Поучение в день Благовещения Пресвятой Девы Марии. (Девство достохвально; надлежит усильно блюсти девство, памятуя о том, как враг воюет против него). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника
В день Благовещения попытаюсь сказать вам нечто немногое по поводу Благовещения, – именно показать, сколь велик обет девства...
В самом деле, кому Архангел Гавриил сказал: радуйся, благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28)? Не Пресвятой ли Деве Марии? И от кого воплотившись, вочеловечился Сам Бог и Слово? Не от Сей ли блаженной Девы? Итак, сие девство взрастило Жизнь всех. Девство есть царица добродетелей; девство есть Невеста и Невестоводительница Христова. И если желаете, послушаем, что говорит блаженный Павел: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Разделися жена и дева: непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом: а посягшая печется о мирских, како угодити мужу (1Кор. 7:32–34). Видите ли силу слова, – что брак не дает времени пещись о деле угождения Богу, а о мирском? – Таким образом, девству, как наследие, вверяется благая часть. И в царствии небесном девству отдается первенство, ибо в Апокалипсисе святого Иоанна написано: сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет (Апокал. 14:4). Вот какого преимущества сподобляются избравшие и сохранившие девство! Они споследствуют Христу и сорадуются с Ним.
Не забудем однако, что чем выше и преестественнее дело сие, тем сильнее губитель жизни нашей, диавол, напрягается низложить нас, паче других страстей, противоположною ему страстью. И кто исчислит, сколько уже от века низложил он? И что может быть жалостнее этого?.. Мы же будем хранить душу свою, как зеницу ока, чистою для Жениха Христа, не предавая вверенное нам сокровище девства; и не дадим себе пострадать, что страждут рыбы, кои, быв обмануты затравою, проглатывают удицу и находят смерть. И в самом деле, сласть плотская есть удина, растлевающая, а не питающая, – смертоносная, а не живительная, от коей да избавимся мы силою Божиею, и на будущее время да пребудем чистыми и непреткновенными, пока будет дыхание в ноздрях наших, дабы, преселясь отселе победоносными, улучить нам царствие небесное во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь146.
* * *
См. 126 поучен. преп. Феодора Студита под названием: „Малый Катихизис“ – рукоп. (X в.) Московск. Синод. библиот. (374–CCCLXI). л.л. 151–152; сравн. „Добротолюбие“, в русск. переводе. Издание 1889 г. Москва. Том IV, стран. 542–543.