Источник

Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Евсевия, епископа Александрийского (IV в.)

Господь Иисус Христос премного возлюбил род человеческий изначала, и имел великое промышление о нас; однако никто не сохранял закона. Он послал пророков, отцы же наши не слушали пророков и одних побили камнями, других убили, но не послушали ни одного. Посему пророки <слово нераспознанно>, что предстоит погибель человеков, стали молить Самого Господа снизойти и спасти род человеческий. И прежде всего Давид говорил в молитве: «Господи, преклони небеса, и сниди (Пс. 143:5). Если ты не сойдешь и не уврачуешь страдания людей, никто не будет в состоянии спастись; приди, Господи, и спаси нас»! Подобно этому, все пророки молились о пришествии Господа; и Он умилосердившись услышал моления пророков, сошел на землю.

А почему Господь соделался человеком и победил диавола, послушай. Так как диавол в раю лукавыми речами обольстил Адама посредством жены, то поэтому Господь поселился и воплотился в Деве и прошел, как восхотел, дабы прежде всего освободить Еву от клятвы и избавить весь род жен от преступления: ибо если бы Он не родился от Девы, то не был бы почтен род жен. Когда же Господь родился от Девы, то и персы, ранее жившие с матерями развратно, теперь сохраняют девство. С тех пор, как пришел от Девы Иисус Христос – неувядающая роза, девство восприняло благословение.... А вот – и другая причина. Если бы Господь не воплотился от Девы и не сокрыл Божества плотью, то вселенная не устояла бы в созерцании сияния Божества. Равным образом, если бы Он не воплотился, то каким образом прикоснулись бы Его и принесли Ему дары волхвы? Если бы Он не принял плоти, то как блудница дерзнула бы лобызать ноги Того, Кого не вмещают небеса? Или, каким образом Закхей мог бы принять Его в дом, укротить страсть хищничества и показать грешникам, в чем состоит надежда спасения? Поэтому Господь вочеловечился и призвал сперва волхвов, затем мытарей, потом блудниц, даровал им оставление грехов, упразднил закон и освободил всю тварь!

Но ты возразишь: «разве прежде вочеловечения Он не мог победить сатану»? Да, мог, и прежде снизшествия Господь побеждал диавола, но последний мог бы хвалиться: «я победил человека и побежден Богом, и потому мое падение не было большим. Я сначала обольстил человека, соделал его чуждым рая и пленником греха, чрез грех принес смерть и научил преслушанию; когда я сделал им все это, то побежден Богом». Посему, дабы лукавый не похвалялся так и не сказал: «я побежден Богом», – Бог соделался человеком; посему вторый Адам – Господь с небесе (1Кор. 15:47). Каким оружием диавол умертвить первозданных в раю, таким же оружием Господь победил диавола. Подобно тому, как тот древом познания обманул Адама и Еву, Господь чрез крест соделал диавола попранием людей. Когда люди на челе имеют знамение креста, то попирают силу диавола, как сказал Спаситель: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лук. 10:19). Смотри, как имевший достоинство архангельской власти сделался попранием людей. За что же он сделался таким? – за преступление, ибо он сказал себе: выше звезд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Пс. 14:13–14) Посему он сделался попранием; о нем Пророк сказал: видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лук. 10:18) на землю, чтобы ему быть презрением для праведников Христовых. И внемли чуду: святые при жизни попирали демона, и по разделении земного состава их, когда остаются мощи их, демоны содрогаются, слыша одно имя святых.

Отсюда познай, какое зло – преслушание, и в какую пропасть диавол переносит чрез него человека, не имеющего послушания. И потому возненавидь преслушание, которое ненавидит и спешит погубить тебя, и возлюби послушание, которое спасает любящих его. Послушание – жизнь, преслушание – смерть. И благословенный Павел, пристань всей сселенной, заповедует, говоря: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся (Евр. 13:17); чада, послушайте своих родителей о Господе (Ефес. 6:1). Помни же, что чрез преслушание ты сподобишься престола царствия, как и апостолы сподобились вечных престолов у Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом слава, держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь41.

* * *

41

Сurs. Compl. Раtrоlоg. Migne, series grаеса, tom. LXXXVI р. 1, col. 327–332.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle