Источник

Слово на Рождество Христово. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского39

Великое и чудное таинство видим ныне мы, братия. Пастыри, с радостными восклицаниями, являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя, и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы: небесные херувимы и серафимы воспевают хвалы во славу Бога: „свят, свят"… Все вместе свершают радостный праздник, видя Бога на земле, и человека вземлемого к небесам. Дольние Божественным привидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, вознесе смиренныя. В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу, вместо блистающих звезд восприемлет ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? Идеже хошет Бог, там побеждается естества чин, и не может препятствовать природа. Итак, немощи людей непричастный, Бог восхотел и снизшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией – жизнь всех людей.

В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался тем, чем не был: будучи Богом, стал человеком, так сказать, отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись человеком, остался Богом. Ибо хотя Он возрастал и преуспевал, однако же не так, как будто бы человеческою силою достиг Божественности и из человека соделался Богом; но, как был Словом, чуждым страдания, так воплотился и явился не изменившийся, не сделавшийся другим, не утратив той природы, какою обладал дотоле. Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророков не понимали правильно фарисеи; то, что в оных противоречило им, толковали превратно. Новое, полное таинства рождение, старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него самую жизнь.

В этот великий день мы видим великие знамения: цари, снявши короны, поклоняются с приветствиями Царю, с неба снизшедшему, от праведных царей (по плоти) происшед- шему и соделавшемуся младенцем, высочайшие тайны ведущему, в матерних объятиях согреваемому. Тот, Кто оставил ангелов, архангелов, престолы, господства, силы, неусыпающих и огненосных всех духов, один, шествуя новым путем, исходит из ненарушенной семенем девственной утробы. Творец всех шествует просветить мир, да, не оставив сирыми ангелов, явится и человеком, происшедшим из Божества. Царя Небесного славою и честью окружают цари. Вождю воинств мольбы и хвалы приносят воины, жены чествуют в страхе Сына жены, ибо Он соделался радостью жен; девственницы прославляют Деву, чрез Которую девство восприняло благословение, и дивясь вещают Марии: „откуда Тебе млеко, само собою изобильно льющееся, дивно из девственных изобильных потоков питающая Отроча»? Новою песнью восхваляют Отроча отроки, ссушие матернее млеко; ибо (сказано) из уст младенец и ссущих совершил хвалу (Пс. 8:3). Однолетние и двулетние младенцы благословляют Отроча, за Коего стали мучениками, по гневу и зависти Ирода, который, будучи объят бешенством, умертвил младенцев (Вифлеемских). Люди, достигшие преклонной старости, славословят Бога, соделавшегося человеком, – Бога, Своею благостью исцелившего язвы Адама; пастыри славословят Пастыря сильного, пришедшего взыскать погибших и свободившего связанных сатаною, – Пастыря, душу Свою полагающего за овцы (Ин. 10:2). Священники славословят иерея по чину Мельхиседекову, вошедшего во Святое святых; рабы славословят принявшего на Себя зрак раба и обретшегося образом яко же человек (Флп. 2:17), да нас от рабства свободит; ловцы рыб славословят Ловца ловцов, сделавшего избранных из народа ловцов рыб ловцами человеков; мытари славословят претворившего мытарей в евангелистов; грешники славословят отпустившего их грехи и принявшего слезы блудницы.

И я, хотя не вижу при Родившемся ни трубы (или другого музыкального орудия), ни меча, ни украшений телесных, ни лампад, ни сопутствующих светильников, видя хор Христа из безгласных и худородных, побуждаюсь к хвале Ему. Вижу бессловесных животных, и хоры отроков, как бы некую трубу, песненно звучающую, как бы заступающих место лампад, и как бы освещающих Господа. Но что я говорю о лампадах? Он – сама надежда и жизнь, само спасение, сама благость, залог царства небесного. Его Самого нося принесу, чтобы последовать силе слов небесных ангелов: слава в вышних Богу, и с Вифлеемскими пастырями произнесть радостную весть: и на земли мир, во человецех благоволение! Рожденный от Отца, в Своем лице и в Своем бытии бесстрастный, ныне, образом бесстрастным и непостижимым, рождается для нас. Предвечное рождение, бесстрастное ведает один Сам рожденный; рождение – настоящее сверхъестественное ведает только благодать Духа Святого; но и первое рождение истинно, – и настоящее рождение, в уничижении, действительно и непреложно. Бог родился от Бога, но Он – и человек, от Девы восприявший плоть. В вышних от единого Отца единый, единородный Сын единого Отца: в уничижении единственный из единственной Девы, единой Девы единородный Сын. Бог не испытал страданий, рождая Бога по Божеству; и Дева не потерпела повреждения, ибо духовным образом родила духовного. Первое рождение – неизъяснимо, и второе – неисследимо; первое рождение совершилось не по страсти, и второе не причастно было нечистоты... Мы знаем, что ныне родила Дева, и веруем, что родила Того, Кто рожден от Отца предвечно. Но каков образ рождения, изъяснить не надеюсь; ни словами сказать того не старался я, ни мыслью коснуться не дерзаю, ибо природа Божества не подлежит наблюдению, не касается мысли, не объемлется бедным разумом; должно лишь веровать силе дел Его. Известны законы природы телесной: замужняя жена зачинает и рождает сына по закону брака; но когда неискусобрачная дева рождает сына чудесно, и по рождении пребывая девою, – явление, высшее природы телесной. Что бывает по законам природы телесной – мы постигаем, но пред тем, что выше законов естества, умолкаем, не по страху, по поскольку непогрешимо: умолчать мы должны, чтобы молчанием почтить достойную почтения добродетель, и, не выходя за должные пределы (слова), сподобиться небесных даров.

Что реку и что возглаголю? Говорить ли еще о Деве-родительнице? Рассуждать ли еще о новом чудном рождении? Дивиться лишь можно, созерцая дивное рождение, ибо побеждается естества чин и обычные законы вещей. О дивных делах (Божиих) мало сказать, что они более дивны, чем дела природы, ибо природа ничего не может произвести по своей воле, хотя бы и была для того свободна: дивны же все дела Господа, их же восхошет. О, непорочное и неизъяснимое таинство; Тот, Кто прежде сложения мира был Единородным, несравнимым, простой, бестелесный, воплощается, нисходит (в мир), облекается в бренное тело, дабы явиться видимым всем. Ибо если бы Он не был видимым, то каким образом научил бы нас хранить Его учение и возводил бы к невидимому? Так, для того Он Сам стал открыто видим, чтобы видимое возвести к невидимому. Поскольку люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уверят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят, Бог восхотел стать видимым в теле, чтобы разрешить и ниспровергнуть сомнения неверующих. Он восхотел родиться от Девы не для того, чтобы устроить из Нее недолжное дело, ибо Дева не знала причины вещей, и таинство рождения его есть непорочное дело добродетели, почему и Сама Дева спрашивала у Гавриила: како будет сие, понеже мужа не знаю, – на что получила в ответ: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1:34–35). Но каким образом Слово, Которое было от Бога, потом произошло от Девы? Это – неисследимое чудо. Как делатель золота, добыв металл, делает из него вещь сообразно потребности: так поступил и Христос; находя Деву по духу и телу непорочною, воспринял от Нее одухотворенное тело, сообразное Своим советам, и облекся в него, как в одежду. В этот дивный день Рождества, Слово не устрашилось и не устыдилось произойти из утробы девичей, но сочло недостойным Себя принять плоть от Своего творения, чтобы творение, сделавшись одеянием Творца, сподобилось славы, и чтобы сделалась известною милость, когда открылось, откуда по благости Своей снизшел Бог. Как невозможно было бы из земли явиться сосуду прежде, чем глина побывала в руках художника: так невозможно было поврежденный сосуд (естества человеческого) возобновить иначе, как сделав его одеянием Творца, Который облекся в него.

Что еще реку, что возглаголю? Новые чудеса поражают меня страхом. Ветхий денми стал младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Седящий во славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, бестелесный, непостижимый влачится человеческими руками, чтобы попрать жестокости грешников и беззаконннков и расторгнуть узы, обвивается пеленами, питается на коленах жены, чтобы стыд превратить в честь, бесчестие привести к славе, вместо терния дать венец. Он восприемлет мое тело, чтобы я соделался способным вместить в себе Его дух, – усвояет Себе (мою природу), одевается в мое тело, и дарует мне Свой дух, чтобы я, давая и обратно приемля, приобрел сокровища жизни. Что скажу и что возглаголю? Се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Матф. 1:23). Не о будущем ведется здесь речь, чтобы мы научились надежде, но должно нам повествовать о случившемся уже и удивляться уже исполнившемуся. Прежде к иудеям была речь, так как среди них исполнилось ныне это, и среди нас сбылось и стало действительным событием, ибо мы поняли (это пророчество), и восприняли его и уверовали. К Иудеям говорит Пророк: „вот Дева зачнет“ (Ис. 7:14), к христианам же обращается речь об исполнившемся на самом деле, полном сокровищ самом событии. В Иудее родила Дева, но все страны мира приняли Ее Сына. Там – корень виноградника; здесь – лоза истины. Иудеи выжимали грозды, язычники вкусили таинственную кровь: те посеяли зерно хлебное, эти пожали верою колосья. Иудеи уязвлены на смерть тернами, язычники исполнены даров; те сели под древом иссохшим, эти – у подножия древа жизни; те изъяснили постановления закона, язычники пожинают духовные плоды. „Се Дева во чреве приимет“... Объясни мне, Иудей, кого родила Дева? Дерзай и скажи, как ты сказал Ироду. Но знаю, что ты не дерзнешь и не скажешь истины, ибо не достоин (сказать ее). Ты посоветовал Ироду убить Младенца, и – чуждаешься меня, ибо я чту Младенца... Итак, кого же родила Дева? Господа природы телесной, – хотя ты отвергаешь это, но все творения свидетельствуют о том. Родила Дева не Сама от Себя, но как восхотел долженствовавший быть рожденным. Не по образу телесному действовал Бог, не закону плоти подчинился, но Господом телесной природы показал Себя, чтобы явить миру рождение чудесное, чтобы открыть силу Свою и показать, что, сделавшись человеком, Он рождается не как человек, – что Бог делается человеком, так как для воли Его нет ничего трудного.

В настоящий великий день Он родился от Девы, победив естества чин. Он выше супружества и свободен от повреждения. Довольно Тому, Кто был учителем чистоты, славно возблистать, изойдя из чистого и неврежденного чрева. Ибо Он – Тот самый, Кто вначале из девственной земли создал Адама, и от Адама без женщины произвел ему жену Еву. И как Адам без жены, прежде чем имел жену, произвел в мир первую женщину, так и в настоящий день Дева родила без мужа Того, о Ком сказано Пророком: „Он – человек, но кто знает Его“? Человек Христос, ибо ясно виден людьми, рожденный от Бога, так как роду женскому должно было совершить то же для рода мужеского, что совершено было родом мужеским для женского. И как от Адама взята жена, без ущерба и умаления его мужеской природы, так из женщины должен был без мужа произойти муж, по подобию произведения Евы, дабы не превозносился Адам тем, что без посредства жены произвел женщину. Потому-то Дева без сожительства с мужем родила Бога-Слово, соделавшегося человеком, чтобы в одинаковой мере равным чудом воздавалась равная честь тому и другому полу – мужу и жене. И как из Адама взята жена без умаления его: так из Девы взято тело (рожденного Ею): но Дева не понесла умаления, и Ее девство не потерпело разрушения. Здрав и неповрежден пребыл Адам, когда взято было от него ребро: так без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога-Слово. По этой-то причине от Девы, а не <слово нераспознанно>, Слово восприняло плоть Свою и Свою (телесную) одежду, чтобы не считался невинным грех Адама. Так как уязвленный грехом человек стал сосудом и орудием зла, то Христос воспринял на Себя это вместилище греха в Свою плоть, чтобы, соединившись с телом Творца, оно освободилось от скверн врага, и человек облекся в тело вечное, которое не может быть ни разрушено, ни расстроено во веки. Однако Вочеловечившийся рождается не так, как обыкновенно рождается человек. – Он рождается как Бог, делающийся человеком, являя при сем всю Свою (божественную) силу, ибо, если бы рожден был по общим законам природы, Слово казалось бы сделавшим нечто несовершенное. Посему от Девы родился и воссиял, – посему родившись сохранил неврежденною утробу девичу, чтобы неслыханный образ рождения был для нас знаком великого таинства.

Иудеи имеют обыкновение спрашивать язычников: „Бог ли – Христос»? Ясно, что нам следует ответить: „Христос есть Бог по природе, но не по природе стал человеком“. Так мы утверждаем и по истине веруем, призывая во свидетельство печать неповрежденности девства: всемогущий, Творец утробы и девства, Он избрал непостыдный образ рождения и соделался человеком, якоже восхотел. Скажи, Иудей: Дева родила, или нет? Ибо если Она родила, то веруй новому, чудному рождению: если нет, то зачем ты обманул Ирода, когда он тебя спрашивал: „где Христос рождается»? Ты сказал ему: „в Вифлееме Иудейском». Не я сам узнал место и город рождения! И как бы я знал образ его рождения, если бы уже прежде не сказал о том Пророк? А Исаия именно называет его Богом: „се, говорит он, Дева зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил“, что, в переводе, значит „Бог». Итак, если пророчество сбылось самым делом, вы должны поверить: ратуя против истины, вы сами добровольно свидетельствуете о ней. Книжники и фарисеи, которые хорошо знали закон, не научили ли нас и тому, что обличает вас? Вы же передали нам ваш закон и пророков, объяснили их и научили нас. Чему же иному из них мы научаемся, как не тому, что как до рождения, так и после рождения Дева пребыла девой? Разве не сами вы, когда Ирод спрашивал вас, сослались на слова пророка Михея: и ты, Вифлеем, город Иудин, ни чем не менее прочих городов Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя – Израиля (Мих. 5:2; Матф. 2:6)? Правильно сказал Пророк: из тебе бо изыдет: от вас произошел, но от вас удалился и принят был с верою в остальном мире. Кто же – Он, явлюшийся, но не остающийся? Это – Тот, Кто прежде веков и во веки пребывает. – Кто есть истинный Бог, во всем мире являющийся.

В этот великий день, ныне празднуемый, Бог явился как человек, как пастырь народа Израильского, Который оживотворил всю вселенную Своею благостью. О, дорогие воители, славные борцы за человека, которые проповедали Вифлеем, как место Богоявления и рождения Бога-Сына, которые сделали ведомым всему миру Господа всех, в яслях возлежащего, и яко Бога показали седящего в тесном вертепе! Невольно и против желания они стали благодетелями. Хорошо делают, хотя и нечестиво, не храня обетов: ибо в то время, как одни скрывали, другие, хотя и не веровали, открыли. Смотри, как простодушные ученые учат тому, чего сами не знают: сами умирают от голода, а других питают, – сами жаждут, а другим подают питие... Итак, прославим ныне радостно праздник годов. Столь же новые отныне законы празднеств, сколь дивны законы рождения. В великий день, ныне празднуемый, сокрушены оковы, посрамлен сатана, все демоны обращены в бегство, всеразрушаюшая смерть заменена жизнью, открыт рай разбойнику, проклятия превращены в благословение, все грехи прощены, изгнано зло, пришла истина, речи, исполненные благочестия и любви к Богу, огласили весь мир, насаждены правы чистые и непорочные, добродетель водворилась на земле, ангелы с людьми вошли в общение и люди дерзают беседовать с ангелами. Отчего и для чего произошло все это? От того, что Бог снизшел в мир, и человечество возведено до небес. Совершилось некое смешение всего: Бог совершенный снизшел на землю, хотя по природе совершенно пребывает на небесах, даже в то время, когда всецело находился на земле. Был Богом и соделался человеком, не отрицая Своего Божества: не сделался Богом, так как был им всегда по самой Своей природе, но соделался плотью, дабы быть видимым всему телесному. Тот, Кого небожители зреть не могут, избрал Своим обиталищем ясли, и когда Он пришел, все умолкло окрест Его. И не по чему иному Он возлег в яслях, как для того, чтобы, всем давая питание, Самому извлекать Себе пищу младенцев из матерних сосцов и тем благословить супружество.

В этот великий день люди, оставив свое суровое и строгое управление, исходят на прославление небес, по блеску звезды узнав, что снизшел на землю Господь спасти Свое создание. Господь, седяй на облаце легце, плотью входит в Египет (Ис. 19:1), по видимости убегая от Ирода, на самом же деле – да сбудется реченное Исаией: в той день Израиль будет третий во Египтянех (– 19:24). Первыми были Ассирияне и сделались первородными, так как первые почтили новорожденного Царя чрез волхов. Египтяне должны быть поставлены вслед за Ассириянами, так как видели убегающего к ним от человекоубийцы Ирода того же Царя. А „из дома Иерусалима прибегут и воспримут Его после“. Это исполнилось в то время, когда Иисус удалился за Иордан, и когда к Нему пришли узнавшие о Нем от апостолов... Иисус вошел в Египет, приводя в движение и ниспровергая идолов, подобно тому, как Он же некогда Сам затворил двери домов Египтян, губя их первенцев. Перворожденный пришел в мир, чтобы изгнать из него печаль и скорбь, и чтобы, разрешивши смертные узы тех перворожденных, воззвать их вновь к жизни. А что Сам Христос был перворожденный, о том свидетельствует евангелист Лука, который пишет: роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места в обители (Лук. 2:7). Люди вошли в пещеру, ни сколько не совещавшись о том прежде, и она стояла для них храмом святым. Бог вшел в Египет, чтобы вместо древней печали принести радость, и вместо мрака пролить свет спасения. Испорчена и вредна была вода Нила после того, как погибли в ней некогда преждевременною смертью младенцы. Явился в Египет Тот, Кто некогда воду обратил в кровь, и претворил те воды в источники спасительной воды возрождения, благодатью Св. Духа очищая грехи и прегрешения. Наказание понесли некогда Египтяне, ибо, как заблудшие, отрицали Бога. Иисус вошел ныне в Египет и посеял в нем благочестие для Бога, чтобы, отвлекши души Египтян от заблуждения, сотворить их друзьями Божиими. Воды речные соделал достойными облечь Его главу, как короною. Чтобы не удлинять не в меру нашу речь, и кратко заключить сказанное, спросим: каким образом непричастное страданию Слово соделалось плотью и стало видимым, пребывая неизменным по Своей Божественной природе? Но что реку и что возглаголю? Вижу плотника и ясли, Младенца и Деву-родительницу, всеми оставленную, угнетенную бедностью и лишениями. Смотри, до какой степени уничижения снизошло величие Бога. Нас ради обнища, богат сый (2Кор. 8:9): полагается в жалких пеленах, – не на мягком ложе. О, бедность, источник всякого превознесения! О, скудость, открывающая всякие сокровища! Он является бедным и – бедных делает богатыми; возлежит в яслях животного и – словом Своим приводит в движение весь мир. Покрывается рубищными пеленами и – разрушает узы грешников воззвавший к бытию целый мир одним словом Своим. Что еще скажу и что возглаголю? Вижу Младенца, пеленами повитого и в яслях возлежащего: Мария, Дева-матерь, предстоит вместе с Иосифом, нареченным Своим мужем. Он назывался Ее мужем, а Она – его женою, именами, приличными супружеству, хотя на деле они не были супругами; Иосифу была обручена Она, но Дух Святой нашел на Нее, как говорит о сем евангелист: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято есть (Лук. 1:35) и из семени небесного. Иосиф не дерзал противоречить и муж праведный не желал порочить Святую Деву, не хотел верить греху и произносить на Святую Деву хульные слова: но и имеющего родиться Сына не хотел признавать своим, ибо знал, что Он – не от него. И пока он сомневался и недоумевал, кто – такой Младенец, и рассуждал о том сам с собою, было ему небесное видение, явился ему ангел и ободрил словами: „не бойся, Иосиф, сын Давидов: Тот, Кто родится от Марии, свят и Сыном Божиим наречется. То есть: Дух Святой найдет на непорочную Деву, и сила Вышнего осенит Ее” (Матф. 1:20, 21; Лук. 1:35). – Воистину, родится от Девы, сохранив неврежденным Ее девство. Как первая дева пала, обольщенная сатаной, так ныне Гавриил приносит новую весть Деве Марии, чтобы деве соответствовала Дева, рождение – рождению. Увлеченная обольщениями, Ева произнесла некогда гибельные слова; Мария, приняв весть, родила бестелесное и животворящее Слово. За слова Евы Адам изгнан из рая; Слово, рожденное от Девы, открыло крест, с которого разбойник вошел в рай Адама. Так как ни язычники, ни иудеи, ни первосвященники не верили, чтобы от Бога мог родиться сын без страдания и без мужа, то ныне в теле, способном к перенесению страданий, рождается Он, сохраняя тело Девы неврежденным.

Так проявил Он Свое всемогущество, родившись от Девы, сохранив девство девы нерушимым, как и от Бога родился Он без всякого усилия, скорби, зла или разделения, оставив Божественное существо неизменным, родившись как Бог от Бога. Поскольку же люди оставили Бога, чтобы вместо Него почитать изваянные истуканы людей: то Бог-Слово воспринял образ человека, чтобы, изгнав заблуждение и восстановив истину, предать забвению почитание идолов, и Самому восприять Божественную честь, так как Ему подобает всякая слава и честь во веки веков. Аминь40.

* * *

39

Сконч. в 265 г.

40

Pitra Analecta sacra, spicilegio solismensi parato, tom IV. Romae. 1884; сравн. „Странник“, 1894 г., т. III. стран. 619–635.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle