Источник

Слово на Рождество Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Амфилохия, епископа Иконийского46

Подобно тому как ветхозаветный чувственный и неувядаемый рай был украшен нетленными древами, бессмертными плодами и бесчисленными другими величественными красотами: так и богоподобное собрание святейшей Церкви Христовой сияет духовными и неизреченными тайнами. Из них нынешний праздник святого Рождества Христа, истинного Бога нашего, есть для нас несокрушимая твердыня, непоколебимое основание, спасительное начало и всечестное возглавление. Ради сего праздника преобразовательно было предречено древнее и ясно во всей вселенной было проповедано новое: им попрана сила тления и прекращено гибельное поклонение диаволу, умерщвлены человеческие страсти и восстановлена жизнь ангельского господства: им отверсто небо и земля вознесена на божественную высоту, им был возвращен людям рай и упразднена сила смерти, рассеяно демонское обольщение, и возвещены премудрость Божия и всечистое пришествие (Бога на землю). Не ходатай, ниже ангел, говорит Пророк, но Сам Господь спасе их (Пс. 93:9). О, невыразимое богатство Божественных благовестий! О, неизъяснимое ведение премудрых тайн! О, неистощимое сокровище неизреченных даров Божиих! О, неисчислимая благодать промыслительного человеколюбия! Ибо Сам Господь, по словам Пророка, придет и спасет нас.

Каким же образом, по твоему, Пророк Божий, пророчеству, Господь придет к нам? В сем случае я с дерзновением обращаюсь к тебе от лица тех древних мужей, которые, хотя и восхваляли, вместе со мною, настоящее всехвальное торжество, но не видели на самом деле нового и пречистого рождества Господа от Пренепорочной Девы, не созерцали ликования ангелов, не слышали их божественных речей, коими они с радостью возвестили блаженным пастырям о родившемся Спасителе, не видели и даров, принесенных волхвами, и их Божеского поклонения. Приняв на себя лицо оных мужей, я желал бы вопросить тебя об образе предвозвещаемого тобою пришествия Господа на землю. Пророчество твое, действительно, должно было сильно поразить их и чрезвычайною таинственностью своею привести ум их в совершенное недоумение, так как они не могли и вообразить себе, что бессмертный Бог приидет к бренным человекам. Неосязаемый – к чувственным, Невидимый – к плотяным. Как же они думали о пришествии Бога и явлении Его? Одним казалось, что Он явится так, как явился прежде Аврааму в виде ангелов (Быт. 18:1–2), другим (казалось, что Он явится так), как явился Моисею в пламени купины (Исx. 3:2), или как явился Исаии и Иезекиилю (Ис. 6:2; Иезек. 10:3), окруженный серафимами и херувимами. Какой же из сих образов более достоин того, чтобы в нем явился Бог? – очевидно, что ни один. Чем же подтвердить это? – другими пророческими словами: посем на земли явися и с человеки поживе (Варух. 3:38). Те различные образы, под коими древние мужи видели Бога, были свидетельствами явления Его, а не обращения с людьми: здесь же возвещается не просто явление, а обращение Его с человеками. Сам Господь прииде и спасе их. Скажи же нам, блаженный Пророче, как Неимеющий образа облекается во образ и Неподвижный снисходит на землю с небесного престола? Сей божественный муж так ответствует вопро- шающим: образ Его пришествия вы должны понять из других пророчеств, – зачем же вам выше меры исследовать настоящее изречение? Разве вы забыли сказанное: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7:14; Матф. 1:23)? Или вы не слышали написанного: яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство быть на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:6)? Из этих слов вы можете уразуметь образ явления Его. Нетленная Дева телесно возжет (родит) нетленный светильник. Ибо всечестному Слову Божию надлежало снизойти даже до нашей плоти, дабы Своим воплощением обновить тех, которых Оно создало Своим бестелесным Божеством, и которые обветшали вследствие греха, и дабы подобием Своего тления соделать их нетленными. Будем и мы повторять эти слова Пророка, сказанные вопрошавшим его древним мужам. О, Отроча, древнейшее неба! О, преблаженный Сын, Который явился (к нам), неся на раменах Своих власть и не стремясь получить ее от другого, ибо Слову, как Сыну, власть над всем принадлежит по естеству и не сообщена Ему, как сообщается твари. Начальство бысть на раме Его, говорит Пророк. О, присланная Отрасль! Ибо Он нарицается, по словам Пророка, велика совета Ангел и Бог крепкий. О, Владычество всемогущее! Ибо Он есть Чуден Советник и Князь мира.

Посему, как мы прославим нынешний праздник? Как возвеличим таинственное торжество настоящего времени? Кто исследует бессмертное богатство дня сего? Какими велегласными и возвышеннейшими глаголами мы исповедуем сие всехвальное и победоносное таинство нетления? – О, день, достойный бесчисленных славословий, день, в который воссияла нам звезда от Иакова, небесный человек восстал от Израиля, пришел к нам Бог крепкий, осветило нас Солнце правды, открылось сокровище Божественных добродетелей, произошло для людей древо вечной жизни, воссиял восток с высоты и из девственных недр явился в тленный мир для его искупления Владыка неба и земли! Яко родися вам Спас, иже есть Христос Господь (Лук. 2:11), Который есть и свет языков и спасение дома Израилева. О, чудо! Тот, Кого не могут вместить небеса, почивал в яслях, как младенец; Кто единым словом сотворил мир, Тот согревался в объятиях матерних; Кто даровал бытие всем премирным силам, Тот питался млеком от непорочной груди Девы. Бысть же, повествует Евангелие, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех, зане не бе им места во обители (Лук. 2:6–7). Какая же в этом – новая и удивительная тайна? В чем выразилось всемогущее и потребное для тленного человека благоволение Божественного Промысла? В чем также состоит грозное и премудрое противодействие диаволу? – Мир освобожден Девою, – тот мир, который древле подпал греху также чрез жену. Родившимся от Девы низвергнуты в преисподнюю все, столь многочисленные и столь сильные, полчища невидимых демонов. Господь принял образ рабов, дабы рабы опять сделались подобными в образе Богу. О, Вифлеем, город освященный и данный в удел всем людям! О, ясли, имеющие честь вместе с херувимами и равночестные серафимам: ибо Тот, Кто по Божеству от века восседает на оных небесных Силах (Псал. 79:2), ныне по человечеству возлежит среди вас. О, Мария, родившая Первенца, Создателя всяческих! О, человечество, сообщившее свою телесную сущность Слову Божию и в сем отношении предпочтенное всем небесным и умным силам! Ибо Христос не благоволил принять неизменный образ ни архангелов, ни начал, ни сил, ни властей (Евр. 2:16), но облекся во образ человека, хотя он и потерял свое достоинство и уподобился скотам бессмысленным (Псал. 48:13). Здоровые не имеют нужды во враче (Матф. 6:12), а человечество, одержимое продолжительною болезнью, получило могущественного и великого Врача, Который не только изгнал его болезнь, но и даровал ему нечто более здоровья – спасение. Но где же теперь – тот ненавистный, враждебный, коварный и нечестивый змий, который хотел на высоте поставить престол свой (Ис. 14:13)?

Итак, мы, братие, как причастники блаженного звания небесного, призванные к усыновлению Богу и к братству, должны воздать благодарность Призвавшему нас и показать себя достойными Того, Кто водворил среди нас братство. Станем добровольно и с любовью служить Ему, будучи готовыми ко всякому исполнению правды. Будем украшаться чистотою, стремиться к нестяжательности, заниматься словом Божиим, предаваться святым молитвам и священным песнопениям во славу Божию. Станем удаляться мира сего, забудем земные и тленные страсти, станем побеждать зло добром, никому не воздавая злом за зло (Римл. 12:21, 17). Не будем считать себя жителями земли, уповая быть гражданами неба, обращаться с ангелами и предстоять престолу горнего царства. Таковы заповеди святых апостолов: в них Христос положил для нас блаженный и вечный завет Свой. Да удивится мир добродетели нашей! Да постыдятся иудеи, видя новый и избранный народ и наблюдая, какою великою духовною красотою он украшен и каким блеском озаряет мир! Бог для того и поставил нас среди других народов, чтобы мы сияли, как светила в мире [Филипп. 2:15), чтобы мы были семенем спасения (Римл. 9:26) и служили примером для всех, живущих с нами и находящихся в общении. Будем наблюдать, чтобы никто из внешних не похулил Бога из-за наших дел. Да прославится в нас Тот, Кто призвал, освятил и спас нас. Жестокий и дерзкий человек пусть удивится нашему милосердию и смирению: всякий злословящий, слыша в ответ от нас благословение, да устыдится; тот, кто стремится к приобретению имуществ и готов из-за сего вступить даже в спор, пусть найдет нас равнодушными к богатству, поскольку мы не стремимся иметь стяжание земное, но мним приобрести стяжание небесное; приходящий к нам с дружеским приглашением на мирские удовольствия пусть найдет нас непоколебимыми, твердыми, возлюбившими целомудрие, не прельщающимися удовольствием, умертвившими естество тела; пусть все узнают, какую силу имеет пребывание в нас Духа Святого. Всякий, кто легкомысленно допускает клятву, пусть увидит, что мы не только воздерживаемся от клятвы, но и боимся произносить имя Божие при рассуждении о предметах низких и земных. Так все мы сделаемся учителями тех, с коими имеем сношение по каким-либо делам. Если мы станем жить указанным образом, то сделаемся священным квасом, чрез нас мир заквасится во спасение, Господу уготовится великий плод во всей его целости, и Бог будет в нас прославлен, по слову Господню: о сем прославися Отец Moй, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы (Ин. 15:8). Прославленный же нами Бог прославить нас вечною славою во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь47.

* * *

46

Сконч. в 395 г.

47

Міgnе, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. XXXIX, col. 35–44. Сравн. „Xpистианскoe Чтение“, 1836 г., часть IV, стр. 227–237; „Церк. Вед.“ 1898 г., №№ 51–52.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle