Источник

Слово на день Введения Пресвятой Богородицы во храм. Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского

Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слoво Его, (Лук. 10:38, 39).

Сын Божий, Избавитель наш, странствуя на земле ради нашего спасения и переходя из града во град, из веси в весь, и рассевая на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великою радостью. Она хотела угостить столь вожделенного Гостя, как можно лучше, и всячески заботилась о том. Но поскольку Сын Божий для того и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, то и в доме том Он не преминул проповедать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра, именем Мария, которая, оставивши все попечение домашнее, каким бывают заняты женщины в таких случаях, и седши у ног Спасителя, с охотою начала слушать слово Божие. Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом cвoй. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. – Как вы, слушатели, думаете о двух сих Христолюбивых сестрах: которая из них более услужила Христу, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя: Мария всем сердцем прилежала к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят более труд Марфы, нежели Марии (да и мне так кажется), поскольку Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария не трудилась, услаждалась одним только слушанием Слова Божия. Посему Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Но слушайте, что говорит Христос Марфе, столь пекущейся: Марфо, Марфо, печетися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: а далее присоединяет: Мария же благую, то есть, лучшую часть избра (Лук. 10:40–42). Так вот видите, что Христос не по нашему рассудил: похвалил более тщание Мариино, нежели Марфино: Мария же благую часть избра, яже не омъимется от нея. Похвально было тщание Марфино, что она старалась угостить Христа, но еще более похвально Мариино, что она прилежно слушала Слово Божие. Марфа заботилась о телесном угощении, а Мария о духовном: посему для Христа было приятнее старание Марии, нежели Марфы. Ему, как пища сладкая, приятно, если кто слушает святое слово Его с благоговением и усердием. А когда Христос так похваляет усердие Мариино в слушании слова Божия, то тем научает нас, чтобы мы ревновали тому же духовному усердию. Посему, подражая старанию боголюбивой Марии, будем усерднее поучаться и мы, слушатели, в слове Божием, – о чем ныне составим и беседу нашу. Сего требует и торжество нынешнее, которое совершает Святая Церковь в честь Пресвятой Матери явльшегося на земле Сына Божия: ибо ныне Она вошла во храм Божий, во Святое святых, дабы соделаться храмом святым и жилищем воплощаемого Ипостасного Божия Слова. Послушайте же беседу нашу о том, что: 1) от незнания Слова Божия бывают всякие заблуждения и пороки, – 2) что, стало быть, оно нужно всякому хотящему жить по воле Божией, – и о том 3) как должно слушать его.

Человек, лишившийся очей телесных, или ходящий в глубокой тьме, не знает куда идет, – не видит, где ему грозит опасность, – часто падает в яму, часто спотыкается, не видит на себе нечистоты, хотя бы весь замаран был: так и человек, который не имеет разума, просвещенного словом Божиим, не видит пути истинного и спасительного, часто падает. И он тем несчастнее, что не чувствует своего падения: весь осквернен пороками, но, к несчастью, не видит их; постоянно грешит, но не знает грехов своих. Хотите ли, слушатели, увериться в том, что от неведения слова Божия бывает столь бедственное состояние, – я приведу вам некоторые примеры на то. Скверный и вреднейший порок – пьянство: оно подвергает тело всяким болезням, а душу погубляет. От пьянства происходят ссоры, сквернословия, богомерзкие песни, разжжения плотские и прочие бесчисленные соблазны, наводящие явную погибель душе, – почему святой Златоуст и говорит, что никто так не бывает любим диаволом, как пребывающий в пьянстве. И подлинно так: поскольку, чего не сделает трезвый, на то дерзает пьяный. Обладаемый сею страстью человек лежит уже почти в рове погибели, но того не чувствует; тонет в греховном болоте, но освободиться не старается; валяется в грязи, но омыться не хочет, и на хотящих вывесть его из той пропасти негодует. Но слово Божие страшно гремит против сего порока: не льстите себе: ни блудницы,... ни пияницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9–10). – Многие навыкли осуждать, злословить ближнего и не видят в том своего порока; но как тяжко грешат судьи сии! Часто бывает, что, кого считаем мы за грешника, тот пред Богом праведен, – кого мы проклинаем, того Бог благословляет: прокленут тии, и Ты благословиши, говорит Псалмопевец (Псал. 108:28). О, горе вам окаянным, когда сии, которых мы ныне неправедно судим, явятся во царствии Отца Небесного в лице праведных, и уже праведно пред всем миром будут судить нас, судей беззаконных! Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его, и отметающих труды его, говорит Премудрость Божия (Прем. Солом. 5:1). Видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его. И рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения. Безумнии житие его вмени- хом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам, – говорит таже Премудрость (Прем. Соломой. 5:2–6). Хотя бы и подлинно тот, кого ты осуждаешь, был грешен: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит, или падает: станет же, силен бо есть Бог поставити его, – так обличает тебя Апостол (Римл. 14:4). А твоя правда – откуда? В беззакониях зачат еси, и во гресех роди тя мати твоя (Псал. 50:7). Если же имеешь что доброе, то – Божие, а не твое: ибо человек не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может. Наконец, сии судьи неправедные судом своим восхищают сан Христа Сына Божия, Который един будет судить всему миру, и воздаст комуждо по делом его: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, говорит Апостол (2Кор. 5:10); и сих неправедных судей обличает слово Божие, говоря: не судите, да не судими будете (Матф. 7:1). – У многих вошло в злой обычай при всяком слове примешивать великое и страшное имя Божие: „Бог-де знает», „Бог весть»! Иные по тому же злому обычаю, говоря что-нибудь, клянутся тем же страшным именем, хотя бы самое дело и не требовало того, как-то: „ей Богу“, „Бог – свидетель“, „Бог видит“ и прочее, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутренние очи, то увидят, что они тем являют великое непочтение имени Божию. Но таковых Писание обличает, говоря: не приемли имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе (Исх. 20:7). – У многих в порок не вменяется празднословить и бесчинно смеяться; но Христос говорит: глаголю вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем ответ в день судный (Матф. 12:36); горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6:25)! – У многих ум занят тем, как бы сыскать похвалу у людей, и в том не признают своего порока; но Христос говорит к ним: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищите (Ин. 5:44), поставляя их между неверными? Некоторые ни во что вменяют насыщаться, объедаться; но Христос говорит: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете (Лук. 6:25). Сии все и подобные сим греховные обычаи вошли в нас от незнания и невнимания слова Божия.

Из вышереченного вы можете разуметь и то, что слово Божие нужно знать тому, кто хочет жить по воле Божией, усмотреть свои пороки, и так очистить их. В слове Божием открывается воля Божия благая и совершенная, и кто хочет исполнить волю Божию, тот должен знать, в чем она состоит: знать же невозможно, если прилежно не поучаться в слове Божием, в котором она открыта. Как можно исполнить волю царя, если не знать указов, в которых она изъясняется? Как можно жить и по воле Божией, без знания слова Божия, в коем она открывается? На то и дано святое слово Божие, чтобы поучаться в нем, и так управлять жизнь по воле Божией. Всяко Писание, говорит Апостол, Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим. 3:16, 17). Для сего и Сам Христос повелевает испытывать оное: испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39). Непрестанно поучаться в законе Своем повелевает и Господь, как пишется в книге Иисуса Навина: И да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумееши творити вся писанная: тогда благоуспееши, и исправиши пути твоя, и тогда уразумееши (Иис. Нав. 1:8). Святое Писание есть как бы свеча, сияющая в темном месте, светящая ходящим во тьме мира сего, да не преткнутся: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Псал. 118:105). Священное Писание это – твердейшее правило духовное, по которому мы должны препровождать жизнь нашу (а что не согласно с ним, исправлять и переменять); это – путеводитель, показующий нам путь правый, ведущий к Богу, Создателю нашему, источнику всех благ. Это – как бы зеркало духовное, показывающее душе нашей пороки, дабы, узнавши их, мы могли очистить их покаянием; это, наконец, – как бы благовонная аптека, в которой есть различные врачевства против немощей душевных. Страждет ли кто недугом гордости и высокоумия: там он найдет врачевство против своей немощи, увидев, что всяк возносяйся смирится: и смиряяйся вознесется (Лук. 14:11), – станет на одной стороне со смиренным мытарем, и, не дерзая возвести очей на небо, будет стенать о своих грехах. Болит ли кто недугом сребролюбия, – там он услышит глас Божий: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12:20), и, устрашенный сим гласом, отъидет исцелен. Малодушествует ли кто, оттуда получит исцеление; сомневается ли кто в чем, отойдет утвержден; страждет ли кто недугом неверия, там обрящет врачевство веры; одержим ли кто отчаянием, там найдет надежду милосердия Божия, известную всем грешникам кающимся, – там он увидит, что милосердый Отец Небесный распростертыми руками приемлет к Себе блудников, прелюбодеев, мытарей, разбойников и прочих великих грешников, с сокрушенным сердцем к Нему приходящих, и повелевает радоваться обращению их всем небесным Силам. Радость бывает на небеси пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лук. 15:10), говорит Христос, ободряя нас малодушных. Словом сказать: кто бы ни имел какую душевную немощь, в Священном Писании он найдет несомненное врачевство себе, если только приступит с подобающим сердцем. Ибо Писание просвещает разум в вере, укрепляет волю к совершению добрых дел, восставляет и вкореняет надежду, и таким образом сии три богословские добродетели – веру, надежду и любовь, без коих человеку невозможно спастись, насаждает в сердце нашем с помощью Того, Кто благоволил предать нам сие Писание на пользу нашу душевную, по Своей благости. Отсюда мы видим, слушатели, и то, сколь нам нужно то слово Божие.

Теперь посмотрим, как должно слушать или самому читать слово Божие. Когда мы желаем слушать, или читать слово Божие с пользою для души, то нам надобно очистить сердце свое от всех препятствий, которые не допускают вместиться в нем слову Божию. Губа напоенная ничего не может принять в себя, пока не выжмется то, чем она напоена: так и сердце человеческое, занятое различными похотями и попечениями, не может допустить в себя и вместить Божия слова. Итак, если мы хотим поучаться в слове Божием с пользою, надобно учинить следующее. – Первое. Чтобы сердце наше не было дорогою, по которой идут различные похоти и суетные помышления, на которой посеянное слово Божие поядают птицы небесные, то есть, похищают духи злобы поднебесные. – Второе. Чтобы сердце наше не было каменным, и потому бесчувственным, дабы от печали житейских попечений не посохло всеянное семя слова Божия. – Третье. Чтобы оно не было заглушено терниями сребролюбия, любочестия, любосластия и прочих прихотей, которыми подавляется всеянное слово Божие. – Четвертое. Следственно, сердце должно быть для него землею доброю, дабы оно могло принести плод во сто, или в шестьдесят, или по крайней мере в тридесят. Таким образом, очистив и предуготовив сердце. надобно приступать к слушанию слова Божия со страхом и радостью. Со страхом: помышляя о величестве Того, Кто дал его, ибо Он – Бог, Царь Небесный; с радостью: помышляя о благости Того, Кто чрез слово Свое святое благоизволил беседовать с нами, бедными, нищими и отверженными, и не возгнушался послать нам Писание Свое, как друг к своему другу посылает письмо. А какова должна быть сия радость (о которой я здесь говорю), о сем суди из следующего. Если царь земной напишет к кому от себя письмо, знаете ли вы, с какою радостью, веселием и услаждением читает это письмо получивший оное? сколько раз прочитывает его, лобызает, почти из рук не выпускает, день и нощь утешается им, друзьям и соседям своим хвалится: „сам-де государь удостоил меня своим письмом»! И подлинно, есть чем хвалиться, потому что это – знак особенной царской милости к рабу своему: царь жалует его паче других, как верного слугу своего. А вот, Царь Небесный, Бог и Создатель наш, послал к человеку Писание Свое чрез пророков и апостолов, как письмо к другу Своему, и в нем открыл волю Свою, объявил о Себе, кто – Он и как любит, хранит и к чему ведет человека, призывает его к Себе и в Свое сообщение, обещает с Собою вечное небесное царствие и иеизглаголанную радость на небесах. Читай и слушай, человече. Писание сие, как бы к тебе самому писанное: читай, как письмо от Царя Небесного, от Бога и Создателя твоего к тебе присланное в знак любви и милости Его к тебе, – и ты будешь читать или слушать слово Божие непременно с радостью и великим утешением. При этом прилежно молись со святым Давидом к Творцу, говоря: Господи, открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118:18). Сия молитва твоя будет беседою к Богу, а твое чтение или слушание слова Божия будет Божией беседой с тобою: чрез свою молитву ты будешь говорить к Богу и предлагать прошение свое, а Бог чрез слово Свое святое будет отвечать тебе, научать, наставлять, вразумлять, утешать тебя. Какое сладостное и желанное собеседование! Бог с человеком. Создатель с созданием Своим, Господь с рабом Своим беседует. Приступая к слушанию слова Божия, возьми в пример оную благочестивую Марию, о которой в начале речи помянул я, которая оставила всякое домашнее попечение и, седши при ногах Иисусовых, слышаше слово Его. Аминь38.

* * *

38

В незначительном сокращении. См. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. пятое. Москва. 1889 г., т. 1-й, стр. 47–54.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle