Источник

Беседа в неделю Ваий. Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Во время благоприятное послушах тебе, и в день спасения помогох ти (Ис. 49:8), изрек Бог чрез Исаию. Посему прилично сказать к любви вашей Апостольское оное слово: се время благоприятно, и день спасения: отложим убо дела темная, и сотворим дела света; яко во дни, благообразно да ходим (2Кор. 6:2; Римл. 13:12, 13). И подлинно, приближается воспоминание спасительных Христовых страстей и новая, великая духовная Пасха, начало будущего века, что предвозвещает Лазарь, исшедший из пропастей адских и четверодневно воскресший из мертвых одним гласом и повелением Христа, имущего власть живота и смерти. И вот, вдухновением Духа Божия, отроки и народ незлобивый предвоспевают Господа, освобождающего от смерти, изводящего души из ада и подающего душе и телу жизнь вечную. Итак, если кто хочет видеть благие дни живота, тот да удержит язык свой от зла, и устне свои еже не глаголати льсти, да уклонится от зла, и сотворит благо (Псал. 33:13, 14, 15). Ибо зло есть пьянство и роскошь; зло есть сребролюбие и неправда; зло – дерзость и гордость. Да уклонится же всякий от сих пороков и сотворит дела благие (а они таковы: воздержание, пост, трезвенность, правда, милость, великодушие, любовь и смирение); да достойно воспримет положившего Себя за нас Агнца Божия; да получит оттуда залог нетления, и соблюдет себя в угождение обещанного нам на небесах достояния.

„Но, скажете, добродетели труднее пороков“. Сего я не усматриваю: ибо пьяный и невоздержный сам по себе предпринимает трудов более трезвого, и похотливый – более воздержного, и пекущийся об обогащении себя – более довольствующегося малым, и ищущий себе славы – беспокоится более живущего в незнатности. Поскольку же добродетели кажутся нам труднейшими по сладострастию нашему, то станем принуждать себя к оным: ибо царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Матф. 11:12), как изрек Господь. Итак, нужно старание и внимание всем нам, славным и бесславным, начальникам и подвластным, богатым и убогим, чтобы изгнать из своей души страсти, и вселить в оную сонм добродетелей: поскольку и земледелец и домостроитель и просто всякий от собственных трудов питающийся, если изженут из души своей желание богатства, славы и роскошества, будут воистину блаженными. Это и суть те нищии, которых есть царство небесное, почему и Сам Господь о таковых сказал: блажени нищии духом (Матф. 5:3). Нищии духом суть те, которые имеют добровольно наружную бедность, или сносят оную великодушно, если бы она была вынужденная. Богатеющие же, роскошествующие и наслаждающиеся временною славою, вообще одержимые такими вожделениями, впадут еще в большие сети диавола: ибо обогащающийся не оставляет богатства, а наиболее умножает, желая большего, чем было первое; также и любострастный, и невоздержный, удовлетворивши собственные похоти, каждый больше умножает их, а не оставляет. Посему-то богатому трудно внити в царствие Божие (Матф. 19:23). Како вы, сказано, можете веровати в Мя, славу от человек приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищуще (Ин. 5:44)? Но если кто богат, или славен, пусть не смущается: ибо таковой может, если захочет, искать славы Божией, и принуждать себя, чтобы укротить наклонность к худому, совершать великие добродетели и отдалять ужасные пороки не только от себя добрым произволением, но и от других многих, не хотящих того. Он может не только поступать справедливо и быть воздержным, но и многоразлично запрещать хотящим сделаться неправедными и невоздержными; не только повиноваться Евангелию и проповедникам его, но и покорять нехотящих повиноваться Церкви Божией и предстоятелям ее о Христе; не только силою и властью, полученною от Бога, но и чем, что может быть для требующих примером во всех благих: ибо обладаемое уподобляется владеющему. Итак, хотя всем нам нужно попечение, принуждение и внимание, но неравное; славные и богатые, если бы захотели спастись, должны употребить больше принуждения и старания: поскольку они обыкновенно бывают ослушнее. Это явствует и из Евангелий Христовых, прочтенных вчера и ныне. А именно, когда совершилось чудо над Лазарем, и ясно было, что сотворивший оное есть Бог, то народ повиновался и уверовал; начальствующие же тогда, т. е. книжники фарисеи, были столь далеки от повиновения, что тем паче еще раздражались на Христа, и от ярости захотели явльшегося Господа живота и смерти предать смерти за слова и дела Его.

И никто не может сказать, будто бы то обстоятельство что Христос, возведши очи Свои на высоту, сказал: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя (Ин. 11:41) – будто бы это обстоятельство препятствовало им думать, что Он равен Отцу, потому что Спаситель присовокупляет, говоря Отцу: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Ин. 11:42). Дабы узнали, что Христос есть Бог и сущий от Отца, и творит чудеса по воле Его. Спаситель возвел к Отцу очи Свои пред всеми; а изреченные к Нему слова показывают, что глаголющий на земле равен Всевышнему, Отцу Небесному. Ибо, как в начале созданию человека предшествовал совет, так и ныне перемену в Лазаре будущего человека предваряет совет. Но там Сам Сын слушал Отца, когда Он сказывал к Нему, имея в намерении сотворить человека (Быт. 1:26): сотворим человека, и так человек был произведен в бытие; а здесь ныне слушает Сына говорящего Отец, и так Лазарь оживотворился. Видите ли, какое единосоветие и единочестие? Возведение очей при предстоящем народе было образом молитвы, слова же были не молитвенные, но владычественные: Лазаре, гряди вон (Ин. 11:43); и вдруг четверодневный мертвец предстал пред Него живым. Воззва же гласом великим, и это – для предстоящих: поскольку Христос мог воскресить его не только умеренным гласом, но и одною волею. Так, еще когда Он находился издали, еще когда камень лежал на гробе, Он предстал гробу и повелел предстоящим, чтобы они взяли камень, и воззвал гласом велиим; и так воскресил Лазаря, дабы и чрез собственное зрение и чрез собственное обоняние (ибо они сами почувствовали смрад мертвеца), и чрез собственное осязание (они употребили собственные руки – сперва взяли камень от гроба, а потом разрешили около тела обязание и на лице убрус), и чрез собственное слышание (так как Он возвещал глас Бо- жий в слух всем) уразумели все и уверовали, что Он есть нарицаяй не сущая яко сущая, и носяй всяческая глаголом силы Своея (Римл. 4:17; Евр. 1:3), и что в начале Он сотворил все сущее одним словом из несущего. Незлобивый народ чрез сие уверовал для того, что не только сохранил веру, внутри себя, но и провозглашал дела и слова Божества Его. Ибо по четверодневном восстании Лазаревом Господь, обретши осля, которое предуготовлено было Ему учениками, как повествует Евангелист Матфей, вседши на оное, шествует во Иерусалим по пророчеству Захарии, предсказавшего: Нe бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй: той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Захар. 9:9). Сими словами Пророк показал, что пророчествуемый оный Царь, воистину, есть един Царь над Сионом. „Царь твой, сказал Пророк, не – какой-нибудь притеснитель и злодей, но знак Его есть смирение и убожество: ибо, седя на осле, входит без всякого великолепия человеческого; посему един Праведный Царь и спасаяй в правде, и той кроток, как имущий особливейшую кротость. Сам же Господь о Себе сказывает: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем“ (Матф. 11:29).

Итак, Царь, воскресивши Лазаря из мертвых, седя на осляти, шествовал тогда в Иерусалим: народы же почти все вдруг (отроки, мужи, старцы), подстилая ризы свои и взявши ваии от финик, который суть знамение победы, вышли на встречу к Нему, как Животворцу и Победителю смерти, поклонились и сопровождали Его не только вне, а и внутри ограды храма, согласно восклицая: Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних (Матф. 21:9). „Осанна“ же это – песнь, воссылаемая к Богу, и значит: „спаси, Господи»; а присовокупленное: в вышних показывает, что Его воспевают не на земле только и не человеки только, но и в вышних Ангелы небесные; и не только воспевают и благословляют Его так народы, но еще и противятся богопротивному мнению книжников и фарисеев. И подлинно, они безумно говорили о Нем: сей человек несть от Бога, яко знамения многа творит. Аще убо оставим и не умертвим Его, вcu уверуют в него: и приидут Римляне, и возмут место и язык наш (Ин. 11:47, 48). А что говорит народ? Благословен грядый во имя Господне, благословенно грядущее царство отца, нашего Давида (Марк. 11:9, 10). Словами: благословен грядый во имя Господне показали, что Он – от Бога, и идет во имя Отца, так как и Сам Господь говорит о Себе: яко Аз пришед во имя Отца Моего, и от Бога изыдох и иду (Ин. 16:28); а словами: благословенно грядущее царство отца нашего Давида, показали, что царство есть такое, в которое, по пророчеству, будут веровать и язычники, и римляне. Ибо Царь ceй не только есть надежда Израиля, но ожидание языков, по пророчеству Иакова, который привязывает осла своего к лозе, то есть подлежащий ему народ из Иудеев, и к кисти виноградной жребя Свое. Кисть же виноградная – ученики Господни, к которым Он сказал: Аз есмь лоза, вы же гроздие (Ин. 15:5). Итак, не умом, но злобою младенствующе (1Кор. 14:20), вдохновенные Духом Божиим, они воссылали Господу совершенную песнь, свидетельствуя, что, как Бог, Он оживотворил четверодневномертвого Лазаря. Книжники же и фарисеи, видевши таковые чудеса и отроков поющих в церкви и говорящих: Осанна Сыну Давидову, негодовали и говорили ко Господу: слышиши ли, что сии глаголют (Матф. 21:16)? Господу же тогда подобало скорее сказать к ним так: «или вы не видите, не слышите и не разумеете»? По сей-то причине Сам Господь, посрамляя их негодующих, как восприемлющий приличествующее единому Богу песнопение, воистину, отвечал: „Слышу невидимо мудрствующих о Мне, и говорящих это: аще же сии умолчат, камение возопиет (Лук. 19:40). Разве вы вовсе не разумеете оного Пророческого проречения: яко из уст младенец и ссущих совершу хвалу?“ Однако же и то было весьма дивно, что уединенные отроки и неученые, воспевая Ангельскую песнь, устами совершенно благословили Бога, нас ради воплотившегося. Ибо как Ангелы при рождении Христа воспели: слава в вышних Богу и на земли (Лук. 2:14), так и сии ныне при вшествии Его воссылают оную песнь, глаголя: Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних.

Будем же младенчествовать злобою и мы, братие, юноши и старцы, владетели и подвластные, дабы укрепиться от Бога, воздвигнуть знамение победы не только над злыми страстями, но и над видимыми и невидимыми врагами, и обресть благодать Слова во благовременную помощь. Ибо младое жребя, которого Господь ради нас удостоил Своим седением, прообразовало повиновение Господу языков, из которых мы все – властители и подвластные. Итак, как о Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский: несть Иудей, ни Еллин (Галат. 3:28), но все – едино, по Божественному Апостолу: так, о Нем нет ни властителя, ни подвластного, но все по благодати Его, верою в Него, – едино, и составляем едино тело Церкви, имея одну главу Его; все почерпнули единого Духа, все прияли едино крещение, и одна у всех – надежда, и един у нас – Бог, иже над всеми и во всех нас. Возлюбим друг друга, и попечемся друг о друге, будучи как бы удами друг другу. Знамение же нашего у Него учения, как Сам Он сказал, и отеческое достояние, которое Он оставил нам, преходя от мира сего, есть любовь; а утверждает нашу взаимную любовь совершенная молитва, которую Христос подал нам, восходя к Отцу Своему. Итак, постараемся быть участниками Отеческой молитвы, и не отметаемся Его достояния и знамения, которое Он Сам дал нам; да не отвержемся сыноположения, благословения и учения у Него, да не отпадем от обещанной надежды и исключены будем из духовного брака. Как прежде спасительной страсти, когда Господь входил в земной Иерусалим, не только народ, но и владеющие языками (т. е. Апостолы Господни) подстилали одежды: так и мы, властители и подвластные, подстелем собственные наши естественные одеяния, плоть нашу и хотения ее покоряя духу, дабы нам не только удостоиться видеть спасительную страсть Христову, и поклониться святому воскресению Его, но и насладиться приобщения к ним. Аще бо сообразны быхом, сказал Апостол, подобию смерти Его, то и воскресения будем (Римл. 6:5), которое да улучим все мы благодатью и человеколюбием Бога и Господа, Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь175.

* * *

175

Curs. Сomp1. Раtrоlоg. Migne, tom. CLI. col. 1177–1188; cp. „Святаго oтца нашего Григория Палама, архиепископа Фессалонитского, десять бесед“. Москва 1785 г., стр. 125–141


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle