мне Отец да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин.5:36, сл. Ин.10:37–38,25, 14:11). Чудеса Христовы бесчисленны (Ин.21:25). Евангелисты повествуют, что а) Иисус Христос исцелял больных тяжкими неисцельными болезнями (Ин.5, 9; Лк.8:19; Ин.4:43; Мф.9:1–8); б) повелевал ветру и морю, ходил по водам (Лк.7:24; Мф.14:26), пятью хлебами напитал пять тысяч человек и семью четыре тысячи (Мф.14; Мф.15); в) воскрешал мертвых (Лк.7:11, 8:49, Ин.11), Сам силой Божества воскрес из мертвых, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца, ниспослал Святаго Духа на Апостолов и чрез них на всю Церковь. г) Его силой совершались чудеса чрез Апостолов и других Святых мужей, доселе совершаются и не престанут совершаться в истинной церкви до конца мира (Мк.16:17–18; Ин.14:12).
Первосвященническое служение Иисуса Христа
Иисус Христос есть не только Пророк, но и Первосвященник.
Всяк первосвященник от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех (Евр.5:1). Христос не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя. Якоже и инде глаголет: Ты если священник по век по чину Мелхиседекову (Евр.5:6; сл. Евр.9:9 до к.). Таким образом Христос есть истинно Первосвященник, Первосвященник Святый, непричастный злу, непорочный, отлученный от грешников и превознесенный выше небес (Евр.7:26). Первосвященническое служение Его состоит в том, что по определению Божию (Пс.39:7–9; Откр.13:8), согласно предсказанию ветхозаветных пророков (Пс.21; Ис.53; Дан.9:26; Зах.12:10, 13:7 и др.) и собственному (Мф.16:21), добровольно (Ин.10:8) принес Самого Себя на кресте в жертву искупления и умилостивления за грехи всего мира. Иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем (1Пет.2:24). Христос единою о гресех наших пострада, правдник за неправедники, да приведет ны Богови (1Пет.3:18; Мф.26:28; Лк.24:46–47; Ин.1:29, 10:11, 14, 15; Ис.53:45; 1Кор.15:3; Рим.3:24; Еф.1:7; Кол.1:14).
Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва
Вся земная жизнь Иисуса Христа есть умилостивительная жертва за грехи мира, но преимущественно Его страдания и смерть суть истинная жертва для искупления людей (Евр.7:27, 10:8–11). В страданиях и смерти Иисуса Христа открывается не только высочайший пример послушания и самопожертвования, но они суть истинная жертва спасения. Чрез Свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдания и освящения. Иисус Христос Сам свидетельствует, что предал Себя на смерть для искупления людей. Сын человеческий не прииде да послужат ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих (Мф.20:28; сл. 1Тим.2:6; Кол.1:14; Еф.1:7). Достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко закалался и искупил еси Богови нас кровию своею (Откр.5:9; Мф.26:28; 1Ин.1:7, 2:2; Евр.9:13–14).
Апостолы свидетельствуют, что Иисус Христос Своею смертью восстановил падший род человеческий и примирил его с Богом: врази бывше прмирихомся Богу смертию сына Его (Рим.5:10; сл. 2Кор.5:19). В нем благоизволи всему исполнению вселитися: и тем примирити всяческая к себе, умиротворив кровию креста его чрез него, аще земная, аще ли небесная (Кол.1:19–20; сл. Ин.11:50–51; Еф.1:9–10, 2:13–15); что Иисус Христос Своей смертью оправдывает человека и дарует ему вечную жизнь. Неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем (2Кор.5:21; сл. Рим.3:21, 4:6, 5:10); что смерть Иисуса Христа есть для верующих источник освящения и всех благодатных даров Божиих. Той есть очищение о гресех наших, не о наших точию, но и всего мира (1Ин.2:2). Иже своего сына не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует (Рим.8:32).
Святой Климент Римский пишет: «Будем внимательным взором смотреть на кровь Христову и рассуждать, как драгоценна для Бога кровь Того, Который пролитием ее всему миру приобрел благодать обновления» (Климент Римский. Первое послание к коринфянам, глава 7).
Сила страдания и смерти Иисуса Христа для искупления людей
Крестную жертву Иисуса Христа Бог принял как вполне и действительно удовлетворяющую Божественное правосудие. Не в рукотворенная святая вниде Христос, противообразная истиных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр.9:24). О ней же воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою (Евр.10:10). Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога (Евр.10:12). Сия жертва иметь бесконечно великую цену, как жертва Богочеловека. Святой Златоуст говорит: «Иисус Христос заплатил гораздо больше, чем сколько мы должны были. Его уплата в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей. Благодатных даров сообщено нам не столько, чтобы истребить только грех, но гораздо больше. Мы освобождены от наказания, совлеклись всех злых дел, возрождены свыше, воскресли по погребении ветхого человека, искуплены, освящены, введены в усыновление, оправданы, стали братьями Единородного, соделались Его наследниками, совокупились с Ним, как тело с головою» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, Беседа 10 – Рим.5:17).
Всеобщность искупления, совершенного Иисусом Христом
Сила искупительной жертвы или заслуг Господа Иисуса Христа простирается а) на всех людей. Сие добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Един бо есть Бог и ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христов, давый себе избавление за всех (1Тим.2:3–6). И той есть очищение о гресех наших, не о наших точию, но и всего мира (1Ин.2:2).
Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Христос искупил весь мир человеков: да не покажется тебе удивительным, что искуплена вся вселенная: ибо в сем деле умер не простой человек, но единородный Сын Божий (Святой Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Огласительное поучение 13:2. Огл. Сл. 8, 2). Григорий Нисский: «Как Священник по чину Мелхиседекову Самого Себя принес Отцу в выкуп не за одного Израиля, но за все народы и стал Первосвященником исповедания всех людей» (Homil. de occurs. Domini, in T. III, p. 454).
Сила заслуг Иисуса Христа простирается б) на все времена; люди всех времен, которые уверовали, веруют и будут веровать в Иисуса Христа, получат вечное спасение ради страданий и смерти Иисуса Христа. Несть инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян.4:12). Сей зане пребывает во веки, непреступное (непреходящее) имать священство: тем же и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив Сый, во еже ходатайствовати о них (Евр.7:24–25). Не спасаются же или не верующие, или отпадшие от христианства, или ожесточенные грешники, которые сознательно и произвольно предаются тяжким грехам и презирают все средства к спасению. Такие люди сами себя делают неспособными к усвоению заслуг Иисуса Христа.
Сила искупительных заслуг Иисуса Христа удовлетворяет в) за все грехи, как за наследственный прародительский, так и за те, которые каждый человек сам может сделать. Как бы ни были тяжки грехи и как бы ни было велико число их, искупительная жертва Иисуса Христа очищает их и освобождает человека от последствий греха. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (1Ин.1:7). Иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония (1Тим.2:14; Рим.5:16–17; Рим.8).
Святой Златоуст говорит, «что дарованные блага многочисленнее истребленных зол и истреблен не один первородный (прародительский) грех, но и все прочие грехи, – сие показывает Апостол, сказав: дар же от многих прегрешений в оправдание (Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 10. Толкование на Рим.5:16).
Бескровная жертва
На таком значении страданий и смерти Христа Спасителя основывается приношение в Церкви бескровной жертвы Христовой. Как Господь Иисус Христос на кресте однажды принес Себя в искупительную жертву за грехи всех людей, так и ныне в таинстве Евхаристии, каждый раз, как совершается сие таинство, приносит Богу Отцу в умилостивительную жертву за людей Свое пречистое тело и животворящую кровь. В сем таинстве хлеб и вино, силой и действием Святаго Духа, преложенные в самое тело и кровь Христову, по силе страданий и крестной смерти Богочеловека, ходатайствуют пред Богом за живых и умерших.
Поклонение кресту и почитание оного
На силе страданий и заслуг Иисуса Христа основывается почитание креста и поклонение ему. На нем совершилась искупительная смерть Иисуса Христа, и посему он именуется честным и животворящим Крестом и, как орудие спасения людей, стал символом, украшением, утверждением, утешением и силой христианства. Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорит Св. Апостол Павел (Гал.6:14). Крест, говорит Св. Златоуст, преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал Ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попарно (Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 54:5 – Мф.16:13–23). Шестой вселенский собор (правило 73) повелевает «поскольку животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что спасены от древнего грехопадения».
Св. Златоуст, объясняя слова «тогда явится знамение сына человеческаго (Мф.24:30), говорит, что этот крест, который светлее солнца, ибо солнце «скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей» (Беседа 76). Он же пишет: «Сие знамение и в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» (Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 54. – Мф.16:13–23).
На силе страданий и смерти Иисуса Христа основывается поклонение Его ризе, почтение гвоздей, коими Он распят на кресте – и святым иконам Его.
Крестное знамение
На силе страданий и смерти Иисуса Христа также основывается употребление в самых Апостольских времен крестного знамения и составляет необходимую принадлежность при совершении молитв, священнодействий и таинств. Крестное знамение есть знак нашего памятования о страданиях и смерти Иисуса Христа и вместе упования на ходатайство Его пред Отцом небесным, от Которого Он может все испросить и Который может даровать молящимся. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, говорит Сам Он, то сотворю (Ин.14:13, 15:16, 16:23, 26).
История Церкви свидетельствует о множестве чудес, которые совершились посредством крестного знамения. Когда оно совершается со страхом Божиим и благоговением, им утишаются страсти (блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный. Лимонарь или «Синайский патерик», гл. 3), погашается гнев (Григорий Богослов, ч. 5, стр. 168), разрушается сила врага спасения (Иоанн Мосх. Луг духовный, гл. 82), делаются безвредными смертоносные питья (там же, гл. 93), исцеляются больные (Скитск. Патерик, 1845, стр. 189), воскрешались и мертвые. Св. Григорий Богослов говорит: «Положи на себя знамение креста, которого все ужасается и трепещет и ограждением которого пользуюсь я во всяком случае и против всякого» (Св. Григорий Богослов, т. 5, стр. 168).
Царское достоинство Иисуса Христа
Иисус Христос есть Царь, Владыка неба и земли, не только по Божеству, но и по человечеству. Иисус Христос называется Царем как в ветхом завете (Пс.2:6; Иер.33:5, 6; Иез.34:28; Зах.9:2), так и в новом (Лк.1:32, 2:11; Ин.1:49); называется Царем Царь, господом Господь (Откр.17:14, 19:16); Ему принадлежат престол и скипетр – знамения Царского величия (Евр.1:8; Рим.14:8; 1Кор.15:25). Царство Иисуса Христа есть царство не земное – политическое, но небесное, духовное, Божественное. Царство мое несть от мира сего, говорит Сам Спаситель (Ин.18:36; сл. Мф.3:2).
Божественное царство и владычество Иисуса Христа во время Его жизни на земле являют чудеса, совершенные Им для доказательства Своего Божественного посольства – власть над видимой природой, – так Он повелевал ветрам и морю (Лк.7:24), ходил по водам (Мф.14:26; сл. ст. 15), – власть над силами ада, когда одним повелением изгонял бесов из людей (Мк.1:25, 5:8, 13, 9:25; Лк.7:29, 8:32–33; Мф.8:16, 17:18), – власть над смертью – чрез воскресение людей из мертвых (Лк.7:14–15, 8:54–55; Ин.11).
Преимущественно после смерти Иисуса Христа открылось царское достоинство Его: а) когда Он, быв мертвым по плоти, жив же духом, силою Своего Божества, сходил во ад и извел из него ветхозаветных праведников, имевших веру в Него, и всех вообще умерших того времени, которые способны были принять с верой проповедь Его. Христос единою за ны пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови; умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом; о нем же и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1Пет.3:18–19; сл. Еф.4:8–10; Кол.2:15). Церковь поет: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог». б) Самым очевидным образом в собственном воскресении Его из мертвых, согласно предсказанию Своему, ясно и определенно выраженному (Мф.16:21, 17:23, 20:19, 26:32; Мк.8:31, 9:9, 31, 10:34; Лк.18:33, 24:7, 46). Сие воскресение Его состояло в том, что Он, на третий день по смерти Своей, снова принял человеческое Свое тело, но уже прославленное, нетленное и бессмертное. Сим Он показал Свое совершенное торжество над смертью, царственную власть, данную Ему от Отца и по человечеству. Иисус Христос по воскресении Сам говорит: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18). в) Полное открытие царской славы и силы Иисуса Христа совершилось тогда, когда Он по исполнении дел искупления, чрез сорок дней по воскресении, торжественно вознесся на небо с воспринятым человеческим естеством и воссел одесную Бога Отца (Мк.16:19) по человечеству, ипостасно соединенному с Божеством, чем выражается то, что Он как Богочеловек имеет равную честь с Отцом и Духом Святым и Божественную власть над всей тварью. Восшед на высоту приял еси плен и даде даяние человеком. А еже взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в дольнешие страны земли: сшедый, той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф.4:8–10). Он доселе невидимо царствует в Своей Церкви, управляя ею чрез пастырей, поставленных Духом Святым, ходатайствуя о верующих пред Отцом небесным (Евр.7:25) и подавая им все силы и средства для борьбы с врагами их спасения. Он есть Царь неба и земли вместе с Отцом и Святым Духом, и царствованию Его не будет конца (Лк.1:33).